РАЗРАБОТКИ
|
Технология. Ручной труд в 1 – 4 классе в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Обучение труду в младших классах нашей школы направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. Определяющими требованиями в содержании обучения для нас учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность. Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов. Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования. Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения. К перечню типового оборудования для уроков ручного труда в 1-4 классе можно рекомендовать следующие материалы и инструменты: Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности обучающихся, содержание и характер труда. Оценка устных ответов Оценка «5» полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2» почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Оценка «1» Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2». Оценка выполнения практических работ Оценка «5» тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; изделие изготовлено с учетом установленных требований; полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «4» допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «3» имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «2» имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени недовыполнена на 20-30 %; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности. Оценка «1» Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2». Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. В этой нелегкой педагогической работе мы сталкивается с рядом трудностей: с несовершенством методической организации уроков по ручному труду в младших классах; с отсутствием полиграфических дидактических материалов, рационального планирования уроков, целенаправленного подбора объектов труда, соответствующих возможностям умственно отсталых детей, и с многим другим. В результате существенно снижается эффективность уроков ручного труда и ограничиваются возможности коррекционного воздействия на этих детей. Методическую помощь в организации и проведении уроков ручного труда в 1-4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, а также внеклассной деятельности учащихся оказывает учебно-методический комплект (УМК):
Для каждого из обучающихся подбирается тот вид деятельности, в котором легче достигнуть хороших результатов. Что в результате создает ситуацию успеха. Итоги работы можно увидеть на школьных выставках, районных конкурсах, районной ярмарке. В рамках внеклассной работы проводится ежегодно силами всех учителей начальных классов и учителей трудового обучения праздник труда, где выявляются лучшие умельцы года. Список литературы: 1. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008. 2. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., 2008.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Сценарий, посвященный окончанию 1 класса «Перешли мы во второй» 5 интересных педагогических приёмов для обучения детей Проблемы, с которыми столкнется молодой учитель Использование интерактивной доски как средсва познавательной активности учащихся Организация современного урока английского языка в условиях реализации ФГОС Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Польза утренней гимнастики для детей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены