РАЗРАБОТКИ
|
«МИР изменчивый и постоянный» 3 класс Внеклассное чтение, сольфеджио, живопись. Тема: Образ весны в литературе, музыке и живописи на при
«МИР изменчивый и постоянный»
3 класс Внеклассное чтение, сольфеджио, живопись. Тема: Образ весны в литературе, музыке и живописи на примере стихотворения С.А. Клычкова "Ранняя весна" Составитель: Русанова Елена Викторовна Цель: ● познакомить обучающихся с творчеством С.А.Клычкова, учить анализировать содержание лирического произведения; Задачи: образовательные: ● формировать умение анализировать ритмический рисунок стихотворения и определять его размер; воспитательные: ● способствовать воспитанию у младших школьников любознательности, наблюдательности; ● воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и искусства. развивающие: ● развивать навык правильного и выразительного чтения, речь, чувство ритма, воображение; ● развивать творческое воображение, речь; ● учить сравнивать, обобщать, делать выводы. Ход урока: Эмоционально-художественный уровень (погружение в тему) - Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки. А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку. “Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный” Ульям Шекспир. - Как вы понимаете это высказывание? - Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ. - Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ? - Нам помогают еще и художники. Философско-эстетический уровень - Вспомните репродукции, каких картин мы рассматривали на прошлом уроке литературного чтения? - Репродукции О. Ренуара “Лягушатник” и К. Моне “Сена у Буживаля”. - Образ, какого времени года создали эти художники? - Они создали образ поздней весны. - Какой образ весны предстал перед французскими художниками импрессионистами? - Светлый, чистый, воздушный, легкий. - Удалось создать образ весны художникам? - С помощью чего передают этот образ весны художники? - Они старались передать игру света-тени, своей необычной техникой, точечного мазка, художники хотели передать необычные оттенки природы. (Задача импрессионистов - передать движение и ускользающий миг. Показать мир изменчивый и постоянный. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины). - Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней было рассказано. О весне много создано произведений искусства - музыки, стихотворений, картин. – Послушайте замечательный романс С.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды», и ответьте на следующие вопросы: – О каком времени года идет речь? – Какие средства использовал композитор в музыке для отображения данного времени года? (Мажорный лад, непрерывное движение звуков мелкими длительностями, высокий подвижный женский голос – сопрано). (Показ портретов С.Рахманинова и Ф.И.Тютчева) После прослушивания дети дают ответы на поставленные вопросы. Логически-понятийный уровень – Мы рассмотрели образ весны, который создали художники, музыканты. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как тема весны представлена в творчестве С.А.Клычкова на примере стихотворения «Ранняя весна». Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (собств. Лешенков) (1889–1937, по др. данным 1940) Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей Антонович (1889-1940), поэт, прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906-1908 начинает публиковать свои стихи ("Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906). В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским. В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни" имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!" В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений – "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д. Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив. Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 – "Кольцо Лады", в 1923 – "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления. После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой. Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова "Сараспан" вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др. В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован. – Подумайте, почему стихотворение названо «Ранняя весна»? Какие признаки наступления весны в природе описывает автор? Что изменяется с приходом весны? А что осталось неизменчивым, постоянным? (Чтение стихотворения учителем наизусть). С.А.Клычков Ранняя весна Сегодня вечером над горкой Упали с криками грачи, И старый сад скороговоркой Будили в сумраке ручьи. Церковный пруд в снегу тяжелом Всю ночь ворочался и пух, А за соседним частоколом Кричал не вовремя петух. Пока весь снег в тумане таял, Я слушал, притаясь к окну: В тумане пес протяжно лаял На запоздавшую луну… – Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение? Вторичное чтение стихотворения обучающимися (про себя). – А теперь давайте внимательно прочитаем текст стихотворения и поразмышляем над его содержанием; представим себе картину, описанную автором. Выборочное чтение. – Прочитайте строки, в которых говорится о том, в какое время суток происходит действие. – От какого лица ведется повествование? Докажите словами из текста. – Где рассказчик видит описанную картину? – Что он видит? Какие звуки он слышит? (Прочтите). – Что сказано о ручьях? – Каким вам представляется пруд? Какой художественный прием использовал автор? – Почему петух кричит не вовремя, по мнению автора? Словарно-лексическая работа Частокол – изгородь из заостренных колышков. – Почему рассказчик слушал, притаясь? – Как вы считаете, почему стихотворение заканчивается многоточием? – Какие художественные приемы использовал автор в этом стихотворении? Приведите примеры. (Эпитеты, метафоры, олицетворение). – Какие чувства передает автор? – Когда поздно вечером все засыпают, наступает тишина и покой. Почему же в этом стихотворении все персонажи ведут себя беспокойно? Что не дает им уснуть? (Наступление весны.) В природе происходят изменения. - А что остается постоянным? – Какое состояние природы нужно передать при чтении? Упражнение в выразительном чтении стихотворения Анализ чтения стихотворения учащимися. Логически-понятийный уровень Сольфеджио и литературное чтение – Как вы думаете, для чего мы изучаем ритм стихотворения? - Стихотворения помогают услышать ударные и безударные слоги, осознать протяженность слогов и их соразмерность. Ритм разных слов передаётся с помощью нескольких групп длительностей. Из них складывается ритм стихов и песенок точно так же, как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти ритмические группы получили название РИТМОБЛОКИ. Когда композитор выбирает какое-либо стихотворение для своей новой песни или романса, он в первую очередь обращает внимание на мелодику слова (поддаются ли слова распевам), расставляет ударение (мы это называем выделением сильной доли). Затем у него вырисовывается размер, который становится основным размером нового романса. И кто знает, ребята, может быть кто-то из вас станет композитором и будет писать музыку для песен и романсов, а я буду исполнять на уроках сольфеджио ваши произведения. Сольфеджио – Дайте определение понятиям, которые помогут нам в работе над ритмом. На доске таблица с терминами: Размер Ритм Такт Тактовая черта Затакт Лад Размер – это две цифры, которые ставятся после ключа. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте, а нижняя – какими длительностями выражены эти доли. Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей. Тактовая черта – это вертикальная черта, которая ставится поперек нотного стана и разделяет такты между собой. Затакт – это неполный такт, который начинается со слабой доли. Последний такт при этом тоже неполный, но он начинается с сильной доли. Если соединить затакт и последний такт, то получится полный такт. Ритм – это чередование длинных и коротких длительностей в произведении. Лад – это когда звуки ладят между собой во главе с тоникой. Анализ ритма стихотворения С.А.Клычкова «Ранняя весна» – С какой доли начинается первое слово стихотворения? (Ударение падает на второй слог, а это значит, что стихотворение начинается из-за такта.) – Давайте попробуем поставить ударение в первых словах каждой строки. Все ли они начинаются с затакта? (В первом слове каждой строки ударение падает на второй слог. Значит, ритм каждой строки начинается с затакта). – Какая длительность находится в затакте? (Восьмая). – Продирижируйте и подберите размер к данному стихотворению? – Сколько тактов будет в каждой строке? (3 такта). – Рассмотрите карточки с ритмическими рисунками. Каждая карточка изображает один такт. Расположите их в нужном порядке. На доске: Правильное расположение тактов: Сегодня вечером над горкой – Проверьте, ритм второй строки такой же или отличается от данного? Ритм второй строки отличается последним тактом. (Аналогично проводится работа над ритмом следующих строк стихотворения). – Проверьте, есть ли строки с одинаковым ритмическим рисунком? (Первая и третья строка, вторая и четвертая и т.д.). – Какое настроение у этого стихотворения? Веселое, радостное или грустное, печальное? В каком ладу вы написали бы мелодию к данному стихотворению? (Мнение детей разделилось). – Мы пришли к выводу, что мелодию к данному стихотворению можно написать и в мажоре, и в миноре. Творческая рефлексия - Вот и подошла к концу наша встреча с прекрасным. Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом. - Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть произведения. - Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами С.А.Клычкова. Живопись - А сейчас мы "оживим" наш "Весенний пейзаж" (художники выходят к полотну). Философско-эстетический уровень – Что сегодня на уроке вызвало у вас особый интерес? - С.Клычков писал стихотворения о весне, С.Рахманинов – музыку, художники изображали весну на своих картинах. Мы увидели, что в поэзии, музыке и изобразительном искусстве существуют удивительные возможности, для того, чтобы высказаться о любви к родной природе. Этот мир не вращается вокруг одной-единственной линии, он изменчив и постоянно обновляется. Каждый день что-то происходит, открываются все более удивительные и ранее неизвестные вещи! Творческая рефлексия Напишите мелодию к данному стихотворению в одноименных тональностях: Ре мажор – Ре минор. Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению (по желанию). Учитель начальных классов: Русанова Елена Викторовна Преподаватель сольфеджио: Капчинская Виктория Альбертовна Преподаватель живописи: Бурмистрова Татьяна Анатольевна «
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены