РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание нравственности на историческом материале
Воспитание нравственности
на историческом материале Корнева Инна Анатольевна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 21 г. Воронежа Николай Глазков когда-то написал: Я на мир взираю из-под столика. Век XX – век необычайный: Чем он интересней для историка, Тем для современника печальнее. XXI век оказался для человечества ещё более интересным и печальным одновременно. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовно-нравственной. Разрушение прежней системы ценностей создаёт духовный вакуум, отсутствуют выверенные духовно-нравственные ориентиры. Теряют актуальность традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодёжной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, но ярко выражены агрессивность, антипатриотические настроения. В национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание граждан России, обладающих высокой нравственностью». Наибольшую актуальность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы. Описание содержания понятия «нравственность» встречаем у И.Ф.Харламова. По его мнению, нравственность заключается: в отношении к Родине (патриотизме) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется; в отношении к труду (трудолюбии) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании; в отношении к обществу (коллективизме) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. в отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. в человеколюбии или гуманности. Результатом нравственного воспитания станут общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей независимостью суждений и взглядов, активной жизненной позицией. У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. На её страницах мы встречаем события, с которыми связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы. Уроки истории побуждают подростков мыслить, чувствовать сопричастность отдельного человека к судьбе всей страны. Часто бывает так, что ребята очень эмоционально реагируют на то или иное событие или поступок исторического деятеля. Учителю необходимо научить их анализировать ситуацию, рассматривая и «плюсы», и «минусы», грамотно высказывать своё одобрение или осуждение, предлагать свой вариант действий. Это способствует развитию такой важной составляющей нравственности как толерантность. Толерантность помогает нам понять и по достоинству оценить достижения людей прошлого. Зачастую ребятам кажется, что в древности люди были не так развиты, как наши современники: создавали примитивные произведения искусства, имели мифологические представления об окружающем мире. Поэтому очень важно на уроках истории обращать внимание учащихся на то, что без достижений древних людей, которые нам кажутся простейшими, невозможен научно-технический прогресс и современный этап развития общества. Каждый временной отрезок истории, каждый народ вносит свою лепту (всегда важную лепту!) в развитие всего человечества. Именно благодаря открытиям прошлого мы пришли к современному постиндустриальному обществу. Не всеми историческими событиями мы можем гордиться, за некоторые поступки наших предков становится стыдно. Сегодня становятся достоянием общественности факты страшных преступлений сталинизма. И тут задача учителя - удержать себя и учеников от осуждения и критики. Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы на них происходило обращение к краеведческому материалу. Это способствует более глубокому пониманию ребятами истории и естественному становлению нравственного начала. Тема сталинских репрессий вызывает в душах учеников живой отклик, когда они узнают, что живут в том посёлке, рядом с которым расстреливали «предателей» и «врагов народа». Сильную эмоциональную окраску данному историческому материалу придаёт посещения мемориала жертв сталинских репрессий, расположенного в Дубовке. Невозможно переоценить тот материал, который предоставляет нам для воспитания нравственности история Великой Отечественной войны. «Сороковые-роковые» затронули каждую семью. Изучая военное лихолетье, мы обращаем внимание на подвиги, совершавшиеся советскими людьми на фронте и в тылу, на те качества, которыми обладали герои, размышляем о том, как бы мы поступили в подобной ситуации. Часто между ребятами разворачивается дискуссия на тему «Есть ли герои сегодня?» Подростки горячо спорят о том, способны ли современные молодые люди на подвиг, на самопожертвование ради другого человека. А это значит, что зёрнышко нравственности пало на благодатную почву и даёт росток. Важное значение имеет обращение к истории собственной семьи. Ребята получают творческое задание – записать воспоминания бабушки (или дедушки) о Великой Отечественной войне. Подростки беседуют с родителями, бабушками и дедушками, рассматривают фотографии, обращаются к семейным архивам. А затем на уроке наперебой делятся новыми знаниями, приводят примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. И это уже не сухие строчки учебника, а живые, эмоционально окрашенные воспоминания родственников. Подобная работа н6е только формирует навыки исследовательской деятельности, повышает интерес к истории страны и родного края, но и воспитывает нравственность, чувство гордости за свою семью и страну. Воспитанию нравственности способствует и изучение истории конкретной семьи. Составляя родословные, учащиеся вовлекаются в интересную и сложную работу по исследованию прошлого своей семьи. В беседах с родственниками, изучении архивных материалов и семейных фотоальбомов ребята знакомятся со своей историей. Они делают большие и маленькие открытия, чувствуют себя настоящими исследователями, поэтому не могут оставаться равнодушными к тем или иным фактам из истории своей семьи. Рассказывая на уроке истории о том, как в 1246 году в Золотой Орде погиб черниговский князь Михаил Всеволодович, я замечаю, как загораются глаза у непоседливого шестиклассника. Ещё бы! Ведь он знает, что речь идёт о его дальнем предке! Разве может этот мальчишка совершить безнравственный поступок, зная, что его предок погиб, не пожелав отступить от своей веры? Понимание значения этого подвига вызывает в юной душе гордость и порождает ответственность за свои дела и поступки. Развитие нравственности невозможно без эмоционального отклика детской души! Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. На уроках истории дети воспитываются историей, учатся быть полноправными, активными гражданами своей страны, искренне любящими свою родину. Однажды на вопрос: «С чего начинается любовь к Родине?» одна наша выпускница ответила: Из долгих лесов скрипучих, Из июльских светлых теней, Из грома в пушистых тучах Вырастает любовь к стране. От доброй улыбки деда, От того, что во мне та же кровь, Родилась моя беспредельная К Отчизне святая любовь! От чистых ручьёв проточных, От громких школьных звонков, От яблок, антоновских, сочных, Теплее всё та же любовь. Из тихого мирного неба, Из маминых ласковых слов Рождается неподдельная К России святая любовь! (Анищева Наталья, 11 класс)
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены