РАЗРАБОТКИ
|
Актуализация творческих способностей учащихся на уроках литературы
учитель русского языка и литературы
МОУ «Джидинская СОШ» Республика Бурятия Поневчинская Валентина Петровна Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность В основу разработанного образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН в разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция, воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться). Современная школа характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному, личностно ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это позволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые, общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и рефлексивную, культуроведческую и ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и читательскую и др. Новое время требует новых подходов. Современные дидакты считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом, чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и соревновательность. При нетрадиционном творчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательный интерес, мотивации к обучению развиваются на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность. При этом учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию, игру, имитацию и т.п. Формирование опыта творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательной деятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения. Игра несёт на себе функции: * психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; • психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития. Развитие креативных способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проекты раннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии - состоянии игры. Аксиомой существования ребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес и безоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменить отсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Возможность открытого отношения к другому представляет игра. Полноценная учебная деятельность организуется только на основе игровой, поскольку учение направлено на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, формирующихся в игре. Одна из особенностей игры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, как деятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность «честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенные жизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе с тем, игра - достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своему мировоззрению или против своих взглядов. Переход школьника к самовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переход обеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какой другой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Активизируется мыслительная деятельность, память, внимание, творческое воображение. При дифференцированном подходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышается самооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень их познавательной активности. Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Результативными в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие, устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Они вызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал. Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа), принятого в советском образовании. М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и раскрывается многообразием смыслов…Понимание восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество». Литературное произведение полифункционально по своей сути, имеет различные типы эстетических категорий. Урок-игра позволяет выяснить многие из них. Учебная игра имеет достаточно позитивных дидактических возможностей. Она позволяет учащимся самим выбирать «точки удивления», при традиционном изучении оставшимися незамеченными; выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кроме учебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшает психологический микроклимат в классе. Удачной формой современного урока является театрализованная игра, которая может проводиться на уроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы, создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровых условностей. В 10 классе возможен урок обобщения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в форме суда над Раскольниковым. Учащиеся погружаются на таком уроке в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений. Литературное произведение - это форма художественного диалога писателя с читателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающий неизбежно становится третьим в диалоге». Интерпретация образа Раскольникова имеет право на существование. Диалог культурных смыслов: писатель-критик, читатель-критик, автор-читатель - формирует у школьников дивергентное, творческое мышление. Важна глубокая проработка материала, высшая степень самостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках, ориентация на соревновательность, актуализация деловых, лидерских возможностей. Участвуя в дискуссиях, выступая с докладами, учащиеся учатся оппонировать, адаптируясь к реалиям сегодняшнего времени. Живя в сегодняшнем обществе, человек должен уметь отстоять свою точку зрения, этично и аргументированно убедить других. Необычно прошел в 7-х классах урок обобщения «Смех – дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чехова в форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста», «Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картинную галерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активными участниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществлялась совместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками). Запоминающимся стал урок-конкурс в 8-х классах по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассчитанный на 2 часа. Ребята разделились на группы: «Таланты и поклонники», «Очумелые ручки», «Умники и умницы». На этапе анализа урока все участники отметили как изюминки урока театрализацию фрагментов комедии и написание её «продолжения». Восьмиклассники сумели передать неповторимый колорит гоголевской эпохи через изготовленные костюмы, декорации, манеры, игру. Работа в группах учит детей со-трудничеству, само-стоятельности, терпимости к мнению других, здесь важна не оценка, а сам процесс со-вместного добывания знаний. Приобретённые умения и навыки на таких уроках помогут школьникам адаптироваться, социализироваться в современной жизни. Увлекательным и эффективным делают урок интеллектуальные игры: литературные кроссворды, ребусы, викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды, викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности. Сегодня практически невозможно представить современный урок без применения компьютерной технологии. Примером этого стал урок-презентация в 8-м классе «Душа моя чиста…» (по лирике Н.М.Рубцова). Ребята приготовили замечательные слайды о жизни и творчестве поэта, нашли песни на его слова: «В горнице», «Букет», совершили виртуальную экскурсию в музей картин Левитана (по результатам исследования ребят, именно его картины теснее всего перекликаются со стихами Рубцова). Главным инструментом учителя литературы остаётся с л о в о. И учить быть внимательным к слову следует с самого начала работы над произведением. Анализируя его заголовок, школьники обнаруживают, что в нем часто отражается позиция автора, постановка ключевой проблемы, сам заголовок вызывает определённые художественные ассоциации. Заголовок может стать объектом творческого исследования. Вспоминаются строки из книги Г. Гранина «Секреты орфографии»: Заголовок - окошко для взгляда вперед. Посмотри и подумай: что тебя ждет? Заголовок - это не просто слова: Эти слова - всему голова. Анализ заголовка художественного произведения, бесспорно, развивает творчество учащихся; логическое, критическое и ассоциативное мышление; воображение и внимательность, заинтересовывает чтением. Изучение литературного текста стоит обязательно сопровождать словарной работой. Удачно зарекомендовали себя конкурсы на лучшего толкователя новых слов. Такая работа проводится в игровой форме аукциона, кроссворда, «Ромашки». Победителем становится тот, кто понятнее, точнее и интереснее сумеет растолковать слово. Обогащению словарного запаса, внимательному отношению к слову способствуют творческие задания: «Так говорят былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», «Словарь героя произведения». Выполняя подобную работу, ученики перечитывают тексты, анализируют этимологический и семантический аспекты слов, тем самым приобщаясь к сокровищнице русской классики, становясь сами творцами. Условия для развития детского творчества, образной речи создают задания: «Закончи пословицу», «Напиши сочинение по пословице». Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить детали в художественном тексте. Порой школьники не умеют видеть её в читаемом тексте, увлекаясь только ходом повествования. Задерживать внимание на деталях нужно уже с 5-го класса, в этом помогают игровые, тестовые задания: «Угадай героя (по реплике самого героя, по портрету и т.п.)», «Вставь пропущенное словечко», «Из какого произведения «потерянные» вещи (предметы)?», «Откуда эти строки?». Поиск «опорных мотивов» («точек удивления») при изучении художественного текста - важное условие его понимания и усвоения. Они вызывают у школьников духовно-эмоциональный, личностный отклик. Работа над именами, фамилиями героев, заголовками произведений, яркими тропами и фигурами речи «включает учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, формирует умение анализировать текст». Нередко при изучении творчества поэтов, писателей учащимся предлагается креативное задание - сочинить произведение в стиле указанного мастера слова. Процесс выполнения подобного задания требует от школьников погружения в стихию художественного мира писателя, вызывает интерес к его творчеству. При знаниевом подходе к обучению ученикам было достаточно лишь прочитать произведение, выполнить ряд традиционных заданий: ответить на вопросы, найти выразительные средства языка и прочее. Навык сочинения в стиле конкретного автора формирует коммуникативную, рефлексивную, смыслопоисковую, эмоционально-эстетическую компетенцию. Как множество слов и речевых оборотов объединяются в текст, по каким законам языка они объединяются в единое целое - эти вопросы школьники постигают, осваивая речевой опыт мастера слова, чтобы обдуманно им пользоваться. Скрупулёзный анализ исходного текста при сочинении в стиле известного автора неизбежен. Эта работа убеждает школьников, что всё в тексте продумано, его строение, расположение языковых средств обусловлены темой и идеей высказывания, стилем и типом речи, особенностями жанра. Сравнение своей работы с образцовым текстом совершенствует умение использовать в речи языковые средства, разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции, воспитывает речевую культуру. Психолингвист прошлого столетия Н.И.Жинкин утверждал: «Надо у каждого учащегося, независимо от возможностей в будущей профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи». Это положение учёного не потеряло актуальности и в ХХI веке. В наше время во всех сферах жизни ценится грамотный профессионал. Создание собственного творения выступает средством проникновения в произведение, средством усвоения индивидуального стиля автора. При этом важен лингвостилистический анализ исходного текста. По мнению лингвиста Н.А.Плёнкина, без умения анализировать языковые и стилистические особенности текста невозможно научиться создавать собственный текст. Пятиклассники, вдохновлённые творчеством И.А.Крылова, сочиняют свои басни, высмеивая современные пороки. Большой творческий потенциал несут в себе задания по составлению сценария диа-, кино-, телефильма на основе текста художественного произведения. Составление сценария - работа трудная, не каждому под силу. Можно дать подобную работу в первый раз дифференцированно. В слабом классе, как правило, составляется коллективный сценарий. Работа над сценарием приучает школьников внимательно относиться к подробностям художественного произведения, уметь «развернуть» образ или картину, «раскрасить» их, домыслить авторское видение. В школьную программу включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение, отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его учительница Лидия Михайловна. Очень эффективны этюды-импровизации, когда ученики «дописывают» текст, сочиняют в стиле автора на основе внимательного прочтения отдельных эпизодов из его жизни и творчества, произведений. Такие задания требуют от учащихся исследования художественного мира автора, перевоплощения и рефлексии. Ребята учитывают стилистику писателя, изобразительно-выразительные средства его произведений. Школьники учатся создавать письменные тексты различных жанров. Так, один из школьников представил себя журналистом, который отправился на встречу с Зощенко и поведал о нём, его творческих планах. Другие написали басни собственного сочинения, третьи создали стихотворения в прозе в стиле И.С.Тургенева. Развитию творческого воображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях. Преподавать литературу в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки литературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», уроками высокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими представлениями - это и есть главный результат читательской деятельности. Многие методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимо помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.
Всего комментариев: 1
1
плп • 12:54, 02.01.2012
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены