РАЗРАБОТКИ
|
"Шутки-минутки" (использование на уроках экспресс-приёмов по снятию психо-эмоциональной нагрузки)
1. Нервно-психическое здоровье младшего школьника (актуальность проблемы). Работоспособность и методы профилактики психоэмоциональных нагрузок.
Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья учащихся можно отметить уже в первые послеканикулярные месяцы пребывания в школе. Учителя и родители отмечают следующие изменения в поведении и самочувствии детей: вялость, плаксивость, раздражительность, нежелание идти в школу. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении, что особо выражено у детей ослабленных и часто болеющих. Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказывается на состоянии нервной системы детей. Дети со слабой нервной системой с трудом выдерживают урок. Если негативные изменения в состоянии здоровья детей (изменения массы тела, артериального давления, ухудшение общего фона настроения) выражены в слабой степени и компенсируются в течение первой четверти, можно говорить о легкой адаптации. Однако нередко случаются более тяжёлые случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. К концу полугодия резко снижается умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с заданиями, которые раньше не представляли для них никакого труда. При этом родители жалуются на ухудшение сна ребёнка (долго не может заснуть, часто просыпается по ночам, вскрикивает во сне). Бывают случаи возникновения ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как ухудшение нервно-психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки. Работоспособность – показатель достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Известно, что работоспособность напрямую зависит от внешних условий. Работоспособность младшего школьника снижается довольно быстро – об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число неслушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически растёт. Кажется, ещё секунда - и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребёнка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно, попытка ограничить двигательное беспокойство ребёнка словами не даёт результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление. Многолетнее изучение работоспособности школьников М.В. Антроповой позволило определить основные закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели и года, показало, что определённый её уровень в каждом отдельном случае может быть достигнут при разной степени напряжения физиологических систем, т.е. неодинаковой физиологической «ценой». В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, вырабатывание, приспособление к деятельности (3-5 минут). Затем наступает период оптимума (10 – 15 минут), потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно отметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций – это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает, однако усилием воли ещё можно продолжить работу. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, то наступит утомление и резко упадёт работоспособность. Периоды работоспособности можно регулировать, используя различные методы активизации интеллектуальной деятельности. Например, период врабатывания можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы. Процесс оптимизации можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, мотивацию. Далее важно дать передохнуть, отвлечься. Этот момент так называемой компенсаторной перестройки очень важен. Это может быть физкультминутка, мини-медитация, аутогенная тренировка, релаксация и т.д. После такого пятиминутного отдыха дети быстро восстанавливают силы. Результат – ещё 5-10 минут эффективной работы и, кроме этого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности: ведь в течение дня у ребёнка как минимум четыре урока. Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Нельзя не учитывать, что утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации. Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями. Явно то, что негативные эмоции, принесённые ребёнком на урок из внешней ситуации, зачастую являются огромным отвлекающим фактором. Такие эмоции как гнев, страх, презрение, вина, обида и др. блокируют нормальный эмоциональный процесс и заставляют осуществлять его окольным путём. Часто деятельность на уроке дезорганизована именно по причине отвлеченности на отрицательную эмоцию. Бесспорно то, что работа по устранению глубоких негативных переживаний – это отдельный длительный процесс и, в целом, отдельная тема. Но переключить эмоциональное состояние ребёнка с неблагоприятного на положительное во время урока возможно. И достичь это реально, используя экспресс-способы устранения негативного эмоционального состояния. Данные способы нечто иное как психологические приёмы когнитивной и моторной регуляции, методы переключения на другую эмоцию. Когнитивная регуляция предполагает использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Моторная регуляция предполагает использование физической активности как канала разрядки эмоционального напряжения. Последний способ саморегуляции связан с сознательными усилиями, направленными на активизацию другой эмоции, положительной. В психологии к частным способам саморегуляции эмоционального состояния относят дыхательные упражнения, релаксационную и аутогенную тренировку, медитацию, десенсибилизацию, реактивную релаксацию и др. Применение элементов вышеперечисленных способов саморегуляции на уроках особенно, в моменты компенсаторных перестроек!) дает видимый результат. В чистом виде саморегуляция (установка, погружение и т.д.) за 2-5 минут ребёнком будет не понята и не принята. И это естественно. А потому педагоги применяют данные методы в виде игровых, шуточных упражнений. Самое известное: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали…» Упражнения в стихах, песенках, направленные на снятие психоэмоциональной нагрузки, детям нравятся. Они легко заинтересовывают, осваиваются, запоминаются. Вашему вниманию я представляю небольшое пособие таких упражнений «Шутки – минутки». Причиной создания данного мини-сборника послужил интерес со стороны педагогов к авторским разработкам на снятие негативных эмоций. Использование данных упражнений на уроках – лишь толика педагогического вклада в улучшение психического и физического здоровья учащихся. Но по сути, «с миру по нитке» ткётся «рубаха» здоровья ребёнка. Малый фактор – не всегда малозначим. Художник-фантазёр Педагог предлагает ребятам представить себя на минутку художниками - мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать… Далее педагог читает стихотворение, по ходу жестами изображая действия. Я художник – просто чудо! Встреча Педагог предлагает ребятам соседям по парте повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год. Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия) Шаронадуватель Педагог обращается к ученикам: «Ребята! Я предлагаю всем нам сделать небольшую паузу. Отдохнуть и поиграть в игру «Шаронадуватель». Шаронадуватель – это профессия, которую придумали в сказочной стране (а может быть, просто, в сказке). Я расскажу вам о ней в стихотворении, а вы постарайтесь поддержать меня вдохами и выдохами (таковы правила игры). Просто слушайте внимательно. Я буду вам подсказывать – делать вдох и выдох, вы – повторяйте за мной». Итак, начали: Я не летчик, не швея, Главное – не унывать! Спортсмены Педагог объявляет минутку разгрузки: «Ребята! Внимание! Спортивная минутка! Совсем недавно по телевизору вся наша страна наблюдала Олимпиаду в Пекине. Мы переживали за наших спортсменов. Очень хотелось, чтобы они одержали победу в каждом виде спорта. А сейчас давайте дружно представим себя на их месте. Я читаю вам стихотворение – речёвку, а вы повторяйте те действия, о которых в них говорится. Внимание! Спортсмены! Приготовились! Начали! ». По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом) Я плывун, Я гимнастка. Я силач-тяжеловес. Я – футбольная команда. (все бегут) Ура, ребята! Дождик Педагог: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от урока. И послушаем дождик». - Кто родился летом? - Кто из вас, ребятки - Кто в косички ленты заплетает? - Кто умеет шевелить ушами? - У кого в квартире кот? - Кто поёт неплохо? - Кто рисует? - Кто читает вслух стихи? На концерте Педагог читает, а ребята хлопают в ладоши, в соответствии строкам стихотворения. Мы сегодня на концерте. Вот на сцене пианист. А теперь поёт малышка Вот маститый, знаменитый Клоун выбежал вприпрыжку! Завершает наш концерт Аплодируем всем нам – Полёт Педагог: «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как бы мы это сделаем? – Мы подвигаемся, покружимся, поиграем в полёт!» У меня есть крылья за спиной (руки - за спину) Покружу немного в облаках. (машем руками, кружимся вокруг себя) С кручи я вприпрыжку вниз сбегу. (бег на месте) Цветок Семечко упало в землю (сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками) Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к солнышку») Распустил листочки-ручки. А потом бутон красивый И качает ветерок Котята Педагог обращается к ребятам: « Знаете, ребята, когда мы пишем, читаем, над чем-то очень серьёзно размышляем – мышцы нашего лица напрягаются. И тогда лицу нужна своя гимнастика. А что это за гимнастика такая? А вот и давайте с вами попробуем! Нужно просто примерять разное выражение лица – удивлённое (демонстрирует), грустное, весёлое, даже сердитое(!) и конечно не забыть про улыбку!» У меня живут котята. Злюсь порой и хмурю брови, (сердимся: брови сдвинуты, уголки губ опущены) Хохочу над ними, если (хохот: рот раскрыт широко, глаза прищурены) Вот проснулись. Кис-кис-кис! Муха «Ребята! – обращается педагог к детям. – Я предлагаю сделать небольшую гимнастику для наших глаз. Ведь они сегодня столько работали – помогали нам читать, писать, рассматривать рисунки, схемы! Ничего особенного делать не нужно. Просто воспользуемся своим воображением и представим следующую картину» (упражнение для зрачков глаз) К нам с утра явилась гостья Вверх взлетела к потолку, (подняли зрачки вверх) Справа пес лежал Атос, Покружила надо мной, (движение зрачков: влево – вверх – вправо – вниз) Передумала: на кухню Отдохнули? Здорово! С новыми силами – дальше!
Всего комментариев: 13
1
Саро • 06:52, 23.05.2011
2
Никомунескажу • 15:52, 23.05.2011
3
lubovfrolovo • 00:06, 30.05.2011
4
Никомунескажу • 15:21, 30.05.2011
5
• 18:37, 12.06.2011
6
Никомунескажу • 20:59, 12.06.2011
7
Kfhbcf • 19:07, 30.07.2011
8
ktyf5118 • 20:41, 02.08.2011
9
• 21:03, 19.10.2011
10
sveta-teacher • 22:13, 24.10.2011
11
плп • 20:05, 01.11.2011
12
Михалева • 13:45, 16.02.2012
13
Натали4352 • 23:41, 08.08.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены