Н. И. Беляева,
учитель начальных классов,
МОУ – СОШ №4 г. Асино, Томской области..
Основные условия формирования адекватной самооценки младшего школьника.
Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно бесполезными. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. «Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи самообучения, а не в обиды на критикующего или в поводы к обидам, унынию, к отказу от каких-либо усилий». 3, 68 Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.
История оценочной системы отслеживания результатов обучения складывается с 18 века. Например: в Киевской духовной академии (1737 г) оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: 1 группа (очень хорошие успехи) - «учения изрядного, надежного, доброго, похвального»; 2 группа (средние успехи) - «учения непосредственного, мерного, нехудого»; 3 группа (ниже среднего) - «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало 19века) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. 4 С понятием самооценки, как составляющей «Я – концепции», российские педагоги познакомились в 70-х годах прошлого века. 3,17 Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет и регулятивную функцию. 7, 90
В настоящее время вопрос системы оценивания результатов является предметом дискуссий, как среди педагогов, так и в СМИ. В связи с модернизацией образования, эта тема приобретает особое значение.
Вопросу самооценки и взаимооценки отводится большое место в работе Цукерман Г. А. 5, 29-66 , Метелева Л. П. 3, 17-21, Виноградовой Н. Ф. 1, 3-12, Шкуричевой Н. [6]
Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки у младшего школьника?
У младших школьников самооценка формируется под влиянием учителя. Педагогу необходимо, учитывая уже имеющийся уровень самооценки, тактично её корректировать, если это необходимо. У детей с завышенной самооценкой – проводить коррекцию в сторону более критического оценивания учеником своей учебной деятельности, а у детей с заниженной – формировать большую уверенность в себе и своих возможностях. Здесь есть одно обязательное условие: самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. В случае расхождения оценочных суждений ученика и учителя, ребёнок аргументирует свою позицию. Динамику самооценки следует проверять каждые полгода. Очень важным является то, что эффективность учебной деятельности ребёнка зависит как от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, так и от уровня самооценки. И завышенная, и заниженная самооценка негативно сказывается на учебной деятельности школьника. В этих ситуациях у детей пропадает положительная мотивация к обучению, что ведёт к потере интереса к учёбе и к снижению успеваемости. Нежелающий учиться ученик, не достигнет успехов в образовательном процессе.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Следовательно, наряду с адекватной самооценкой, необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:
1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;
3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
В процессе формирования навыков самоконтроля, как и в процессе формирования навыков адекватной самооценки, ведущая роль принадлежит учителю, который должен систематически анализировать результаты деятельности ученика, создавая положительную психологическую атмосферу, ситуацию успеха.
На своих уроках я применяю следующую методику формирования самооценки. У каждого ученика есть сигнальные карточки красного, зелёного и синего цветов. Ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку возле номера. Красный цвет обозначает – «я знаю, как выполнить задание, я с ним справлюсь», зелёный цвет – «я подумаю и смогу выполнить задание», синий – «я не знаю, как выполнять задание, мне кажется, я не справлюсь». С учениками, поднявшими синие карточки, работаю в индивидуальном порядке. Выполняют задание, проверяют, сравнивая свою работу с образцом, и рисуют кружок соответствующего цвета. Красный цвет – «я справился», зелёный цвет – «я чуть-чуть ошибся», синий – «у меня пока не получилось». Сравнивают прогнозируемый результат и полученный, у кого есть несоответствия, объясняет их причину. Если ученик не понимает причин несовпадения, то после урока может выяснить их с учителем или соседом, другом.
Этот способ ученикам понятен и очень нравится. Он формирует не только адекватную самооценку, но и навыки самоконтроля.
Ко второму классу у большинства учеников, формируется адекватная самооценка, а переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.
В качестве дополнительного приёма можно предложить и взаимооценку обучающихся. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. Способствует процессу самоопределения младшего школьника, который на первоначальном этапе связан с соотношением и сравнением себя с одноклассниками. Однако при этом виде работы может возникнуть негативное отношение некоторых детей к оценке, особенно если результат не оправдал их ожидания. Поэтому таким детям на первых порах лучше работать с учителем.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.