РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках изучения былинного эпоса.

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках изучения былинного эпоса.
В последние годы в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Наиболее интересными, значимыми с практической точки зрения становятся проекты по таким предметам школьного курса, как биология, физика, химия, их содержание наиболее тесно связано с жизнью и методика преподавания предполагает проведение лабораторных, работ, экспериментов.
Иначе обстоит дело с преподаванием русского языка и литературы. И первая трудность, ожидающая нас, - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для учащихся и предполагаемая значимость результатов исследования, ведь проект становится ценным только тогда, когда над ним работают все ученики класса. Это должна быть тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике.
Проектная методика на уроках литературы имеет свою специфику. Это связано, прежде всего, с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественного цикла. Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И. Я. Лернер). Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.
Что же может стать содержанием исследования по литературе? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы и прочее. Найти удачную тему не так-то просто, но если это получится, то работа над проектом станет настоящим праздником и для педагога, и для детей. Конечно, при сегодняшней загруженности ученика реальным становится создание одного- двух проектов в год.
Хочу поделиться своим опытом проектной деятельности при изучении фольклора. В ходе изучения жанра былины в 5 классе я предложила ребятам создать учебный проект «Былины», получивший творческое название «Былины как духовное наследие русского народа».
Проект осуществлялся для обучающихся среднего звена.
Актуальность проекта.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений к героическому прошлому, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо уделять особое внимание ратной истории России, позволяющей позволяющая на реальных, доступных примерах открыть перед учащимися нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле, которая выражается в защите и воспевании.
Цели проекта:
Образовательные: познакомить учащихся с литературным произведением былина; расширить и углубить их знания о литературном жанре, особенностях построения сюжета;
Развивающие: развивать интерес к изучению устного народного творчества и истории родной страны; развивать интерес к чтению как способу познания и развития;
воспитывающие: воспитывать чувство гордости за национальных исторических и литературных героях, изображённых в былинных произведениях; воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Темы исследовательских работ.
Основополагающий вопрос: «Актуальны ли былины для современного читателя?»
Учебный вопрос
Темы исследований/ Задачи
Когда появились былины? История возникновения былин
Узнать историю появления былин как литературного жанра
Понять, в чем отличие былины от других литературных жанров, например, сказки.
Кто является автором былин? Создатели и исполнители былин
Особенности содержания былин (существенно отличающегося от сказок)
Кем и в какой форме исполнялись былины?
Гусли как музыкальное сопровождение былин
Где создавались былины? Киевские и новгородские былины Охарактеризовать два цикла былин - Киевский и Новгородский
Самые яркие былины - представители Киевского и Новгородского циклов (работа с текстом, иллюстрациями, представить выразительное чтение текстовых фрагментов)
Какие они были - герои былин? Илья Муромец – воин и монах
Охарактеризовать Илью Муромца как персонажа героического эпоса
Выявить факты, подтверждающие существование исторического прототипа Ильи Муромца
Установить причины канонизации Ильи Муромца
Рассказать о почитании Ильи Муромца в России
Какой памятник я бы поставил героям былин? (творческая миниатюра)

Отрицательные герои и их роль в сюжете былин.
Охарактеризовать Соловья – Разбойника, Тугарина Змея.
Какие тайны открывают нам художники? Герои былин в живописи
Узнать о роли былин в развитии русского художественного искусства
Узнать о художниках–иллюстраторах былин
Познакомиться с работами этих художников, соотнести текстовые фрагменты былин с иллюстрациями.
Как изображены богатыри в художественных фильмах и мультипликации? Богатыри в современных мультфильмах
Узнать о режиссерах, истории создания, проанализировать образы, сюжеты, по возможности сравнить с текстами.
В чем поэтическая особенность былин? Композиция и язык былин
Выявить художественные особенности былин
Представить элементы анализа текста
Создание собственной былины.
Проект проходил в рамках урока литературы. В ходе работы осуществлялись межпредметные связи информатики и литературы, изобразительного искусства и русского языка, музыки. Это способствовало развитию интереса к предмету. В ходе изучения темы мы обращались к былине как к историческому источнику, повествующему о жизни древних славян. При выполнении проектов, дети ближе познакомились с историей Древней Руси, языком, художественными средствами, что помогло некоторым из них создать собственную былину.

Этапы работы над проектом.
1 этап. Погружение в проект.
Учитель формулирует мысль о проекте, когда учащиеся при изучении темы "Былина” заинтересовались историей возникновения былин, композицией былин, их жанром, помогает искать информацию для проекта о жизни древних славян, о народной культуре, об истории возникновения былин, их исполнении.
Учащиеся вживаются в ситуацию в ходе урока– экскурсии в библиотеку с целью знакомства с источником информации, принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи проекта.
2 этап. Работа над проектом изучения былин.
Учитель предлагает учащимся разделиться на группы (по интересам), распределяет обязанности между группами на время сбора информации, предлагает выбрать форму презентации.
Ученые должны составить научные справки:
– Откуда взялись былины?
- Какие бывают былины?
- Как узнать былину?
Журналисты: проводят журналистское расследование на тему "Почему мы любим былины, актуальны ли былину в современном мире?"
Картографы должны нарисовать карту "География былин".
Детективам нужно составить картотеку "досье" былинных героев.
Искусствоведам необходимо подобрать материалы о художниках – иллюстраторах былин.
Писатели должны написать собственную былину.
3 этап. Создание проекта.
Каждая группа получает своё задание, планирует работу, осуществляет выбор необходимого материала, составляет план оформления работы. Во внеурочное время готовится к презентации. Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет свою работу.
Учитель консультирует по необходимости (какой материал лучше выбрать, в какой последовательности и как представить; какую информацию исключить или добавить); показывают образец проекта; помогает оформить библиотечку о былинных героях; ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует группу в целом, направляет деятельность).
4 этап. Анализ проекта.
Учитель принимает отчёт и презентацию, обобщает результаты работы каждой группы, подводит итоги.
Ученик демонстрирует умения планировать и осуществлять работу, задаёт вопросы о деятельности другой группы.
За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию.
Конечно, ведущая роль в работе отводилась учителю, так как для пятиклассников это новый вид деятельности, требующий длительного времени, умения работать с поисковыми источниками, различными материалами, в том числе, интернет - ресурсами. Большую помощь оказали учителя информатики, которые вместе с детьми готовили презентации по выбранным темам, знакомили с программами создания слайдов, компьютерной графикой. В результате получились довольно интересные и красочные мини – проекты, который после мы объединили в один. И пусть они небольшие по объему, всего 5- 6 слайдов на каждую тему, но зато были выполнены самостоятельно, и дети с нетерпением ждали своего выступления.
Рассказывая о происхождении гуслей, дети демонстрировали на слайдах данные инструменты. Применяя знания по музыке, включали в презентации музыкальные фрагменты звучания инструмента. Кроме того, были проведены исследования в области изображения гуслей в произведениях русских писателей, в частности в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Многие темы иллюстрировались живописными полотнами. Интерес вызвала тема «Богатырский эпос в творчестве В. М. Васнецова», в ходе которой были продемонстрированы полотна художника: «Гусляры», «Баян», «Богатыри», «Илья Муромец» и многие другие. Совместно с детьми мы осветили тему былин в мультипликации, которая близка их возрасту.
В интернет источниках нам удалось найти фильм «Илья Муромец» 1975 года и сравнить его с современными вариантами. После защиты работ я, заранее ознакомившись с исследовательскими работами, предложила интерактивный тест, в ходе которого проверила степень освоения данного материала.
Итоговая рефлексия участников проекта проводилась по вопросам:
Было ли мне интересно?
Узнал ли я что-то новое для себя? Что?
Было ли участие в проекте полезным для меня? В чем?
Было ли мне трудно при осуществлении исследования? Если трудности были, то в чем?
Детям понравился данный вид деятельности, так как он давал им свободу, самостоятельность (работа с источниками литературы, рассматривание репродукций с картин и иллюстраций, составление описания работы; самостоятельное решение при выборе правильного ответа), развивал коммуникативность (ролевое взаимодействие в работе микрогрупп, использование сцен былин; представление работы классу), расширял кругозор (знакомство с новыми научными литературными источниками; знакомство с новыми научными фактами, рассказывающими об истории русского народа, об истории создания и возникновения былин, их исполнении; связь с уроками истории, изобразительного искусства, музыки).
Проведённая работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению литературы, способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика, дает школьнику возможность использовать различные информационные ресурсы. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению предмета.
Задача учителя состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены