РАЗРАБОТКИ
|
Использование приёмов рефрейминга для формирования позитивного отношения к истории.Использование приёмов рефрейминга для формирования позитивного отношения к истории. Рефрейминг — это термин, пришедший к нам из НЛП, он происходит от английского глагола to reframe. Frame — это рамка, а to reframe – поместить картину или фотографию в новую рамку. Суть его заключается в том, что во всем есть свои положительные моменты, нужно только уметь их увидеть и воспользоваться ими. Рефрейминг традиционно делится на два основных вида: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. В случае с рефреймингом контекста имеется в виду, что в разных ситуациях одно и то же событие может оказаться как полезным, так и вредным. Если мы изменим контекст («а ведь могло быть и хуже»), мы изменим и отношение к событию. Рефрейминг содержания — это смещение смысловых акцентов, в этом случае мы меняем отношение напрямую, изменяя не контекст, а собственное восприятие. В НЛП существует более формальный вариант этой техники — шестишаговый рефрейминг, поэтапный процесс, состоящий, как это понятно из названия, из шести последовательных шагов. Рефрейминг по контексту. Мы меняем восприятие предмета (события), сравнивая его с другим. Показ или поиск другой стороны. Мы привыкли во многих ситуациях мыслить стереотипами, которые и обуславливают наше негативное восприятие. Но известно, что у каждой медали есть две стороны. Практически в каждой ситуации, кажущейся негативной, есть что-то позитивное. Рефрейминг с использованием слова «зато». Этот способ рефрейминга самый простой: на каждый недостаток нужно найти достоинство. Рефрейминг с помощью коннотаций. Практически каждое слово имеет коннотацию — эмоциональную окраску, оценочную составляющую. Именно коннотацией различаются многие синонимы. У одного слова коннотация может быть позитивной, а у его синонима — негативной. Рефрейминг при помощи слова «или». Этот прием основан на контрасте. Если нам предстоит рассмотреть что-то неприятное, нам нужно найти для нее еще более неприятную альтернативу Конечно, рефрейминг — не панацея на все случаи истории, но во многих ситуациях он может оказаться очень и очень эффективным Например, анализируя период тоталитаризма в СССР, отмечая негативность периода, можно «смягчить» приговор, говоря о том, что трагический опыт тоталитаризма показал его опасность, а значит, предупредил о недопустимости повторения, предостерёг от подобной ошибки будущее поколение. Опыт декабристов, с одной стороны оцениваем позитивно, а с другой стороны не забываем, что они были «законопреступники», говоря о Махно, напоминаем его политический авантюризм и верность идеям анархизма, рассматривая вопрос о периоде «культурной революции в СССР», подчеркиваем положительный эффект ликвидации безграмотности. Но не забываем сказать, что грамотность была политически заказана и «работала» на авторитет большевиков, находящихся у власти. А система образования выполняла функцию контроля над сознанием, мировоззрением и чувствами граждан, укрепляя тоталитаризм. В данном случае контекст остаётся прежним, но есть тип рефрейминга, когда контекст изменяется. В данном случае изменение контекста приводит к изменению значимости содержания. Не самого содержания, а его значимости, придавая факту ценность. Например, изучая вопрос коренного перелома в ходе Второй Мировой войны, рассматриваем сражения у Эль - Аламейна, в районе Гуадал - канала, у атолла Мидуэй, битву под Сталинградом. Однако, сравнив затраты, приведя число потерь и участников сражений, делаем вывод о положительной роли коалиции, союзничества и коллективных действий. Но вывод однозначен, - без победы под Сталинградом, все вышеназванные сражения не изменили бы коренным образом хода мировой войны. Или при рассмотрении вопроса о реформах Ивана Грозного в управлении государством, учитывая несовершенство и социальное неравноправие механизма управления, отмечаем, что была создана сословно представительная монархия, то есть это и первая попытка на пути оформления парламентаризма в России и ограничения власти монарха. То есть Россия не была в «отстающих» по сравнению с Европейскими державами, с Генеральными штатами во Франции и Парламентом в Англии. Или разговор о программе Даллеса, когда речь идёт о подчинении России Западу, но не военными, а мирными: экономическими, психологическими, этическими и религиозными способами. Не изменяем содержания, а изменяем контекст «Сила действия равна силе противодействия», чем сильнее на нас «давят», тем сильнее мы становимся. Этот тип рефрейминга тесно переплетается с генеративным или значимым типом. Грань между ними иногда мало заметна. Этот тип программирования годится только для не слишком интенсивных противоречий. Это «лёгкая артиллерия» рефрейминга. Суть её не столько в переопределении значения разногласия или проблемы, сколько в признании их определённой ценности и достоинства. Чтобы применить генеративный рефрейминг учителю достаточно сделать следующее:
Приём рефрейминга, пи целевом применении, даёт позитивный и прочный результат в усвоении исторического материала.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. Консультация для родителей «Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены