РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках изучения былинного эпоса.
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках изучения былинного эпоса.
В последние годы в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Наиболее интересными, значимыми с практической точки зрения становятся проекты по таким предметам школьного курса, как биология, физика, химия, их содержание наиболее тесно связано с жизнью и методика преподавания предполагает проведение лабораторных, работ, экспериментов. Иначе обстоит дело с преподаванием русского языка и литературы. И первая трудность, ожидающая нас, - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для учащихся и предполагаемая значимость результатов исследования, ведь проект становится ценным только тогда, когда над ним работают все ученики класса. Это должна быть тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике. Проектная методика на уроках литературы имеет свою специфику. Это связано, прежде всего, с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественного цикла. Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И. Я. Лернер). Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе. Что же может стать содержанием исследования по литературе? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы и прочее. Найти удачную тему не так-то просто, но если это получится, то работа над проектом станет настоящим праздником и для педагога, и для детей. Конечно, при сегодняшней загруженности ученика реальным становится создание одного- двух проектов в год. Хочу поделиться своим опытом проектной деятельности при изучении фольклора. В ходе изучения жанра былины в 5 классе я предложила ребятам создать учебный проект «Былины», получивший творческое название «Былины как духовное наследие русского народа». Проект осуществлялся для обучающихся среднего звена. Актуальность проекта. Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений к героическому прошлому, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо уделять особое внимание ратной истории России, позволяющей позволяющая на реальных, доступных примерах открыть перед учащимися нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле, которая выражается в защите и воспевании. Цели проекта: Образовательные: познакомить учащихся с литературным произведением былина; расширить и углубить их знания о литературном жанре, особенностях построения сюжета; Развивающие: развивать интерес к изучению устного народного творчества и истории родной страны; развивать интерес к чтению как способу познания и развития; воспитывающие: воспитывать чувство гордости за национальных исторических и литературных героях, изображённых в былинных произведениях; воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой. Темы исследовательских работ. Основополагающий вопрос: «Актуальны ли былины для современного читателя?» Учебный вопрос Темы исследований/ Задачи Когда появились былины? История возникновения былин Узнать историю появления былин как литературного жанра Понять, в чем отличие былины от других литературных жанров, например, сказки. Кто является автором былин? Создатели и исполнители былин Особенности содержания былин (существенно отличающегося от сказок) Кем и в какой форме исполнялись былины? Гусли как музыкальное сопровождение былин Где создавались былины? Киевские и новгородские былины Охарактеризовать два цикла былин - Киевский и Новгородский Самые яркие былины - представители Киевского и Новгородского циклов (работа с текстом, иллюстрациями, представить выразительное чтение текстовых фрагментов) Какие они были - герои былин? Илья Муромец – воин и монах Охарактеризовать Илью Муромца как персонажа героического эпоса Выявить факты, подтверждающие существование исторического прототипа Ильи Муромца Установить причины канонизации Ильи Муромца Рассказать о почитании Ильи Муромца в России Какой памятник я бы поставил героям былин? (творческая миниатюра) Отрицательные герои и их роль в сюжете былин. Этапы работы над проектом.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены