РАЗРАБОТКИ

Другие модули


РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Ермакова Вероника Викентьевна
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 города Белово», информатика

XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования выводят педагогов на необходимость создания электронных учебников и тестирующих программ.
Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией. В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения.
Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивиду-ального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля.
Электронный учебник обычно содержит следующие укрупненные ком-поненты:
- презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса (темы, раздела);
- упражнения, способствующие закреплению полученных знаний;
- тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний обучающихся.
Для получения первичных навыков разработки электронных учебников необходимо начинать работу с описания собственной структуры, наиболее подходящей для реализации выбранного содержания. Удобно для этого использовать аналогию между традиционным учебным средством и электронным.
1.Структура электронного учебника должна быть максимально упрощена, но не в ущерб содержанию и используемой методике.
2.Необходимо структурировать содержание обучения на всех уровнях за счет средств визуализации, современной графики и анимации.
3.Структура электронного учебника должна предусматривать различные варианты индивидуальных траекторий.
4.Формирование блоков информации проблемным образом: набор фактов и ключевой вопрос темы.
5.Необходимо выстраивать материал в виде семантической сети для последующего формирования эффективного гипертекста.
Современная педагогика рекомендует следующую структуру электронного учебника:
- обложка;
- титульный экран;
- оглавление;
- аннотация;
- содержание обучения (полное изложение учебного материала);
- графическое представление учебного материала;
- система самоконтроля и самопроверки знаний для обучающихся;
- средства контекстного поиска;
- словарь терминов,
- справочная система по интерфейсу данной программы;
- система управления программой[1, с. 17].
Электронные учебники могут быть спроектированы, оформлены и разработаны с помощью текстового процессора, компьютерных презентаций с использованием мультимедиа технологии, Web-конструктора, языка HTML и др.
Для создания полноценного электронного учебника необходимо создать систему самоконтроля и самопроверки знаний, которую можно реализовать с помощью электронной таблицы или среды про-граммирования.
Самостоятельно разработанный педагогом электронный учебник позволяет отразить ключевые направления в обучении по данному разделу (на взгляд педагога), проявить индивидуальность и развивать творчество педагога. А главное, педагогу предоставляется возможность проектирования отдельных образовательных траекторий для обучающихся, в том числе, и для талантливых детей.
При работе с электронным учебником у обучающихся формируются умения самостоятельно обучаться, приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться и оценивать себя в данной образовательной области. Это является важным в самоопределении и подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список
1. Дробахина, А. Н., Можаров, М. С. Структурирование содержания профессиональной подготовки учителя информатики средствами современного гипертекста/А. Н. Дробахина, М. С. Можаров. – Новокузнецк, 2003.

Всего комментариев: 2
avatar
1 ДобрынинаЛюдмила • 12:30, 14.03.2011

Если я правильно поняла, то автор предлагает создавать собственные электронные учебники. Мне кажется, все не так просто. Нужно учитывать санитарно-гигиенические нормы, тщательно продумать оформление, отбор содержания по уровням для индивидуальных траекторий обучения - тоже огромная работа. Может быть лучше говорить о собственных учебных пособиях или методических пособиях? Из готовых электронных учебников по биологии, можно отобрать максимум 2-3 таких, которые можно реально использовать на уроках.
Задумка интересная, но сил потребует очень много. Желаю удачи энтузиастам! Автору спасибо за веру в мощный потенциал российского учителя.
avatar
2 Ермакова • 09:15, 28.03.2011

Благодарю за положительный комментарий!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены