РАЗРАБОТКИ
|
Аккорды русской души
Информационный классный час (презентация)
«Аккорды русской души» Составитель: Балашова Е.В. Цели: познакомить детей с традицией празднования на Руси ярмарки; с русским фольклором, играми, развлечениями; воспитывать любовь к Родине, русскому народу, его традициям; развивать кругозор, речь, чувство коллективизма. Оформление: воздушные шары, яркие платки. Оборудование: костюмы Петрушки и Скомороха, забор с цветами, каравай, рушник, соль в солоничке, «Словарь русского языка» Ожегова, аккордеон, 2 микрофона. Ход мероприятия: 1 слайд 2 слайд Ведущий: - Сегодняшний наш разговор я хочу начать с вопроса: «Фольклор – что же это такое?» (Выслушиваются ответы детей) 3 слайд Ученик 1. - Фольклор – это устное народное творчество: это русские народные песни, пословицы, поговорки, сказки, потешки, небылицы. 4 слайд Ученик 2. - Из произведений устного народного творчества мы узнаём о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, как проводили свободное от работы время. Ученик 3. - Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми. Ведущий: - С некоторыми традициями русского народа мы познакомимся сегодня и продолжим знакомство на празднике в пятницу. - В первые сентябрьские дни в деревнях выпекали первые караваи из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в красный угол избы. 5 слайд Всем вам знакома песня… (Дети исполняют песню "Каравай", двигаясь в такт музыке.) Как на осенние именины Испекли мы каравай (ходят по кругу): Вот такой вышины (взявшись за руки, подняли вверх), Вот такой низины (садятся на корточки), Вот такой ширины (взявшись за руки, расходятся широко по кругу), Вот такой узины (все сближаются к центру)! Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай! Каравай мы вам подносим, Кланяясь, отведать просим. (Девочка с караваем на рушнике обходит зал и угощает гостей.) Вопрос из зала выкрикивает подготовленный ребёнок - Елена Владимировна, а что же такое каравай и откуда взялась эта традиция? 6 слайд Ведущий: - В роли каравая могут выступать различные хлебные изделия, например, большой пряник с украшениями, рыбный пирог. Каравай обычно круглой формы, реже кольцеобразной. Круглая форма не случайна - каравай является символом почитания верховного бога, дарующего жизнь всему сущему, бога солнца - Ярило. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшенной кашей, сыром. На каравай помещают различные фигурки из теста (птичек, животных, жениха и невесту, ребенка, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды). 7 слайд - Символика узоров свадебного каравая также имела постоянное значение. Веточка калины - символ любви, цветок со множеством лепестков в центре каравая - дети в семье, колоски или виноград - благосостояние и мир в доме, голуби символизировали супружескую верность. Опоясывают каравай ободом из теста, часто в виде плетеной косы, обвязывают белым полотенцем. Особое значение придавалось и размерам каравая: он не должен быть слишком большим, чтобы не вызвать гнев богов хвастовством, но и не может быть маленьким - счастья в доме должно быть в меру, излишество так же вредит, как и недостаточность. 8 слайд Ученик 4. Слава миру на Земле. Ученик 5.Слава хлебу на столе. Ученик 4. Если мы хотим кого - то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С Уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Ученик 5. С караваем соль подносим Поклонясь, отведать просим: -Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб - соль из рук. Ведущий: - После того, как весь урожай зерна был собран, проводились ярмарки. Вопрос из зала выкрикивает подготовленный ребёнок - Елена Владимировна, а что же такое ярмарка? 9 слайд Ведущий: - В «Словаре русского языка» Ожегова даётся такое определение: «Ярмарка – регулярно, в одном и том же месте и в одно время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями (учитель определение зачитывает из словаря). - На ярмарке есть главные действующие лица. Знакомьтесь с ними! Петрушка: -Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки да славные девчушки! Все садитесь поудобнее, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается, ярмарка открывается! Скоморох: Вот вы где собрались! Зазываю вас, друзья на базар сегодня я! На славянский на базар Показать лицом товар Ну, что? Собрался народ? (Не слышу). Очень хорошо! Вас ждет много песен и шуток, И веселых прибауток Собрались мы позабавиться да потешиться, Пошутить, да ума разума со дна зацепить. 10 слайд - Меня зовут Скоморох. В этом словаре про меня так написано: певец – музыкант, бродячий комедиант. А это мой друг Петрушка. 11 слайд Петрушка: - Меня можно встретить на ярмарочных кукольных представлениях. Мы на ярмарке, затейники, без нас на ярмарке скучно и неинтересно будет. Мы и товар предложим и развеселить вас сможем. Ведущий: - Скоморох и Петрушка сейчас были зазывалами. Именно так начинались на Руси ярмарки. Скоморох: - Вот сейчас для всех для вас Будет русский перепляс. Кто станцует веселей? Подходи сюда скорей. 12 слайд Дети исполняют танец «Матрёшки» Петрушка: - Затей у нас большой запас А для кого они? Для вас. Как будем дальше продолжать: Песни петь или играть? 13 слайд ИГРА?????????????????????????????????????????????????????? Скоморох: - А теперь друзья, подружки, Вы послушайте частушки 14 слайд Дети исполняют частушки (в лицейских платьях с атрибутами русского костюма) 1. Ой, ноги мои Что мне делать с вами? Для хороших, для гостей. Пляшите вы сами. 2. Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад – Сапоги мои лежат. 3. Ой, пол, провались. Потолок, обвались На доске остануся, С частушкой не расстануся. Петрушка: - Были песни, были пляски, А теперь послушаем сказку. 15 слайд - Жили – были две гусыни. Вот и сказки половина. Жили - были два гуся. Вот и сказка вся. Ведущий: - Ребята, а как в русском фольклоре называют такие бесконечные сказки? 15 слайд - Их называют докучными сказками. И рассказывают их до тех пор, пока слушатель не заскучает. Скоморох: -Эх, ребята, где песня льётся, там легче живётся. Без корней нет дерева, без песни нет народа. 16 слайд Ведущий: - Русская народная песня «Как у бабушки козелок…». Исполняет Ермакова Аня. Ведущий: - Да!!!!! Было много мастеров. Что учились у отцов Мастерству и песне, Что певали вместе, Про красивый сарафан, Про узорчатый кафтан, И про игры, и про смех. Все делили и на всех! Петрушка: - Дорогие друзья, на этом мы с вами не прощаемся, а говорим: «До свидания!» Скоморох: - Увидимся в пятницу на осенней ярмарке пирогов. 17 слайд Петрушка: - Мы хотим вам пожелать, Чтобы мир и покой был на Русской земле, Чтобы праздники и ярмарки не переводились И все на них веселились! Ведущий: -Будем же любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и меч в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели! Русскому роду – нет переводу!
Всего комментариев: 1
1
Ishina • 10:16, 05.08.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. Билингвизм (обзор франкоязычной литературы о детском двуязычии) Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада История развития мультипликации Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены