РАЗРАБОТКИ
|
Поиск путей ненасильственного разрешения конфликтов
ПОИСК ПУТЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Иванова Надежда Валентиновна, куратор проектной деятельности, учитель английского языка высшей категории Победитель ПНПО-20006 МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Красноярска раб тел.: 2-24-75-60, 2-24-72-70; e-mail: nade-ivanova@yandex.ru Данная программа была составлена Кэтрин Дэнхардт, доктором философии, Патрисией Портер и Кэти Вайн из Университета штата Делавэр, США. При составлении программы американские педагоги опирались на теоретические установки российской школы психологии во главе с Выготским Л. С. В составе группы учителей из России из стран СНГ я участвовала в семинаре, проводившемся Кэтрин Дэнхардт при Университете штата Делавэр в городе Ньюарке летом 1999 года. Интерес представляют практические занятия с подростками младшего, среднего и старшего воз-раста, позволяющие педагогам-предметникам и классным руководителям научить детей решать конфликты ненасильственным путём. Цель программы: научить детей разрешать свои собственные конфликты в ненасильственной, кон-структивной манере. Принципы организации занятий 1. Круг- все мастерские проходят в кругу, чтоб каждый мог видеть всех и мог быть равноценным участником. 2. Добровольное участие - Если ребёнок не хочет работать в кругу, он может заниматься другой деятельностью вне круга. 3. Право передачи - Позволяет робкому ученику передать свой ход, чтоб не чувствовать диском-форта. 4. Каждый может предложить что - то положительное – Любой ребёнок имеет особые навы-ки и знания и может поделиться ими с другими. Задача учителя – открыть эти особые качества и утвердить их в группе. 5. Обсуждение повестки дня – Перед каждым занятием следует огласить повестку дня. Учащиеся одобряют виды работы или вносят изменения. 6. Обратная связь – Обсуждение занятия помогает при подготовке к следующему и выстраивает участие каждого в работе. 7. Экспериментальное обучение - Учащиеся учатся через деятельность. 8. Удовольствие – Все участники должны получать удовольствие от занятий. Факторы, способствующие созданию безконфликтной среды Если в коллективе детей существуют отношения сотрудничества, общения, самоутверждения и отсутствуют предубеждения, в нём существуют условия для ненасильственного разрешения кон-фликтов. СОТРУДНИЧЕСТВО способствует укреплению и развитию, как личности, так и коллектива в целом. Дети: уступают свою очередь другим; просят о помощи у детей, а не у взрослого; делятся материалами, информацией друг с другом; охотно работают с теми учащимися, с которыми обычно не любят работать; умеют похвалить других словесно и иными средствами; охотно выслушивают других, прежде чем высказаться самим; доводят совместную работу до конца. Строительство машины Цели: Совместная экспериментальная работа и творческое самовыражение детей. Этапы работы: Строительство машины. Сначала продемонстрируйте “живую” машину. Например: Стиральную машину могут сделать два человека с вытянутыми руками. Третий будет двигателем. Один или два человека изображают белье, двигающееся внутри. После демонстрации предложите группам из 4-5 человек создать свою собственную машину. Им следует подумать над следующими вопросами: 1. Какую машину вы хотите построить? 2. Можно ли вашей группе построить ее? 3. Каковы части у этой машины? 4. Какой частью хотел бы ты быть? Каждая группа отрабатывает свою машину в действии, затем демонстрирует ее классу. По окон-чании демонстрации остальные угадывают название машины. Обсуждение: 1. Как вы решили, какую машину делать? 2. Как группа распределяла роли? 3. Тебе понравилась или нет та роль, что ты играл? 4. Почему? 5. Что бы ты изменил в вашей работе? 6. Что тебе понравилось в работе? КОММУНИКАЦИЯ помогает найти главную причину конфликта. У детей вырабатывается определённое поведение: выражают свои положительные чувства с помощью “Я - сообщений”; конструктивно описывают свое поведение и других людей или проблемы; выслушивают других, прежде чем высказаться самим; говорят уверенным голосом; не избегают прямого зрительного контакта (глаза в глаза). Умение и неумение слушать Цели: Различать хорошее и плохое умение слушать. Материалы: Маркеры, ватман, липкая лента. Этапы работы: Хорошее и плохое умение слушать: Предложите ребёнку выйти вперед и рассказать о недавно просмотренном фильме. Демонстри-руйте свое невнимание: смотрите в сторону, перебивайте, смотрите на часы, выражайте ску-чающий вид, смейтесь в неподходящий момент. Покажите умение слушать с другим ребёнком: смотрите глаза в глаза; кивайте и улыбайтесь со-беседнику в подходящий момент; не перебивайте, задавайте вопросы, которые нужны для вашего понимания; повторяйте, что вы слышите, показывая, что понимаете. Обсуждение всего занятия: Что может случиться, когда вы не слушаете кого-то? Как вы можете показать, что вы слушаете? Как вы чувствуете, когда кто-то слушает (не слушает) вас? Невербальное выражение чувств Цели: Развитие умения выражать чувства языком жестов, мимикой. Этапы работы: Невербальное выражение чувств. Объясните детям, что общение включает умения посылать и получать слова, а также умение понимать чувства людей, даже когда они ничего не говорят. Несколько ребят изображают чувства, выраженные словами на карточках. Остальные должны угадать чувства. Я – сообщения Цель: Развивать умение отстаивать свои желания и потребности с помощью доказательств, не при-бегая к угрозам, грубости. Материалы: Плакат с формулой Я – сообщения. Этапы работы: Когда вы выстраиваете Ты – сообщение (“Ты всегда …”), ваш собеседник чувствует обвинение в свой адрес. Он думает не о том, как изменить ситуацию, а как защититься. Это только способствует усилению гнева. С помощью Я – сообщений говорящий может понятно и без гнева объяснить, что он хочет и чув-ствует. Я – сообщение более вероятно приведет к изменению ситуации. Формула Я – сообщения. Я чувствую (укажите чувство), когда ты (укажите специфическое поведение), потому что (укажите влияние этого поведения на вашу жизнь). Я хочу, чтобы… Например: Я чувствую себя расстроенной, когда ты не слушаешь, потому что я говорю важ-ные вещи и хочу, чтобы ты прислушивался к моему мнению. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ происходит, когда дети высказывают свои мысли; умеют заявлять о своих положительных качествах; используют вербальные и невербальные приемы для самовыражения; сопереживают с другими. Визитки Цели: Познакомить учащихся. Начать сплочение коллектива. Познакомить учащихся с индивиду-альными особенностями одноклассников. Материалы: самоклеящиеся листки, маркеры. Этапы работы: Дизайн визитки. Ученик пишет на ней свое имя и то, что в нем особенного (в словах или графике): хобби, интересы. Знакомство в парах. Дети выясняют в беседе значение изображения на визитках. Всеобщее знакомство. Дети - в кругу. Один ученик говорит все, что узнал о новом друге. Осталь-ные или сам друг дополняют, уточняют. Книга обо мне Цели: Дать учащимся возможность творчески выразить себя. Продолжить процесс формирования детского коллектива. Материалы: картон, бумага, маркеры, цветные карандаши. Этапы работы: Странички о себе: хобби, любимый спорт, животное, еда, семья. Дизайн обложки. Обсуждение: Почему ты решил рассказать группе именно об этом? Пакеты поддержки Цель: учить детей отмечать достоинства и недостатки людей в конструктивной, позитивной манере. Материалы: пакеты с именами детей, 5-7 листков бумаги для каждого. Этапы работы: 1. Напишите имя каждого ребёнка на 5-7 листках бумаги и на пакете. 2. Каждый участник группы вытягивает 5-7 листков. Ребенок не должен вытянуть другое имя не-сколько раз или свое собственное имя. 3. На листке бумаги ребёнок пишет качества характера, которые нравятся ему в данном человеке. Убеждайте детей отмечать в людях только положительные черты и в дружелюбной форме. 4. Дети опускают листки в пакетики с соответствующими именами. 5. Каждый ребенок читает листки из своего пакетика. 6. Дети могут прочитать наиболее понравившиеся им утверждения вслух. 7. Обсуждение: Что ты испытывал, читая положительные отзывы о себе? Что ты испытывал, давая отзывы? ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ Когда дети научились работать вместе, умеют эффективно общаться, поддерживать и уважать друг друга, они способны решать проблемы совместно: видят цели и потребности друг друга, распознают проблемы других людей, ищут пути творческого решения проблем методом мозгового штурма, оценивают альтернативы, приходить к общему решению и выполнять его. Конфликт-мультфильм Цель: учить детей видеть процесс конфликта изнутри. Материалы: листки с мультфильмом, карандаши. Этапы работы: Изображение путей разрешения конфликта в рисунках (индивидуально, в парах). Демонстрация рисунков. Обсуждение: Что, по - твоему, испытывал каждый персонаж? Кто выиграл (проиграл) и почему? Были ли у тебя проблемы в процессе решения конфликта? Какие? УМЕНИЕ БОРОТЬСЯ С ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМИ Центральным фактором многих детских конфликтов является неумение ценить различия в людях: экономическое, культурное, по половому признаку. Когда дети умеют преодолевать предубеждения, они: ценят отличия людей друг от друга; находят сходство между собой и другими людьми; гордятся своей индивидуальностью и при этом с уважением относятся к отличиям других. Лицом к лицу Цель: Учить детей узнавать свои сходства и различия. Материалы: Листки “Сходства и различия”, ручки, карандаши, маркеры, ватман. Этапы работы: Две равные группы детей сидят в двух кругах, лицом друг к другу. Внутренний круг заполняет сходства, внешний – различия. Беседуя две минуты, дети узнают три сходства, другие две минуты - различия, записывая информацию на соответствующий лист. Затем они меняются партнерами, дви-гаясь: внешний круг – один стул налево, внутренний – один стул направо. Каждый ребенок должен поговорить со всеми. Сидя в большом кругу, дети читают свои списки сходств и различий. Учитель записывает на дос-ку/ ватман наиболее часто упоминаемые сходства, различия. Сходства: Различия: Имя партнера: Имя партнера: А. А. Б. Б. В. В. Обсуждение. Были ли сходства, сопровождаемые различиями (длинные волосы, но разного цвета)? Относились ли большинство сходных черт к физическим характеристикам? С какими чертами люди рождаются? Какие из них они могли бы изменить? Зомби Цель: Учить детей видеть в различиях положительные аспекты. Материалы: Звонок / свисток, мелки или маркеры, ватман. Этапы работы: Дети - зомби должны двигаться медленно и выполнять одинаковые движения (стоять, сидеть, то-чить карандаш…) Только эти (например, пять) движений могут делать зомби. Учитель – патруль зомби – как только заметит иное движение, свистит, и все зомби замирают на 15 секунд. Обсуждение. Как ты ощущал себя в роли зомби? Какие чувства вызывала у тебя необходимость выполнять одинаковые действия? Интереснее ли жизнь, когда можно делать разные действия и по – разному? Благодарность: Данная работа явилась результатом участия в программе АСПРЯЛ при поддержке Бюро обра-зовательных и культурных связей Информационного агентства США и Американского Совета по международному образованию в 1999 году. Мнения, высказанные автором, не обязательно выра-жают точку зрения данных организаций. Список литературы: 1. Denhart, K. Introduction to Children’s Сreative Response to Conflict. International Programs, 1999.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены