РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация работы над темой «Фольклор»

МОУ гимназия № 15
Советского района гор. Волгограда

Организация работы над темой «Фольклор»,
как средство развития речи младших школьников

Выполнила: Фадеева Т.В.
учитель начальных классов

Волгоград 2010

1. ИНФОРМАЦИОННО- СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ.

1.Тема опыта: Организация работы над темой «Фольклор»
как средство развития речи младших
школьников

2.Автор опыта: Фадеева Татьяна Виторовна

3. Место функционирования опыта: 400062,Волгоград, ул. Ак.Королева 1а

4.Опыт функционирует: с 2010 года

5. Вид опыта: Изобретательский

6.Опыт представлен следующими
материалами: - настоящим описанием
- следующим приложением:
Приложение № 1.Праздник малых жанров
русского фольклора «Пошутим, посмеемся».
Приложение № 2 Урок по теме: «Библия- источник крылатых выражений и их копилка»(урок чтения в 3 кл.)
Приложение № 3 Фрагмент урока чтения в
3 кл. по теме: « Знакомство с описанием , как типом текста.


2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.

1.Актуальность опыта.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- недостаточное использование малых фольклорных форм при работе по развитию речи младших школь
- низкий уровень владения младшими школьниками необходимым словарным запасом;
- отсутствие самостоятельной работы детей с малыми формами фольклора, что сказывается на развитии мыслительных процессов, необходимых для овладения речью.
2. Задачи, решаемые в опыте: - научить воспринимать изобразительно-
выразительные средства языка в соответ-
ствии с их функцией в художественном
произведении;
- научить воссоздавать в воображении
картины жизни, созданные народом;
- научить устанавливать причинно- следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе;
- обучить нормам произношения, совершенствование орфоэпической культуры детей.

3.Этапы работы:
- работа с пословицами и поговорками
- работа с потешками
- работа с скороговорками
- работа с загадками
- работа с Библией(крылатые выражения)
- народный календарь
4.Результативность опыта: - научились воспринимать изобразительно-
выразительные средства языка в
соответствии с их функцией в художествен-
ном произведении;
- научились воссоздавать в воображении
картины жизни, созданные народом;
-научились устанавливать причинно- следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе;
-обучились нормам произношения, совершенствование орфоэпической
культуры детей;
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА

1.Условия функционирования опыта.

Опыт функционирует в МОУ гимназии № 15 Советского района в классах начального звена школы.
Автором опыта использовалась: научно- методическая литература по проблеме развития речи младших школьников, тексты загадок, потешек, скороговорок, пословиц, ТСО в виде рисунков, аппликаций на магнитной доске, картины, иллюстрации, таблицы.

2.Рекомендации последователям опыта.

Последователям данного опыта рекомендуется учесть, что развитие речи младших школьников – работа, требующая нестандартного подхода, помогающая развитию правильной и грамотной речи учащихся. Методика данного опыт базируется в своей основе на использовании малых фольклорных форм.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность опыта…………………………………………………

2. Этапы работы…………………………………………………..……..

2.1 Работа с пословицами и поговорками………………………………

2.2 Работа с потешками…………………………………………………..

2.3 Работа со скороговорками……………………………………………

2.4 Работа с загадками…………………………………………………….

2.5 Работа с Библией……………………………………………………….

2.6 Народный календарь……………………………………………………

3.Результативность опыта………………………………………………….

4. Эффективность функционирования опыта……………………………

5. Библиография……………………………………………………………

6. Приложения………………………………………………………………

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Течение жизни все ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета- одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа- это не просто система знаков, средств общения и информации: он- хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.
Многие специалисты- филологи, любители русской словесности, озабочены резко усиливающимися англоязычными влияниями. Второй- фактор это суждение влияния русского языка в мире, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а , следовательно, снижения уважения к русскому языку в мире и в самой России. Третья причина тревоги – общее снижение культуры, а во многом – и нравственных ориентиров в России 90-х годов: разнузданная пропаганда насилия, жестокости, криминала, жаргонов преступного мира.
Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Надо научить школьника переживать услышанное, воссоздать в воображении картины художника слова, превращать образы в слова, и вы придадите его речи ясность и яркость.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпритации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировки.
Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли « не выскакивали растрепанными и полураздетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер.
Задача учителя начальных классов – работать и над увеличением подвижности того запаса слов, которыми владеет ученик в данный момент, над « связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникабельного подхода в обучении родному языку.
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в пошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения, Они дают возможность заменить пространное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием, К метким образным суждениям принадлежат пословицы и поговорки, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества. Разнообразная работа с этим материалом проводится большинством учителей, так как она предусмотрена содержанием программы обучения, учебников по чтению и русскому языку.

2. Этапы работы

2.1 Работа с пословицами и поговорками

В « Русской азбуке»(сост. В.Г.Горецкий и др.) некоторые пословицы подобраны очень удачно, потому что соотносятся с содержанием рассказов на развороте страниц (например, при знакомстве с буквами х, к, в, м). Это способствует раскрытию, пониманию обобщенного переносного смысла помещенных под иллюстрациями пословиц, которые дети могут употребить, рассказывая о своей жизни, например: Перо пишет, а ум водит. Шутке – минутка, а делу – час.
Пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.
Внутренняя рифма созвучия помогают запомнить норму.

Вместе то(шн)о, порознь ску(шн)о.
Один бу(льё)н поедим и опять до(льё)м.
У фашистов ши(н*э)ли не по русской метели.
Слова в пословицах подобраны не только по смыслу, но и по звучанию. Гласные и согласные звуки повторяются, связывают предложения:
Я не я и лошадь не моя, я и не изво(щ)ик.
Не разбивши яиц, не сделаешь яи(шн)ицы.
Поэтому, работая с пословицами, следует обращать внимание учащихся на произношение гласных и согласных звуков, производить элементарный орфоэпический разбор общеупотребительных слов.

Как (ш)или, так и износим.
Кабы свинье рога, всех бы со свету (ж)ила.
Сперва ты меня повози, а там и я на тебе поезжу (ж и доп. ж).
Огнем огня не сжечь(ж* и доп.ж).
Всяк своего (щ*)астья кузнец.
Гость хозяину не ука(щ*)ик.
Ску(ш)ен день до вечера, коли делать нечего.
Серде(ш)ный друг не родиится вдруг.
Ле(хг)ую вину прощают.
Ле(хч*)е друга потерять, чем найти.
Мя(хк)ое слово кости не ломит.
Родная земля мя(хч*)е чужой перины.

Постоянная работа с пословицами помогает избежать ошибок и в выборе места ударения.
Иногда ударение в словах определяется рифмой.

Был бы досуг, будет и друг.
Огонь да берёсту не клади в одно место.
Даст тебе ломоть, да заставит неделю молоть.
Голова завита, да не делом занята.
Иного употчуешь кусом, а другого не употчуешь и гусем.
Хоть на хвое, да на своей воле.
Весна красна, да глодна; осень дождлива, да сыта.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
В Москве толсто звонят, да тонко едят.

Может «подсказать» ударение и ритмическое построение пословиц.
Бела береста_ _/__
да деготь чёрен._ _/_ _
Не спросят у гуся_ _/_ _
не зябнут ли ножки._ _/_ _

Обучая детей акцентологическим нормам, можно обратить внимание и на разнообразные формы сравнений.
Сравнение выражено посредством союзов.

Богатый в деньгах, что мышь в крупе.
Сказал – как ножницами отрезал.
Вертится, как береста в огне.

Сравнение выражено бессоюзной формой ( сравнение_-образец).

Клей да рубанок столяру отцу родные.
Царская работа – одна зевота.
Избалуется овца – хуже козы станет.

В пословицах и поговорках слова с постоянным ударением редки.

Не убил рябчика, ешь свёклу.
Морковь разгоняет кровь.
От плохого человека вред семи кварталам.
Одну туфлю нашел, а праздник устраивает.
Ломоту хромотою исцеляют.
В дремоте чудится, в снах видится.
Хоть хвою жую, да на воле живу.

Чаще встречаются слова с подвижным ударением.

Не положил – не ищи.
Жить не с деньгами, а с добрыми людьми.
Долгая стоянка балует солдата.
Про него в Москве в лапти звонят.
Кто много ест, всегда голоден.
Не все, что кисло, щавель.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Капля по капле камень долбит.

Очень мало слов с подвижным ударением включено в упражнения учебников по русскому языку для начальной школы. Думается, что письмо и анализ пословиц с «трудными» для акцентирования словами будут полезны.
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Например:

Мал золотник, да дорог.
Гроша не стоит, а выглядит рублем.
Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
Друзья познаются в беде.
Язык и хлебом кормит и дело портит.
Ты ему по секрету, а он по всему свету.

Задания могут быть и такими:
1. Прочитай одно (по выбору) предложение – пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.
2. Отталкиваясь от данного предложения «разверни» свою мысль, в письменной форме ( от 5 до 15 предложений). Помни , что предложение- опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения и текста- рассуждения. Так постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.

Вот что получилось у ученицы 3 класса:

Доброе дело и в воде не тонет.

Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нем будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела.
Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать «Доброе дело и в воде не тонет».
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает им в раннем детстве и совершенствует долгие годы: учиться мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учиться владеть дыханием и голосом, интонациями.
Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения.
Орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народа. В языке отразилась вся жизнь народа, его творца и хранителя, его радости и страдания, стремления и умения, в нм весь мир природы. К.Д.Ушинский писал, что язык народа – это лучший учитель, учивший новые поколения тогда, когда не было ещё ни школ, ни книг. Нетрудно понять необходимость владения и произношения, и неисчислимыми кладами, и механизмами слово – формообразования, сочетания слов в предложении и тексте, свободно льющейся речью. Язык и усваивается и совершенствуется в его функционировании, т.е.речи. Как безгранично обогащение личности знанием языка(и языка), так, не имеет предела развитие речевых умений, красноречия, выразительности, дара сочинения, общей культуры.
Нельзя забывать о том, что произведения устного народного творчества имели и имеют огромное значение для развития речи ребенка.
Большинство из этих произведений(колыбельные песни, потешки, побасенки, небылицы, сказки и т. д.) являлись первыми творениями, услышанными ребенком.
Гениальный опыт воспитания, утвердившийся ещё в крестьянской Руси, подарил нам самобытную культуру. Знание произведений народного творчества воспитывалось с колыбели, а не рождалось само по себе. И уроки литературы, посвященные изучению русского фольклора, и внеклассные мероприятия ( праздники, классные часы, конкурсы, «посиделки» с родителями) позволяют ученику пережить те чувства, которые связаны с ранним детством: ведь в памяти откладывается все самое поэтическое и музыкальное.

2.2 РАБОТА С ПОТЕШКАМИ

Одним из средств развития речи школьника являются потешки. В потешках проявляется опыт традиционной практики психического воздействия на ребенка.
Что же это за жанр? Какова его задача? Такие вопросы были поставлены перед учащимися на уроке по теме: « Структура жанра ПОТЕШКА». Чтобы ответить на эти вопросы, ученики сначала познакомились с предлагаемыми им текстами, а потом шаг за шагом пытались выделить задачу каждой отдельно взятой потешки, стремясь понять, зачем люди придумали ту или иную из них.
Так, например, по прочтении потешки «Ладушки» ребята не только сумели объяснить, что потешку придумали для того, чтобы играть с малышом, но и показали, как должна проходить игра.
И именно эти практические действия вновь помогли моим ученикам понять задачу кажущейся простой потешки: понимать человеческую речь.
Интересно, что при исполнении круговых движений пальцев на ладони ребенка происходит воздействие на нервные окончания, что благоприятно сказывается на развитии слуха и речи. За весь урок знакомства с потешками дети через конкретные задачи отдельных потешек вышли на общую задачу всего жанра – весело учить ребенка жестам, движениям, учить понимать человеческую речь и выполнять команды « слова».
Хочу привести слова М.Горького: « Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Дальнейшее знакомство учеников со структурой жанра – «потешки» происходит во внеурочное время, во время подготовки к празднику « Пошутим, посмеёмся» - праздник малых жанров русского фольклора.(Приложение № 1).
К школьному возрасту ребенок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамматически правильной речью. Но учителя начальных классов, начиная работать с шестилетками, иногда встречаются с дефектами речи у детей. Из-за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков.
Не следует травмировать таких детей. Учителю необходимо помнить, что работать надо над речевым аппаратом всех детей. Для учителя особенностью при подготовке речевого аппарата учащихся является одновременное включение в говорение всех детей класса в течение 3-5 минут ежедневно в начале уроков обучения грамоте.

2.3 РАБОТА СО СКОРОГОВОРКАМИ

Одним из видов работы является скороговорка на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторять его как можно чаще.
Здесь необходимо помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении, помочь ему и позднее испытать радость от успеха.
Подбирать скороговорки, во-первых, необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. Скороговорки на первом этапе рекомендую произносить медленно, работая над каждым звуком- словом, выделяя звуки при многократном повторении. Это могут быть такие скороговорки:
(ш)-(с)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(щ)-(ч)
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

(ж)
Жук жужжит под абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружится.

(ш)
Шесть мышат в уголке шуршат.

(с)-(з)-(ц)
Стоит воз овса, возле воза – овца.

(ж)-(ш)
Змея шипит, а жук жужжит.

У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Много работы проводится над парными согласными, похожими по произношению. Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и слыша его, уметь, уметь его произнести. Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха.

Во- первых, скороговорки помогают:

а) учить детей управлять своим голосом;
б) развивать эмоциональность, выразительность речи детей;
в) отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;
г) научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;
д) расширять кругозор детей, развивать воображение и память.

На этом этапе я использовала скороговорки, чистоговорки. Приведу несколько примеров, способствовавщих выполнению поставленной цели.
- Учу детей говорить тихо, шепотом, громко.
БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.
Произнесите эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана.

МЫШОНКУ ШЕПЧЕТ МЫШЬ:
-ТЫ ВСЕ ШУРШИШЬ, НЕ СПИШЬ?
МЫШОНОК ШЕПЧЕТ МЫШИ:
-ШУРШАТЬ Я БУДУ ТИШЕ.

Произнесите эту скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук(Ш) и создавая тем самым образом шуршащего мышонка.

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА.

Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.

ИЗ-ПОД ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

Начинаем тихо, как бы представляя, что звук копыт далеко – далеко, а приближаясь, произносим все громче и громче и, наконец, в полный голос, изображая ритмом «топот копыт».

3. Чтобы работать над выразительностью речи я подобрала скороговорки, в которых был вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством. Например:

- Хохотушка буква х рассмеялась ха-ха-ха.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
-Свежа!
И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа!

Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
- А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

3. Для того, чтобы работать над скоростью произношения, я подбирала как короткие скороговорки, так и длинные.

Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Вкусная халва мастеру хвала.

4. Для достижения данной цели я использовала одну и ту же скороговорку. Но перед работой над ней необходимо слово учителя, чтобы помочь ребёнку представить себе ситуацию и голосом показать своё отношение к ней.
- Сегодня представим себе, что мы отправились на берег реки. Что мы будем там делать? (Рыбачить).
А кто знает, какая рыба водится в реке? Закроем глаза и представим себе, что мы наловили много-много ершей. Нашли ель, сварили уху. А теперь будем её есть. Вы рады, что рыбы много, она вкусная? (Да).
Тогда произнесите скороговорку радостно. (Дети представляют, думают, как лучше выразить голосом радость. А потом спрашиваю одного, второго третьего).

Дети произносят:
Мы ели- ели- ели ершей у ели.
Их ели- ели- ели у ели доели.
Выясняем, кто был наиболее выразителен.
Я продолжаю:
-Представьте себе, вы сначала были рады, что рыбы много, но все уже наелись, а рыбы ещё много. Выбрасывать жалко и вы едите через силу. Хочется плакать, но вы едите. (В голосе должно звучать недовольство, можно даже похныкать).
Аналогично можно построить работу над такой скороговоркой:
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Первая ситуация: птиц поймал хулиган и посадил в клетку, а дверцу забыл закрыть: птицы порхали, порхали, да и улетели. Это ведь радость для детей, что они спаслись.
Вторая ситуация: дети огорчены, что птицы, которые случайно залетели к ним в квартиру, улетели.
4. Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны срезу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, объясняю, показываю, использую аппликации
У ужа ужата, у еже ежата.

На доске вывешиваю картинку с ужами и ежами. При медленном первоначальном произнесении показываю указкой на предметы, пока дети не поймут. Потом убираю картинки, но прошу при говорении представлять их. И так произносим, пока не запомним.

А вот еще более сложная скороговорка.

Во дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Здесь я использовала аппликацию. При первоначальном говорении поэтапно прикрепляю траву, дрова, И обратно (во второй части скороговорки) убираю в той последовательности, как говорится.

«Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу:

Нашего пономоря не перепономарить стать, человека не переделать;

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортывать, зарапортовался, все невпопад, неудачно;
Стоит поп на копне, колпак на копне, копна под попом, поп под колпаком, то есть одно и то же, - писал сам В.Даль.

Анализ скороговорок, собранных В.Лалем, показывает, что их диапазон необычайно широк.
Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

2.4 РАБОТА С ЗАГАДКАМИ

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи у детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей школьного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Речь – доказательство, требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно школьники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Чтобы вызвать интерес у детей и потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна .Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речи – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обогащать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа. Понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по- разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины(Приложение № 3).

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

2.5 РАБОТА С БИБЛИЕЙ

На современном этапе представляется возможным учителю использовать в своей работе литературно – художественное богатство текстов Библии.
Демократизация общества в целом и образования, в частности, способствует тому, что в настоящее время стало реальным и , главное, востребованным явлением – обращение к богатейшему художественному миру одной из самых древних книг. Это потребность самой жизни, потребность, которую слишком долго не замечали, однако хорошо известно, что действительность остается таковой, даже если ее существование отрицается.
Сегодня, имея возможность в своей работе обращаться к текстам Библии, любой учитель – словесник может открыть для себя и своих учеников глубочайший мир философско – нравственных ценностей истинных человеческих отношений.
Дети, а особенно учащиеся младших классов, способны к очень глубокому прочувствованию этих текстов. А чем раньше ребенок научится прислушиваться к себе, к своим чувствам, понимать себя и окружающих, тем увереннее будет его продвижение по жизненному пути, тем легче он найдет свое место в современном обществе.
В качестве конкретного примера приводится урок по теме: «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка»(урок внеклассного чтения, 3 класс).В работе используются тексты детской адаптированной Библии.(Приложение « 2).

2.6 НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь.
В своей работе мы старались его придерживаться и организовали календарно – обрядовые праздники: « Кузьма и Демьян», «Осенины», «Рождество», «Масленица», Святое Воскресенье – Пасха. Кроме того провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

1. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

2. «Русские потешки»;

3. «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками);

4. «Счастливая зыбка»;



3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА:

На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки («Рассказывание по скороговоркам»), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка.
Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров ( один из них ведущий, а другие – вспомогательные), сочетание различных видов деятельности ( словесной с музыкальной, изобразительной, театрально – игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе – час», настраивающий детей на последующую работу.
Малые формы фольклора в воспитательно- образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу следует строить на следующих основных принципах:
во- первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во- вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
в- третьих, активного включения детей;
в- четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно- ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры- забавы с помощью считалок.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что уровень речевого развития детей младшего школьного возраста повышается, если:
- педагоги начального школьного образования будут заинтересованы процессом речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА.

Данная работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во- первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во – вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
-в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Таким образом, можно заключить, что уровень речевого развития детей младшего школьного возраста повышается.

Если организована систематическая работа с младшими школьниками, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию .Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Библиография

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз,1957.-240с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.:Просвещение, 1981.-255с.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.- 328с.
4. Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, 1986.- с. 382-383.
5. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, 1986.- с.185-193.
6. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.: Университетское, 1988.- 399с.
7. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников.// Начальная школа. 2003- № 6.-с. 5-14.
8. Загадки. Пословицы. Поговорки./ сост. К.иД.Солертовские.- М.: ООО «Гамма- С-А», « Гамма Пресс 2000». –232-246.
9. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.: Просвещение, 1976 – 127с.
10. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д.Ушинского.// Начальная школа. 2001.-№ 10,- С.27-33.
11. Львов М.Р. Язык и речь./ Начальная школа.-2000.-№ 1.-с.83-88.
12. Львов М.Р. Культура речи./Начальная школа.-2002.-№ 1.-с.14-26.
13. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М.: просвещение, 1987.- 239с.
14. Мухина В.С. Детская психология.- М.:ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО- Пресс», 1999.-с.315.
15. Народная педагогика и воспитание / Авт. – сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.-49с.
16. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой.-М.: Педагогическое общество в России,2000.-256с.
17. Русское народное творчество. / под ред.А.М.Новиковой.- М.: Высшая школа, 1986.-135с.
18. Русский фольклор./ Сост.и автор примеч. В Аникин.-М.:Художественная Литература., 1986. с.30-31.
19. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов.-М.: Высшая школа, 1986.- с. 176-185.
20. Тарабрина Т., Елкина Н. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.- Ярославль.: Академия развития. 1996. с. 67-88.

21. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах.- М.: Детская литература, 1977.-32с.
22. Фольклор, как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования / Материалы научно – практической конференции / сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998.-84с.
23. Фольклор – музыка – театр / Под ред. С.М. Мерзляковой.- М.: Владос, 1999. – 214с.
24. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990.- 384с.
25. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.- 1990.- № 10.-с.8-15.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет.- М.: Просвещение, 1960. – 348с.
27. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. / Сост. Новикова Е., Лебедева А. – М.: ООО «Фирма « Издательство АСТ».,1999.- с.232- 242.

Всего комментариев: 1
avatar
1
1 веранда • 18:53, 20.02.2011

Татьяна Викторовна, спасибо за интересный материал. Не могу сказать, что узнала что-то новое, но Вы очень толково все систематизировали, думаю, Ваша работа будет полезна не только коллегам, но и мамочкам, самостоятельно работающим со своими детьми.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены