РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система литературных заданий как средство развития творческих способностей младших школьников. Работа над словом.

Система литературных заданий как средство развития
творческих способностей младших школьников.
Работа над словом.

Работу выполнила: Алпатова
Людмила Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 им. А.М.Горького

Система работы над словами.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главная цель педагогики творчества – не помешать рождению и развитию способности творить. Творчество доступно детям младшего школьного возраста, более того, оно активизирует их познавательную деятельность.
В первом классе для развития творческих способностей использую различные виды работ для обогащения словаря учащихся. Бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов и т. д. может существенно затормозить процесс творчества школьника.
1) Упражнение « Образуй слово».
Образуй как можно больше слов из букв слова электростанция. Буквы не должны использоваться дважды.
2) Упражнение « Составь слова с заданной буквой».
Придумай четыре слова с буквой «Г».
Г - - -
- г - -
- - г -
- - - г
Попробуй составь такие столбики слов, чтобы их первые буквы составляли слова: корка, трактор.
К - - Т - -
О - - - Р - - -
Р - - - - А - - - -
К - - - - - К - - - - -
А - - - - - - Т - - - - - -
О - - - - - - -
Р - - - - - - - -
3) Упражнение «Дополни до слова».
Читая слоги, дети дополняют их до полного слова или, наоборот, подбирают слово, оканчивающееся на него.
Ра – нора, пора, игра.
Во – воск, волос, вопрос.
4) Игра « Лишнее слово».
Назови лишнее слово. Объясни, почему:
щука, карась, окунь, рак;
ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
5) Игра « Назови отличие».
Даны предметы: шкаф, книга, самолёт. Ребёнок говорит, чем эти предметы отличаются от: собаки, машины, птицы.
Найди как можно больше отличий.
6) Игра «Поиск общего».
Найди общие признаки выше перечисленных предметов.
7) Игра « Группировка слов».
Распредели слова в группы и скажи, почему ты объединил эти слова.
8) Игра « Кто больше подберёт рифм к словам».
Лягушка – опушка, подружка, зверюшка, мушка, игрушка.
На следующем уроке дети сочиняют четверостишие с этими словами:
Прыгает лягушка
Дома на подушке.
Рядом с ней зверюшка –
Любимая игрушка.
9) Упражнение с синонимами.
Выбор и группировка слов, близких по смыслу. В упражнении даны слова одной какой – то части речи, например глаголы. Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даются 1 – 2 лишних (т.е. конфликтных) слова…
Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.
В зависимости от уровня подготовки детей, упражнение может облегчаться или усложняться. Так, могут быть даны синонимические группы: могут быть введены разные части речи; увеличено число конфликтных слов.
10) Упражнение с антонимами.
Группировка антонимов по парам.
Даётся список слов ( например, имён прилагательных), которые могут образовывать антонимические пары. Могут быть включены «конфликтные» слова. Задание: назвать пары слов с противоположным значением.
Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый, тупой.
11) Упражнения на многозначность слов.
- Прочитайте рассказ (стихотворение). Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают?
- Что означают слова: мир, полотно, ракета, высота, язык? Какие значения этих слов вы знаете?

Во втором классе для обогащения словаря учащихся использую следующие упражнения:
1) Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого – то признака. Школьникам даются группы синонимов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный, микроскопический.
Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический – крохотный – маленький; большой – огромный – гигантский.
2) Подбери антонимы к данным словам за 1 минуту.
Тьма -… зима - … юг - …
Юноша - … победа - … тишина - …
Купить - … шептать - … уходить - …
Пустой - … гладкий - … смелый - …
В целях активизации работы над антонимами предлагаю учащимся составить с ними словосочетания.
3) Сравните значения слов.
Идут часы – идут дети – идёт строительство.
Камень на сердце – камень на дороге.
4) Объясни образное сравнение.
Мальчик, как медведь.
Учитель, как грозовая туча.
Трава, как ковёр.
5) Придумай, с чем можно сравнить: одуванчик, снежинку, озеро, ветер.
Не забывай, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления.
6) Преврати одно слово в другое.
Например, слово бант в косу.
На каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять местами. Подбирать слова можно только из слов русского языка.
Бант – рант – рана – раса – роса – коса
В третьем классе для обогащения словаря учащихся я применяю следующие упражнения:
1) Составь логическую цепочку.
Такие цепочки составляют по главным героям или опорным словам какой – либо части произведения.
Например, Н. Носов « Приключения Незнайки и его друзей»:
Учитель: Пончик.
Первый ученик: Пончик, Пилюлькин.
Второй ученик: Пончик, Пилюлькин, Сиропчик и т. д.
Цепочка может обрываться, а может и удлиняться.
На все речевые игры отводится от 3 до 5 минут.
2) Подбор синонимов к данному слову.
Например, смешной – забавный, потешный, комичный.
3)Выбор одного из данных близких по смыслу слов.
- Небо (закрыло, заволокло) тучами.
- Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.
Дети обосновывают выбор синонимов.
Главная цель всякого лексического упражнения – использование слов в собственной речи.
4) Найдите в пословицах, поговорках, в отрывках из произведений художественной литературы антонимы.
- Смелому слава, трусу презрение.
- И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
5) Назовите данными словами другие предметы.
- ножка ребёнка – ножка стула
- идёт мальчик – (…дождь), (…год за годом).
6)Подберите близкие по смыслу слова к каждому значению: влажный, мокрый, сырой (например, земля после дождя)
7) Подбери противоположные по смыслу слова к каждому значению:
сырой – сухой или зрелый
свежий – чёрствый или тёплый
В четвёртом классе учащиеся выполняют такие упражнения:
1) Замена синонима в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Это нелёгкая задача для младшего школьника. Поэтому в примерах предназначенных для исправления, учитель даёт нейтральный синоним, а дети заменяют его выразительным.
- Лиса обманула медведя (косолапого).
- Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).
Детей чрезвычайно заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки к рассказу или к письменному сочинению.
2) Замена антонимов в предложении.
Данные предложения. Перестроенные предложения.
- Наступила холодная снежная зима. Наступило жаркое цветущее лето.
- Заяц бегает быстро. Черепаха ходит медленно.
3) Слова даются в словосочетании. Дети должны подобрать к ним словосочетания с противоположными значениями.
Свежий хлеб – чёрствый хлеб
Свежий ветер – тёплый ветер
Свежая газета – старая газета
4) Составь противопоставленные ряды:
Солнце яркое, жгучее; луна…(бледная, холодная).
Умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников.
5) Энциклопедия одного слова.
Для успешного выполнения этого задания детям предлагается примерный план. Это поможет расположить весь собранный материал в определённой системе, которую условно и будем считать энциклопедией вашего слова. Не все пункты плана могут быть отражены в итоговой работе. Главное стараться, стремиться к поиску нужного материала. Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы.
По своему желанию учащийся выбирает из копилки слов одно слово.
Копилка слов: человек, весна, память, дорога, портрет…
Схема - план.
1.Слово…и его лексическое(ие) значение(ия) ( толковом словаре).
2.История происхождения слова (в этимологическом словаре).
3.Слово… и родственные слова.
4.Слово… и его синонимы (словарь синонимов).
5.Слово… во фразеологических оборотах (фразеологический словарь).
6.Слово… и его антонимы (словарь антонимов).
7.Слово… и слова(сочетания) – рифмы.
8.Слово… в русском фольклоре.
9.Слово… в названиях произведений литературы.
10.Слово… в названиях газет, журналов, рекламе.
11.Слово… в названиях картин художников.
12.Слово… в названиях художественных фильмов.
13.Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихотворения, рассказы, сказки).
14.Слово… в иллюстрациях, рисунках. (Нарисуй своё слово, придумай серию картинок, которые бы смогли отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова).
Итоговое творческое задание сдаётся учителю за две недели до окончания полугодия или учебного года. Проводится защита детских работ. Совместно с детьми оценивается каждая работа, делаются выводы, обобщения.

Всего комментариев: 1
avatar
1 lubovfrolovo • 19:09, 03.04.2011

Спасибо! Очень интересные задания на развитие творческих способностей учащихся.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены