РАЗРАБОТКИ
|
«Научно-практическая деятельность учителя и учащихся, подготовка к районным, областным олимпиадам по биологии, экскурсионная ра
Мы живём в современном, быстро меняющемся мире, когда на любого человека направлен лавинообразный поток информации, разобраться в котором подчас нелегко. В связи с этим, передо мною и моими коллегами стоит задача подготовки молодого поколения к жизни в условиях становления информационного общества. Она подразумевает коренной переворот в преподавании от усвоения учащимися готовых знаний к процессу активного их приобретения. Мною давно замечено, что знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую по мере возможности, конечно, исследовательский метод: от проведения лабораторных и практических работ на уроках биологии, постановки опытов и наблюдения за их результатами на учебно-опытном участке, до руководства исследовательскими работами по определённой теме.
Приоритетным направлением в своей деятельности я считаю воспитание творческой инициативы учащихся. Я преподаю биологию в 7 – 11 классах. На мой взгляд, это самый инте¬ресный предмет для ребят. На моих уроках учащиеся познают окружающий их живой мир и самих себя. Открывают новое, ранее неизвестное вокруг себя и в своем организме. Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными и не сводились бы к простому пересказу материала школьного учебника. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В этом мне помогает использование на уроках методов наблюдения и исследовательской деятельности учащихся. Все должно быть серьезно. Учитель и ученик совместно должны действительно что-то открывать. Тогда отношение учащихся к проводимым экспериментам будет вдумчивым и осмысленным. Они сами начнут высказывать массу гипотез и предлагать разные варианты объяснений увиденного. Вот тут-то учитель, как более знающий экспериментатор, сможет вместе с ними проанализировать полученные результаты, объяснить их сущность, причинность и найти ответы, которые стоят на границе с незнаемым. Не стану упрощать, к такого рода поиску ребят надо подготовить. Без накопления определенных знаний по методике проведения опытов, навыков, умений подмечать, анализировать ничего не получится. Подготовку учеников к творческому подходу я начала с практического изучения природы: экскурсии в осенний лес, на водоемы и луга. Мы знакомились с обитателями этих мест, представителями флоры и фауны, определяли по атласам и определителям растения, грибы, насекомых, птиц. В классе оборудовали небольшой аквариум, где поселили рыбок, гидр, пиявок, улиток, подёнок, ручейников, личинок стрекоз. В «живом уголке» поселили «морскую» свинку. Учащиеся с большим удовольствием рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные водоросли, простейших, зарисовывают увиденное. Я учу их восторженно воспринимать мир. Использование метода исследовательской деятельности учащихся на уроках позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета. Конечно, исследование на уроке требует много времени. Поэтому многие исследовательские работы с учащимися мы выполняем во внеурочное время – на кружке «Антропоэкология», на УОУ. На кружках ребята проводят наблюдения за рыбками и морской свинкой в уголке живой природы, ведут опытническую работу с выгоночными растениями. Результаты наблюдений оформляются в виде докладов. Учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями районного конкурса выгоночных культур. Постановка опытов требует выполнения определённой деятельности в контролируемых условиях с целью установления причинно-следственных связей; создания необходимых условий для проверки одного исследуемого фактора и регистрации тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Работа с конкретным материалом позволяет детям постепенно самим переходить к абстрактному мышлению – выделению одних признаков и свойств предмета от других, позволяет осуществлять процесс обобщения, делать выводы. Отправляясь с детьми на экскурсии в природу для проведения исследования, мною разработаны инструктивные карточки, в которых приводится методика исследования какого-нибудь природного объекта. Например, карточка №1, которую я использую во время весенней экскурсии по зоологии беспозвоночных, «Изучение приспособленности членистоногих для проживания в водной среде». Цель: изучить черты приспособленности и способы передвижения водных членистоногих. Оборудование: лупа, карандаш, тетрадь. Ход работы: 1. В прибрежной зоне водоема отыщите водомерку, гладыша, плавунца, личинку стрекозы, ручейников и других насекомых. 2. Понаблюдайте за ними и ответьте на вопросы: 1) Почему не тонет водомерка? Что позволяет ей быстро передвигаться по поверхности воды? 2) Каково положение в воде гладыша? Какие особенности для жизни в воде можно отметить в его внешнем строении? 3) Какова форма тела плавунца? Какое строение имеют его конечности? Какие приспособления для жизни в воде имеет плавунец? 4) Вытащите брюшко личинки стрекозы из воды. Что за фонтанчик она выбросила? Как называется такой способ передвижения? 5) Одинакова или различна приспособленность организмов к водной среде? С чем это связано? Вот уже три года подряд мои воспитанники занимают первые места в районной олимпиаде по экологии, где обязательно приходится защищать свой проект – конечный результат проделанной исследовательской работы. Тема проекта выбирается задолго до его оформления и защиты. Тема должна быть актуальной для нашей местности. Чтобы можно было потом работать всем ребятам, вести активную просветительную работу среди жителей нашего села. Результативностью работы ребят могут служить беседы с населением, анкетирование, объявления в селе, заметки в газету и т. д.. Можно взять поручение от районной экологической станции и выполнять его. Главное, чтобы был результат деятельности, прослеживалась практическая направленность. Занимают призовые места мои учащиеся и в районных и областных олимпиадах по биологии. Всероссийская олимпиада школьников по биологии проводится, как известно, в пять этапов: школьный, районный, областной, федеральный окружной и, наконец, заключительный, в котором принимают участие победители окружных олимпиад и победители заключительного этапа олимпиады прошлого года. В последние годы каждый этап олимпиады проводится в три тура: - теоретический тур, состоящий из заданий-тестов, позволяющих определить уровень общей биологической эрудиции школьников; - практический тур; он должен показать, как участники олимпиады умеют работать с приборами и оборудованием, проводить несложные биологические исследования, фиксировать и анализировать полученные результаты, делать на их основе выводы, составлять отчеты; - теоретико-практический (кабинетный) тур, который дает ребятам возможность показать эрудицию, умение четко отвечать, отстаивать свое мнение и т. д. Ежегодно члены жюри на всех этапах соревнования отмечают, что большинство учащихся, как правило, показывают высокие теоретические знания, но испытывают затруднения при выполнении практических заданий. Поэтому, я считаю, очень важно уделять больше внимания лабораторным работам на уроках биологии. Это даёт возможность не только повысить качество знаний учащихся и интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности учеников. В процессе подготовки учащихся к районным и областным олимпиадам я стараюсь как можно больше дать возможность поработать с микроскопом, пересмотреть все имеющиеся в наличии постоянные микропрепараты, приготовить временные. Гербарий и коллекции семян, мхов и лишайников, грибов, насекомых тоже нужно изучить. Чем больше ученики будут работать самостоятельно с лабораторным оборудованием, биологическими объектами, тем прочнее у них будут знания и практические навыки. Я думаю, что исследовательская деятельность, которой занимаются мои учащиеся пригодится им в будущей жизни, потому что она развивает умение чётко излагать мысли и факты, а также аргументировано отстаивать свою точку зрения. У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако при всех этих различиях бесспорно то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты. Хочется закончить словами В. А.Сухомлинского «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
Всего комментариев: 1
1
ДобрынинаЛюдмила • 15:35, 22.03.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены