Система литературных заданий как средство развития творческих способностей младших школьников. Работа над словом.
Система литературных заданий как средство развития творческих способностей младших школьников. Работа над словом.
Работу выполнила: Алпатова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 им. А.М.Горького
Система работы над словами. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главная цель педагогики творчества – не помешать рождению и развитию способности творить. Творчество доступно детям младшего школьного возраста, более того, оно активизирует их познавательную деятельность. В первом классе для развития творческих способностей использую различные виды работ для обогащения словаря учащихся. Бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов и т. д. может существенно затормозить процесс творчества школьника. 1) Упражнение « Образуй слово». Образуй как можно больше слов из букв слова электростанция. Буквы не должны использоваться дважды. 2) Упражнение « Составь слова с заданной буквой». Придумай четыре слова с буквой «Г». Г - - - - г - - - - г - - - - г Попробуй составь такие столбики слов, чтобы их первые буквы составляли слова: корка, трактор. К - - Т - - О - - - Р - - - Р - - - - А - - - - К - - - - - К - - - - - А - - - - - - Т - - - - - - О - - - - - - - Р - - - - - - - - 3) Упражнение «Дополни до слова». Читая слоги, дети дополняют их до полного слова или, наоборот, подбирают слово, оканчивающееся на него. Ра – нора, пора, игра. Во – воск, волос, вопрос. 4) Игра « Лишнее слово». Назови лишнее слово. Объясни, почему: щука, карась, окунь, рак; ромашка, ландыш, сирень, колокольчик. 5) Игра « Назови отличие». Даны предметы: шкаф, книга, самолёт. Ребёнок говорит, чем эти предметы отличаются от: собаки, машины, птицы. Найди как можно больше отличий. 6) Игра «Поиск общего». Найди общие признаки выше перечисленных предметов. 7) Игра « Группировка слов». Распредели слова в группы и скажи, почему ты объединил эти слова. 8) Игра « Кто больше подберёт рифм к словам». Лягушка – опушка, подружка, зверюшка, мушка, игрушка. На следующем уроке дети сочиняют четверостишие с этими словами: Прыгает лягушка Дома на подушке. Рядом с ней зверюшка – Любимая игрушка. 9) Упражнение с синонимами. Выбор и группировка слов, близких по смыслу. В упражнении даны слова одной какой – то части речи, например глаголы. Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даются 1 – 2 лишних (т.е. конфликтных) слова… Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит. В зависимости от уровня подготовки детей, упражнение может облегчаться или усложняться. Так, могут быть даны синонимические группы: могут быть введены разные части речи; увеличено число конфликтных слов. 10) Упражнение с антонимами. Группировка антонимов по парам. Даётся список слов ( например, имён прилагательных), которые могут образовывать антонимические пары. Могут быть включены «конфликтные» слова. Задание: назвать пары слов с противоположным значением. Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый, тупой. 11) Упражнения на многозначность слов. - Прочитайте рассказ (стихотворение). Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают? - Что означают слова: мир, полотно, ракета, высота, язык? Какие значения этих слов вы знаете?
Во втором классе для обогащения словаря учащихся использую следующие упражнения: 1) Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого – то признака. Школьникам даются группы синонимов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический – крохотный – маленький; большой – огромный – гигантский. 2) Подбери антонимы к данным словам за 1 минуту. Тьма -… зима - … юг - … Юноша - … победа - … тишина - … Купить - … шептать - … уходить - … Пустой - … гладкий - … смелый - … В целях активизации работы над антонимами предлагаю учащимся составить с ними словосочетания. 3) Сравните значения слов. Идут часы – идут дети – идёт строительство. Камень на сердце – камень на дороге. 4) Объясни образное сравнение. Мальчик, как медведь. Учитель, как грозовая туча. Трава, как ковёр. 5) Придумай, с чем можно сравнить: одуванчик, снежинку, озеро, ветер. Не забывай, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления. 6) Преврати одно слово в другое. Например, слово бант в косу. На каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять местами. Подбирать слова можно только из слов русского языка. Бант – рант – рана – раса – роса – коса В третьем классе для обогащения словаря учащихся я применяю следующие упражнения: 1) Составь логическую цепочку. Такие цепочки составляют по главным героям или опорным словам какой – либо части произведения. Например, Н. Носов « Приключения Незнайки и его друзей»: Учитель: Пончик. Первый ученик: Пончик, Пилюлькин. Второй ученик: Пончик, Пилюлькин, Сиропчик и т. д. Цепочка может обрываться, а может и удлиняться. На все речевые игры отводится от 3 до 5 минут. 2) Подбор синонимов к данному слову. Например, смешной – забавный, потешный, комичный. 3)Выбор одного из данных близких по смыслу слов. - Небо (закрыло, заволокло) тучами. - Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне. Дети обосновывают выбор синонимов. Главная цель всякого лексического упражнения – использование слов в собственной речи. 4) Найдите в пословицах, поговорках, в отрывках из произведений художественной литературы антонимы. - Смелому слава, трусу презрение. - И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом… 5) Назовите данными словами другие предметы. - ножка ребёнка – ножка стула - идёт мальчик – (…дождь), (…год за годом). 6)Подберите близкие по смыслу слова к каждому значению: влажный, мокрый, сырой (например, земля после дождя) 7) Подбери противоположные по смыслу слова к каждому значению: сырой – сухой или зрелый свежий – чёрствый или тёплый В четвёртом классе учащиеся выполняют такие упражнения: 1) Замена синонима в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Это нелёгкая задача для младшего школьника. Поэтому в примерах предназначенных для исправления, учитель даёт нейтральный синоним, а дети заменяют его выразительным. - Лиса обманула медведя (косолапого). - Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Детей чрезвычайно заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки к рассказу или к письменному сочинению. 2) Замена антонимов в предложении. Данные предложения. Перестроенные предложения. - Наступила холодная снежная зима. Наступило жаркое цветущее лето. - Заяц бегает быстро. Черепаха ходит медленно. 3) Слова даются в словосочетании. Дети должны подобрать к ним словосочетания с противоположными значениями. Свежий хлеб – чёрствый хлеб Свежий ветер – тёплый ветер Свежая газета – старая газета 4) Составь противопоставленные ряды: Солнце яркое, жгучее; луна…(бледная, холодная). Умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников. 5) Энциклопедия одного слова. Для успешного выполнения этого задания детям предлагается примерный план. Это поможет расположить весь собранный материал в определённой системе, которую условно и будем считать энциклопедией вашего слова. Не все пункты плана могут быть отражены в итоговой работе. Главное стараться, стремиться к поиску нужного материала. Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы. По своему желанию учащийся выбирает из копилки слов одно слово. Копилка слов: человек, весна, память, дорога, портрет… Схема - план. 1.Слово…и его лексическое(ие) значение(ия) ( толковом словаре). 2.История происхождения слова (в этимологическом словаре). 3.Слово… и родственные слова. 4.Слово… и его синонимы (словарь синонимов). 5.Слово… во фразеологических оборотах (фразеологический словарь). 6.Слово… и его антонимы (словарь антонимов). 7.Слово… и слова(сочетания) – рифмы. 8.Слово… в русском фольклоре. 9.Слово… в названиях произведений литературы. 10.Слово… в названиях газет, журналов, рекламе. 11.Слово… в названиях картин художников. 12.Слово… в названиях художественных фильмов. 13.Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихотворения, рассказы, сказки). 14.Слово… в иллюстрациях, рисунках. (Нарисуй своё слово, придумай серию картинок, которые бы смогли отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова). Итоговое творческое задание сдаётся учителю за две недели до окончания полугодия или учебного года. Проводится защита детских работ. Совместно с детьми оценивается каждая работа, делаются выводы, обобщения.
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.