РАЗРАБОТКИ
|
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.Одним из важнейших этапов уроков русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Выделяются следующие три этапа: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей. Наиболее частым приёмом определения нового слова является работа с загадкой, пословицей или просто сообщения учителем темы словарно-орфографической работы. Для заинтересованности, развивающей направленности учащихся необходимо использовать нетрадиционные приёмы словарно-орфографической подготовки. С помощью специальных упражнений (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи ит.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке, и сами сформулируют тему словарно-орфографической работы. Предлагаемые учителем упражнения и задания составляются так, чтобы обеспечить развитие интеллектуальных качеств ребёнка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. это повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп. В первую группу входят упражнения, на выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, сообразительность. Например: даны прямоугольники разные по высоте, на них – буквы, необходимо составить слово по буквам. Дети должны составить слово и определить признак. По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например: о з а б в т е р а д к Какие это слова? Как вы их нашли? Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. В этой группе также просматривается уменьшение конкретных указаний учителя. Например: дан шифр - 3 4 5 6 7 8 9 10
При изучении темы «Местоимение» можно предложить такое задание: «Каждому данному местоимению соответствует определённая буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы можете назвать новое слово, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (слово беседа). В целях повышения орфографической зоркости при изучении различных тем в курсе русского языка, можно использовать и такое задание: «Прочитайте слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (слово вокзал). Для дальнейшего развития внимания, памяти задания такого типа постепенно усложняются. Например, учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. Предлагает детям задание: "Напишите словосочетания". Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (слово свобода). Следующее задание:
Например: «Посмотрите на квадрат и шифр к нему:
Следующее задание:
При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, устойчивость внимания ит.д. с помощью таких упражнений можно повышать орфографическую зоркость учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого плана: «вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам». Такие упражнения, используемые учителем на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены