РАЗРАБОТКИ
|
Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе
Расти должны все цветы.
Евангелие И.Д. Бутузова, учитель начальных классов гимназии №155 Направленность инновационной образовательной деятельности в настоящее время определяет личностно-ориентированный подход, который способствует не только умственному, нравственному и физическому развитию, но и обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка. Что же такое индивидуальность? Чем вызвана индивидуализация обучения? Как обеспечить возможности для развития индивидуальности в условиях обучения? Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути, и если детям дать возможность свободно развиваться, сохранить и поддержать их индивидуальные особенности, склонности, интересы, то только тогда подход к процессу обучения и воспитания можно считать продуктивным. Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления является дифференцированный подход. Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Дифференцированный подход в обучении является одним из путей решения этой задачи, но его осуществление без учета индивидуальных особенностей учащихся нереально. Учебно-методический комплект «Школа России» обеспечивает дифференциацию учебных заданий по уровню трудности, когда наиболее подготовленные учащиеся выполняют более сложные задания. Содержание учебников и тетрадей насыщено разнообразными по уровню сложности заданиями, что значительно облегчает подготовку учителя к уроку. Дифференцированные задания имеют условные обозначения. Их применение не ограничивается рамками учебного занятия, задания этих тетрадей дают возможность для индивидуальных занятий дома, а также во внеурочное время. Прочитай. В декабре 2000 года в Москве на Красной площади впервые была поставлена красавица ёлка и залит каток. Взрослые и дети радостно встречали Новый год и новое столетие.
Для осуществления дифференциации возникает необходимость научить детей работать самостоятельно, вот тут применяется дифференциация по степени самостоятельности. На начальном этапе учащиеся знакомятся с заданием, выясняют способы его выполнения, после чего группа детей приступает к самостоятельной работе, а остальные с помощью учителя анализируют способ решения, порядок оформления записи, фронтально выполняют часть упражнения и только потом начинают работать самостоятельно. Учащиеся с низким уровнем обучаемости выполняют работу под непосредственным руководством учителя. Дети сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. Так при изучении темы «Нумерация чисел 11 – 20» различным группам можно предложить следующие задания:
Когда вы последовательно соедините точки при помощи отрезков прямой, то определите, у кого из детей большой шарик, а у кого – маленький.
Сопоставление стилей. М. Гумилевская «Где рождается снег» В. Архангельский «Летят снежные пушинки» 1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
Найди слова, которые употреблены в значении "снег" "С севера подул северный ветер, и с неба посыпались снежинки. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями …" Представление образа Помощь учащимся тоже носит дифференцированный характер. В учебное пособие включены «Подсказки», даны образцы выполнения работ и карточки – помощницы с различными видами помощи: показ способа решения, образец выполнения записи, таблицы, схемы, начало решения или план. Степень помощи ученику от урока к уроку уменьшается. В конечном итоге ученик должен научиться работать самостоятельно. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска. Медведь – лес, верблюд – ___________________. Подбери устойчивые словосочетания-антонимы. Задание исследовательского характера для учащихся высокого уровня обучаемости. Использование дифференциации обучения по интересам является главной мотивационной базой обучения и включает следующие направления:
Реализуется программа этих направлений через систему дополнительного образования: кружков и систему тематических экскурсий и праздников. Нельзя говорить о дифференциации, не затронув вопрос о домашнем задании. Единое домашнее задание не способствует продвижению в развитии детей. Ориентация на среднего ученика использует лишь 15 % возможностей сильного, а перегрузка слабого составляет 50 %. Домашнее задание на сильного ученика толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит в ситуацию успеха, способствует развитию его личностных качеств, повышает мотивацию к обучению. Следовательно, важной задачей учителя является продуманное дифференцированное домашнее задание, где ребята могут выбрать то упражнение, которое соответствует его реальным возможностям. Пример дифференцированного домашнего задания в теме «Имя прилагательное». 1. Напиши по три прилагательных, отвечающих на вопросы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены