РАЗРАБОТКИ
|
Подготовительная работа к теме "Сложное предложение" в 9 классеНетрадиционные уроки – уроки трудные. Даже само название, к примеру, урок – «исследование» действует на учеников очень положительно: название как бы делает более весовым дело, в котором они сами будут принимать активное участие. Работу по теме «Сложное предложение» в 9-ом классе целесообразнее начать с повторения, систематизации и ни в коем случае это не должно объясняться как новый теоретический материал. Работа будет строиться на основе следующих положений:
Целесообразно в самом начале изучения темы познакомить учащихся со всей системой знаков препинания, используемых в сложном предложении, с тем, чтобы исподволь показать функции различных знаков, их связь не только со строением предложения, но и грамматическим значением. Работа над пунктуацией сложного предложения должна сопровождать любое задание, проводиться постоянно на фоне повторения и закрепления других пунктограмм. Ведь пунктуация – это не просто свод правил расстановки знаков препинания при письме. Это система знаков, которые способствуют выполнению одной из основных функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми. Знаки препинания помогают читающему лучше, точнее, быстрее воспринимать текст, а пишущему – точнее, выразительнее передавать свои мысли и чувства. Поэтому работу над сложным предложением целесообразнее начать с актуализации изученного ранее. Для этого надо повторить основные признаки сложного предложения, используя тексты, рассказывающие о знаках препинания, о роли пунктуации, о системе знаков препинания, которые необходимо употреблять и «читать» в таких видах речевой деятельности, как создание письменных высказываний и восприятие читаемого текста. Задание 1. Прочитайте текст. Составьте его план. В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме. Внимательно прочитайте ещё раз последние два абзаца. О чём в них говорится? Какие знаки препинания в них использованы? Опираясь на таблицу, определите, каких знаков препинания в них нет? Задание 2. Запишите текст, решите пунктуационные задачи, оформляя красную строку, границы предложений. (Текст даётся учащимся без знаков препинания) Дорогие ребята! Читая этот текст, вы убеждаетесь, как помогли бы вам в работе знаки препинания. Что же мы знаем о них? Знаки препинания, расставленные по правилам, помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять текст, прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным. Знаки препинания – наши помощники. Будем же относиться к ним очень внимательно. Задание 3. Прочитайте текст, включая недостающие слова, озаглавьте его. Составьте и запишите план текста в форме вопросительных предложений. В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась … - первый и основной знак членения текста. На основе … возникли другие знаки: … . Вошли в употребление также скобки, тире и кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка. К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» - принято называть знаками пунктуации. Задание 4. Зачем нужно знать правила пунктуации и уметь ими пользоваться? Ответьте на вопрос, внимательно прочитав данный текст. Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. А так как все пишущие выступают и в роли читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком. Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договор между пишущим и читающим. Задание 5. Сравните толкование термина пунктуация в разных книгах: какое вам представляется более точным и полным?
Предложенные задания могут быть включены в урок выборочно или, как я сказала выше, в порядке подготовки к нетрадиционному уроку – семинару, конференции и т. д. – индивидуально или в форме групповых занятий. В последнем случае, после того как каждая группа учащихся познакомит весь класс с содержанием и смыслом своей работы, могут быть поставлены и обсуждены такие вопросы:
В работу по актуализации, наряду с пунктуацией, будет включено и повторение основных признаков сложного предложения, которое также организуется в форме групповых или индивидуальных заданий. Для этого можно использовать следующие упражнения. Задание 1. Запишите предложение. Докажите, что оно сложное. Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник эксплуатации, мелькало озабоченное лицо главного инженера. Прочитайте предложение вслух. По какому признаку можно определить, что перед нами не три простых, а одно сложное предложение? Каким оно является по средствам связи его частей? Составьте схему предложения, чтобы доказать, что оно сложное. Какую норму пунктуации необходимо отразить в схеме? Задание 2. Какими (по числу грамматических основ) предложениями воспользовался А. Дорохов в следующих заметках? Докажите правильность своего ответа. Когда сто лет назад в России впервые побежали по рельсам поезда, многие крестьяне и жители захолустных городков ни за что не решались садиться в вагон. Они были уверены, что паровоз движет нечистая сила. Составьте схемы предложений и сравните их со схемой предложения их предыдущего упражнения: что общего между тремя схемами и что их различает? Какие трудности при определении главных членов в последнем предложении? Задание 3. Из данных предложений составьте сложные, используя союз и. Запишите получившиеся предложения, применяя нужные правила пунктуации. Областную олимпиаду решили проводить по русскому языку. Мы обрадовались. Задание 4. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Попытайтесь объяснить, почему после зачина строфы поставлено двоеточие, какую роль оно выполняет. На какое чтение последующих строк настраивает? Там чудеса: там леший бродит, Задание 5. Проанализируйте строение данного текста. какова в нём роль первого предложения? Как развёртывается тема? Какие виды и средства связи между предложениями использовал автор? Стояла короткая пора бабьего лета. Росными холодными утрами всё позже, неохотней всходило солнце. В его косых лучах зябли красные и мокрые верхушки сосен, горький жёлтый цвет осени тронул берёзы, с них сыпались листья сами собой, без ветра, и пахло в лесу грибами. Но днём солнце грело по – летнему, в прозрачном воздухе носилась паутина и блестела на стерне. Как меняется характер синтаксических конструкций по мере раскрытия темы описания? Какое по числу грамматических основ предложение позволило нарисовать живую картину осеннего леса с его красками, запахами, ощущениями? Составьте схему этого предложения, чтобы доказать правильность своего ответа. Подготовьтесь к записи текста под диктовку. По окончании актуализации интересным и полезным будет задание – сформировать вопрос по данной теме, используя учебники, ученические словари (они ведут их с 5-ого класса). Это развивает индивидуальные возможности учащихся, потому что даёт возможность сформулировать точно и ясно то, что хочешь сказать, правильно, со знанием дела задать вопрос. Закончить работу, направленную на повторение и систематизацию знаний, можно шуточным стихотворением С. Я. Маршака: …Заявили запятые: Если нет над вами точки, Двоеточие, мигая, Потому что я в два раза "Нет... - сказало многоточие, Вопросительный знак "Так, - сказала точка
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены