Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г.Гулькевичи
Психолого-педагогические условия развития учебно-познавательных мотивов на уроках в начальных классах
Василенко Оксана Павловна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи
Г.Гулькевичи
План:
1. Введение
2. Психолого-педагогические условия развития учебно-познавательных мотивов на уроках в начальных классах.
а) Психолого-педагогические особенности учебной деятельности.
б) Характеристика мотивов учебной деятельности.
в) Условия развития учебно-познавательных мотивов на уроках в начальных классах.
• Гуманное отношении к детям.
• Активизация познавательной деятельности.
• Роль семьи в развитии школьных успехов.
• Использование развивающих игр и упражнений.
• Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Введение
Из авторитарного стиля педагогического общения наша школа медленно и болезненно перешла к истинно гуманному, обращенному к личности каждого ребенка. Многие учителя ищут активные формы сотрудничества с детьми, освобождают их и себя от заорганизованности, сверхзаорганизованности в оценке-отметке, в результате чего формируют увлеченное отношение к учению и доброжелательное отношение друг к другу. Однако мотивационное обеспечение учебной деятельности остается сложной проблемой, т.к. требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка. Ведь заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, ч т о нужно усвоить детям, но и на то, к а к сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.
К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь, напротив, к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития мотивации учения, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, сформируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Психолого-педагогические условия развития учебно-познавательных мотивов на уроках в начальных классах.
а) Психолого-педагогические особенности учебной деятельности.
Учебная деятельность имеет противоречивый характер по воздействию, т.к.:
• Содержание деятельности имеет общественный характер (цель – формирование готовности к жизни, воспитание);
• Результат сугубо индивидуален (учащиеся – для общества, но знания приобретают все для себя).
Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьного возраста, в процессе которой ребенок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные предшествующими поколениями. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер.
При переходе к школьному обучению предметом усвоения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Л.С.Выготский указывал, что основные изменения школьного возраста – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением именно обучению.
Учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату (Д.Б.Эльконин). Отличие результата учебной деятельности от других деятельностей наиболее ярко обнаруживается при ее сравнении с деятельностью продуктивной, или трудовой. Результатом продуктивной, или трудовой, деятельности всегда является материальный продукт, который получается в ходе изменений, внесенных человеком в исходные материалы: результат рисования – конкретное изображение, рисунок; результат лепки – лепка из пластилина или глины; результат конструирования – сооружение из кубиков или деталей конструктора и т.д.
В учебной деятельности ребенок под руководством учителя усваивает научные понятия. Однако никаких изменений в саму систему научных понятий ребенок не вносит: ничего в науке и ее понятийном аппарате не изменится от того, будет ли действовать ученик с научными понятиями или нет и насколько успешны будут его действия. Что же в таком случае является результатом учебной деятельности?
Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями.
Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.
Учебная деятельность имеет внешние результаты: полученное решение математической задачи, написанное учеником сочинение или диктант… Но эти результаты важны для учителя и самих учащихся не сами по себе, а как показатели произошедших в учениках изменений. С этой позиции они и получают определенную оценку: этому ученик уже научился и умеет делать хорошо, а это пока еще не освоил.
Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьников умения учиться являются самостоятельными задачами школьного обучения, не менее важными и ответственными, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться.
Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Требуется не мало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться.
О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно не сформирована, ее полноценное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми.
Б) Характеристика мотивов учебной деятельности.
Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Мотивы учебной деятельности показывают, ради чего школьники учатся.
У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие «внутреннюю позицию школьника», связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно оцениваемую деятельность: «Хочу ходить в школу», «Хочу учиться в школе, как старшие». На первых порах пребывания в школе эти мотивы в сочетании с достаточно выраженными познавательными интересами способны обеспечить включение ребенка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.
Однако широкая социальная мотивация не может выступать основанием учения в течение длительного времени и постепенно утрачивает свое значение. Уже к концу 1 класса у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной, и дети начинают менее ответственно относиться к своим школьным обязанностям. Это может объясняться рядом причин, так, к примеру:
1. ребенок уже стал школьником, столь желанное ранее положение ученика уже достигнуто и для его поддержания больше ничего не нужно делать;
2. социальная позиция школьника не связана с содержанием той деятельности, которая предлагается детям в школе. Для того, чтобы считаться учеником, не важно, чем именно заниматься в школе, что усваивать – главное, чтобы это происходило в школе. Поэтому, если учебные занятия скучны и однообразны, интерес к ним утрачивается.
Однако дети ходят в школу и продолжают учиться. Что же их побуждает их к этому?
У детей формируются другие мотивы, поддерживающие учебную деятельность. Это могут быть:
• содержательные внутренние мотивы учения (учебно-познавательные), направленные на приобретение новых знаний, освоение новых способов действий в области изучаемых предметов.
• Мотивы, имеющие по отношению к учебной деятельности внешний характер и не связанные с ее содержанием, усвоением знаний.
Сложная система мотивации учения, включает следующие группы мотивов.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом:
А) Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).
Б) Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
2. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
А) Широкие социальные мотивы:
• Мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем…
• Мотивы самоопределения и самосовершенствования.
Б) Узколичные мотивы:
• Мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей).
• Престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим).
В) Отрицательные мотивы:
Избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться.
Исследования учебной мотивации младших школьников показывают, что среди тех мотивов, которые хорошо осознаются и понимаются детьми, преобладают широкие социальные мотивы (41,1%), такие как мотивы самосовершенствования и самоопределения («хочу быть культурным человеком», «знания мне нужны для будущего»), а также мотивы долга и ответственности.
Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%).
Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста (21,8%) и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности.
Учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения. Но именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста: увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, сформируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее.
в) Условия развития учебно-познавательных мотивов на уроках в начальных классах.
• Гуманное отношении к детям.
Реализация каждого из этих условий требует детального рассмотрения, но в рамках данной работы мы выделим лишь самые важные особенности этой работы.
Определяющим, конечно, является действенный гуманизм учителя. Как солнце всему живому, так ребенку для развития мотивации учения прежде всего нужна уверенность в том, что его учит добрый и справедливый учитель, который понимает все трудности, терпеливо относится к его незнанию, шалостям, проявляет к нему интерес как к человеку.
Гуманный – это не сладенько- добренький, а умно любящий детей учитель, принимающий их такими, какие они есть сейчас, и такими, какими он видит их в будущем. Но, думая, о будущем своих воспитанников, гуманный учитель не забывает о самоценности детства и поэтому создает условия, чтобы малыш не просто готовился к взрослой жизни, но уже сейчас переживал все радости и трудности своего возраста, мог вовремя и многократно проявить себя в разных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой, общественной, художественной. Только личный опыт участия в разных видах деятельности позволит ребенку узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нем природой. Именно создание условий для развития младшего школьного возраста является надежной основой для того, чтобы преодолеть разрыв между призывом к гуманизации образования и реальной школьной жизнью. Ведь то, что не востребовано вовремя, глохнет, не развиваясь.
Гуманные отношения на уроке и вне его должны утверждать человеческое достоинство каждого ребенка- способного и неспособного, красивого и некрасивого, предупреждать страх перед другим человеком и наказанием. Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и таким образом реализуют свое право самостоятельно мыслить, - это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: «Я считаю, что это правильно, так как…», «Я сомневаюсь, потому что…», «Я уверен, потому что…», «Это должно быть иначе, потому что…». Гуманизация отношений с учащимися требует решительных изменений при подготовке учителя к уроку.
• Активизация познавательной деятельности
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями удивления. Живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Так, в процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда- стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной. Так, например, хорошо подготовленным ученикам учитель предлагает решить задачу по краткой записи, составив выражение, слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.
Применение различных приемов проведения устного счета, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Одним из путей активизации деятельности учащихся мы считаем установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Работа над составлением и решением арифметических задач непосредственно отвечает этой цели.
Задачи на движение представляют собой тот благодатный материал, который может служить прекрасным средством развития мышления учащихся.
Постановка дополнительных вопросов познавательного характера к задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. Кроме того, такая работа повышает эффективность самого процесса обучения решению задач.
Таким образом, мы обеспечиваем напряжение мысли каждого ученика, а знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Учитель создает условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать.
• Роль семьи в развитии школьных успехов.
С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями- все это зарождается в дружной, теплой атмосфере Дома.
Как считал швейцарский психолог Жан Пиаже, переломный момент в познавательном развитии ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. У дошкольников нет достаточного объема и стратегии памяти, необходимых для понимания многоплановости мира. К началу учебы детское мышление трансформируется, способности памяти увеличиваются. У некоторых детей более совершенные способности мышления могут развиться к пяти годам, в то время как у других такие способности проявятся к 7 годам.
Замечено, что дети, которые отставали от своих сверстников на раннем этапе обучения (детский сад, 1, 2 классы), часто догоняли одноклассников во втором или третьем классе, а их отставание было продиктовано окружением и возможностями. Хотя хорошая успеваемость напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические, неврологические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, (какие чувства дети сами к себе испытывают), самооценку (как они оценивают собственные способности к обучению), мотивацию (их внутреннее стремление к достижению успехов) и факторы успеха (считают ли, что для достижения успеха более важны способности, чем усилия). На мотивацию успеха влияют взаимоотношения в коллективе и развитие социальной компетенции, ожидания учителя и методика обучения, атмосфера в классе и в школе. Но, безусловно, большое влияние на обучающегося оказывает семья.
Независимо от фактических познавательных способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощрять его трудолюбие.
Для родителей нами разработаны основные направления сотрудничества семьи и школы:
1. участие родителей в жизни школы (чтение книг совместно с ребенком; привлечение ребенка к обучающей деятельности; задания, рассчитанные на совместную работу ребенка и родителей; участие в выставках, спортивных праздниках, днях здоровья; совместная работа учителя и родителя);
2. родительская стратегия (характеристика методов родительского воспитания; степень контроля, устанавливаемого родителями дома; степень домашнего тепла и внимания; уважение роли ребенка в семье; степень отзывчивости родителей, терпимости к поведению своих детей).
Чтобы способствовать успехам в школе слабоуспевающих и неуспевающих детей, школа и учителя могут:
• стать педагогами для родителей (научить, как обрести надежду на успех в отношении обучения ребенка; показать, что достижение успеха в учебе ценится в семье высоко; создать в доме благоприятные условия для учебы);
• общаться с родителями (информировать родителей о делах школы; организовывать личные встречи, обмен мнениями; собрания и конференции родителей);
• привлекать родителей к помощи, создавать в классах родительские группы поддержки для проведения классной и внеклассной работы;
• предлагать родителям домашние обучающие задания.
Учителя не в состоянии обеспечить мотивацию и поддержку в объеме, необходимом для того, чтобы заинтересовать детей с низкими способностями, в достижении успеха. В дошкольный и ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознавать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
• Использование развивающих игр и упражнений.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
1. «Продолжи числовой ряд». Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. 6,9,12,15,…
2. «Исключи лишнее». Детям предлагается группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию. Примеры: Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
3. «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, например: молоко-вода, самолет-поезд. Обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.
4. «Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.
5. «Аналитические задачи». Три девочки – Аня, Катя и Марина – занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?
6. «Зрительный диктант». Детям поочередно предъявляется несколько картинок, которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.
7. «Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-нибудь помещения, подробности пути в школу…
8. «Поиск ошибок в тексте». Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, так и логических.
9. «Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок.
10. «Подбери пару». Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. К указанному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся слово, которое находится с ним в той же логической связи. Например, школа: обучение =больница: ? (доктор, ученик, лечение, больной). Песня: глухой = картина:? (художник, слепой, рисунок, хромой).
• Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.
Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.
Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным. Мы попытались систематизировать применяемые в школе виды поощрений. Все поощрения мы классифицировали по средствам выражения.
Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей; улыбка учителя; ласковый взгляд учителя; пожатие руки; учитель погладил по голове.
Словесные: Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали!
Материализованные: благодарность в дневнике; звездочка на обложке тетради, флажок на столе.
Деятельностные: познавательная игра; более сложное задание.
Отсюда следует, что выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребенка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:
1. поощрение должно применяться в системе, объективно;
2. наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений;
3. учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;
идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.
Литература
1. Педагогическая психология. Учебно-методическое пособие для студентов/ Сост. Белоус О.В.- Армавир, 2000.
2. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.- Начальная школа. №12, 1990г.
3. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.- Начальная школа. № 4, 1998
4. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.- Начальная школа. № 3, 1999г.
5. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.- Начальная школа. № 9-10, 1992г.
6. Мотивационный компонент урока.- Начальная школа. № 5, 1990г.