РАЗРАБОТКИ
|
Развитие речи младших школьников в условиях сельской школы
Развитие речи младших школьников в условиях сельской школы
Автор: Склярова Анна Анатольевна Учитель начальных классов МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Проблема развитой речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Вопрос развития речи особенно остро стоит в условиях сельской малокомплектной школы, куда большинство первоклассников приходит с низким уровнем дошкольной языковой подготовки. Это обусловлено несколькими причинами: 1. большинство детей не посещают детский сад, отсутствие занятий со специалистами. 2. диалектная среда. 3. занятость родителей не позволяет уделять должного внимания ребенку, с ним мало общаются. Информация идет в основном из телевизора. 4. закомплексованность или неумение и боязнь самих детей высказывать свое мнение, отношение к предмету, действию, поступку. Все это ведет к тому, что в устной речи детей сочетаются речевые штампы, междометия и диалектизмы. Дети практически не могут выразить свои мысли, им трудно общаться. Речь большинства сельских дошкольников не соответствует их возрастным показателям. Современная школа должна подготовить человека чувствующего, думающего, мыслящего, умеющего рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Как известно, для ребенка развитая речь - залог успешного обучения и развития. В системе общего развития учащихся развитие речи является общепредметной задачей. Но ведущая роль уроков русского языка и чтения – развитие речи во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия; во всех ее формах: внутренней и внешней (устной и письменной). В процессе использования языка в различных ситуациях реализуется взаимозависимость между целью высказывания, его содержанием и формальными средствами, то есть между функциональным назначением языка, смыслом речи и собственно языковой системой. Освоение учащимися коммуникативной функции языка - это умение адекватно воспринимать и использовать речь. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Формировать речь – значит, формировать речевые умения. Для успешного формирования речевых умений необходима опора на знания, только они позволяют сделать речевые действия осознанными. Поэтому уже в 1 классе необходимо вооружить учащихся определенными знаниями о речи. Начинаю эту работу с первых уроков обучения грамоте. Одно из речевых умений связано с определением темы высказывания или рисунка. На данном этапе стараюсь научить детей точно отвечать на вопрос «О чем скажу?», чтобы определить тему, и «Что скажу?», чтобы выяснить главную мысль. Формирую у детей общее понятие о тексте, его смысловой цельности и связности, так как « конечная цель работы по развитию речи – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание». Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Верный путь к слову - это обогащение словаря. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. Богатство словаря – признак высокого развития человека. Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Очень важно развивать у учащихся умение замечать слова, значение которых им неизвестно. Незнакомое слово – самое главное препятствие в обучении. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение. Следуя рекомендациям М.Р. Львова, использую следующие способы толкования значения слов: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования. Уже с первого класса формирую у детей навыки пользования словарями и в течение четырех лет обучения в начальной школе приобщаю их к работе со справочной литературой. Каждый словарь – своебразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы: -как произносить слово? (скучный или скушный) - как правильно сказать? (ботинков или ботинок) - какого рода слово? (тюль, шампунь) - изменяется ли слово? (шимпанзе) - что обозначает слово? (гроза) и т. д. Какое удивление, радость познания чувствуют дети, когда проникают в слово, используя толковый словарь, узнают многозначность слов, прямое и переносное его значение. Младшие школьники почти не затрудняются устно передавать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о своих собственных впечатлениях или переживаниях героев художественного произведения. Речь их бедна словами, называющими и оценивающими чувства, отношения людей. Поэтому на уроках русского языка и чтения работе с такой лексикой уделяю много внимания. Без словаря и тут не обойтись. Изучаем произведение А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». - Назовите качества царицы. (Злая, бессердечная, хвастливая, гордая, завистливая, упрямая.) - Какими качествами обладала молодая царевна? (Добрая, верная, трудолюбивая, доброжелательная.) - Как вы понимаете значение этих слов? - Подберите слова с противоположным значением. Используйте «Школьный словарь антонимов русского языка». М.Р.Львова. Младшие школьники мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи учащихся предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний. Знакомство учащихся с фразеологизмами стало для меня целенаправленным элементом лексической работы в системе развития речи детей. С понятием «фразеологический оборот» знакомлю учащихся в процессе игрового упражнения «Закончи фразу»: Сколько лет, …(сколько зим). Не по дням, а по …(часам). Как ни в чем …(не бывало). Мастер на все …(руки). - Знаете, почему вы все правильно договаривали? Да потому, что слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в оборот. Значительное место в системе работы по развитию речи отвожу обучению написанию изложений. Наиболее эффективным в развитии связной письменной речи являются изложения с продолжением. Это незавершенные тексты, которые школьник должен завершить сам, придумать развязку описываемого события или растолковать его смысл. Для работы подбираю такие тексты, о которых можно с большей степенью вероятности предположить, что они неизвестны детям, чтобы они могли создать свое продолжение, не зная подлинника. Читаю текст, останавливаюсь там, где повествование достигает наивысшего напряжения. Для завершения текста школьнику надо самому найти решение сложного конфликта, придумать выход из трудной ситуации, описать развязку, исходя из логики текста. А иногда просто проявить фантазию. Учащимся не предлагаю, не подсказываю и тем более не навязываю свои идеи. Авторское завершение текста сообщается классу только на этапе анализа работы. Обсуждение детских работ становится настоящей школой культуры речевого общения. Так как дети учатся ясности формулировок, умению убедительно аргументировать, внимательно слушать друг друга, (ведь им интересно узнать, как одноклассники завершили рассказ) быть готовыми для принятия новых доводов и пересмотра своих позиций. Атмосфера сотрудничества, использование активных методов, приемов работы на уроке, целенаправленное усиленное внимание к слову, предложению дают результаты. Значительно обогащается новыми словами речь детей, расширяется лексический запас. Дети применяют в устной и письменной речи неизвестные ранее обороты и выражения. Письменные высказывания учащихся отличаются содержательностью и логичностью. У многих учащихся появляется потребность познания слова через словарь. Большинство детей, в результате говорит связными предложениями, они могут полно охарактеризовать предмет или ситуацию.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены