Тематический учёт знаний.
В процессе изучения темы оценки ставятся за различные виды учебной деятельности: устные и письменные ответы, решение задач, доклады, лабораторные и контрольные работы. В случае отсутствия оценок за какие-либо виды работ учащийся обязан в дополнительное время (вне урока) выполнить индивидуальное задание (его содержание определяет учитель).
Совершенствование учебного процесса породило в последние годы новую для школ форму оценки знаний учащихся - зачёты. Зачёт - это оценочная характеристика совокупности знаний, умений и навыков учащихся, полученных или при изучении темы. В конце прохождения темы проводится зачёт. Каждый ученик может в течение четверти улучшить свои зачётные отметки, пересдав зачёт по теме. Итоговую оценку за усвоение материала за четверть и за год я выставляю после анализа всех зачётных оценок.
При проведении зачётов практикую дифференцированный подход к учащимся.
Мой опыт применения такой формы работы позволяет сделать вывод об ее эффективности. Плюсы этой системы:
предстоящий зачет многих побуждает с большой отдачей заниматься на уроках и дома, тем более что при выставлении оценок за четверть разовые оценки по сравнению с зачетными имеют меньшее значение;
зачет даст возможность в полной мере выявить пробелы в знаниях;
он позволяет фундаментально и несколько раз «прокрутить» изученный материал;
благодаря большому числу вариантов можно индивидуализировать и дифференцировать работу с учащимися;
каждый ученик имеет шанс справиться с работой на отметку не ниже чем «3»;
оценка выставляется гласно (по заранее известному критерию) и объективно.
При зачётной системе учитываю, что;
трудно на одном – двух уроках обстоятельно опросить всех учащихся у доски;
если слабый ученик отвечает перед классом на доставшийся ему сложный вопрос, в котором он плохо разбирается, то это наносит большой урон его человеческому достоинству, а также всем остальным ребятам в классе;
само наличие трудных вопросов среди вынесенных на зачёт, у некоторых отбивает всякое желание готовиться к зачёту; в самом деле: какой смысл учить, если «вытащишь» то, что не понимаешь и своим ответом вызовешь смех в классе.
Чтобы избежать этого, я провожу дифференцированные зачёты. Перед изучением новой темы я даю блок вопросов ученикам, на которые все они должны знать ответ.
Объясняя учебный материал, акцентирую внимание на содержании ответов на эти вопросы. В тетрадях по мере прохождения темы делаем соответствующие записи. В результате учащиеся ориентируются в том, что они должны прочитать в учебнике, а что в тетради, что запомнить. В ходе решения качественных задач ученики повторяют и закрепляют знания главного; отвечают они устно у доски. Затем одноклассники задают или вопросы и оценивают правильность ответов, корректируют их. Таким образом достигается многократность повторения учебного материала без особых затрат времени, а также лучшее понимание изучаемого, развивается внимание учеников и их познавательная активность.
Чем разнообразнее формы контроля усвоения материала, тем лучше к этому виду работ относятся учащиеся. Я провожу контроль в таких формах:
Самостоятельные работы:
кратковременные (на 10 –15 мин): проверка знаний формул, определений; физические диктанты;
на весь урок: решение задач
Контрольные работы:
по темам, за четверть, итоговые.
Работы предлагают иногда в двух вариантах, иногда в шести; в отдельных классах – индивидуально (каждому учащемуся).
Зачёты:
Индивидуальные, командные, парные; устные или письменные; по теории (на пересказ материала параграфа); по решению задач («фейерверк задач» и др.). Задачи предлагают из решенных ранее на выбор или подобного характера, либо по усмотрению учителя, либо новые; тестовые; в виде блицопроса «Кто больше?» (ответы на вопросы за определённое время);
Занимательные, с использованием элементов занимательности (например, с применением кубика, на гранях которого написаны физические формулы, создание цветика - семицветика ), в форме семинара, на котором каждый должен кратко выступить и рассказать о чём-то самом важном в теме: понятии, формуле, единице измерения и др.
Урок – вертикальный зачёт.
Урок проверки и оценки знаний.
Вот уже много лет для контроля за знаниями учащихся я провожу так называемый вертикальный зачёт: при параллельном изучении тем старшие учащиеся принимают зачёт у младших, например, десятиклассники - у восьмиклассников, по темам «Кинематика», «Динамика», «Тепловые явления», «Законы сохранения», у девятиклассников - «Электрический ток», «Электромагнитные явления», одиннадцатиклассники у девятиклассников - «Оптические явления». Такая форма урока развивает навыки общения, монологическую речь, чувство ответственности, стремление к самосовершенствованию. Необходимые условия: школа с небольшой наполняемостью классов; параллельное изучение тем в классах 2-й и 3-й ступеней; наличие оборудования и пособий, необходимых для проверки практических имений и навыков; наличие листов контроля у каждого проверяемого учащегося, таблица для фиксирования хода сдачи зачёта (на доске) и список учащихся у каждого экзаменатора.
Порядок работы
1. Подготовительный этап.
Учитель выделяет блоки информации, проводит консультации для проверяемого класса, подбирает задания для сильных учащихся. Старшеклассники выбирают один из блоков для углубленного изучения с учётом интересов и уровня подготовленности. Подбирают к нему вопросы и задания. Проверяемые учащиеся готовят листы контроля.
2. Проведение зачёта (приём «Вертушка»). На столах экзаменаторов - таблички с названием тем, которые они будут принимать. На доске - экран прохождения учащимися контрольных пунктов.
• Организация направленного внимания на начало занятия: объявление темы, порядка работы, ознакомление с таблицей фиксации результатов зачета.
• Проверяемые по очереди проходят все этапы контроля, переходя от одного экзаменатора к другому, отвечая на вопросы и выполняя задания.
• Контролёры вносят в листы контроля отметки за ответы.
• Ученик, сдавший вопрос, подходит к классной доске и отмечает на экране прохождение КП.
• Учитель наблюдает за ходом зачёта, по экрану контролирует прохождение КП учащимися, приходит на помощь, даёт дополнительные задания учащимся, сдавшим зачёт.
3. Итоговый этап. Проверяемые ученики сдают листы контроля учителю. Экзаменаторы анализируют ответы учащихся по принимаемому вопросу, выделяя наиболее характерные ошибки и неточности, отмечая наиболее полные и обоснованные ответы. Учитель характеризует выполнение дополнительных заданий, климат общения на уроке, выставляет итоговые отметки, благодарит старшеклассников за помощь, подводит итоги урока.
Образовательные задачи урока: проверить качество усвоения темы, умения давать тематический ответ, собирать электрическую цепь, производить измерения физических величин.
Оборудование - для лабораторной работы «Сборка электрической цепи, измерение I,U», задачники В.И.Лукашика, листы контроля.
Подготовка. В начале изучения темы при работе с оглавлением учебника рассказываю учащимся, сколько времени будем изучать эту тему, знакомлю с видами работ и нацеливаю учащихся на сдачу учебного материала десятиклассникам. Вывешиваю вопросы к зачёту: источники тока; электрический ток в металлах; молния: электрические величины (I, U, R); закон Ома; сборка электрической цени по схеме, измерение I, U. Учащиеся 10-го класса выбирают один из вопросов, просматривают его по учебникам для 9-го и 10-го классов. На консультации отвечают мне эту тему, подбирают дополнительные вопросы, готовят таблички с названием темы. В зависимости от наполняемости класса и количества вопросов можно организовать две группы экзаменаторов. На уроке они садятся за столы с соответствующими табличками, девятиклассники - за свои столы, на которых лежат учебники, тетради, сборники задач и вопросов, а также листы контроля с вопросами, где экзаменаторы выставят оценки.
Ход урока
Учитель. Уважаемые экзаменаторы! Сегодня вы будете принимать зачёт у своих младших товарищей по теме «Электрический ток». Когда-то вы сами были в их положении и поэтому понимаете, как важно быть внимательными, терпеливыми и объективными. У вас большие права, учитесь ими пользоваться, я доверяю вам. А вы, ребята, сегодня должны выдержать экзамен. К нему мы готовились на каждом уроке, все вопросы рассмотрели, выполнили практические работы, читали дополнительную литературу. За урок вы проходите все пункты контроля, отмечая каждый этап на экране. Ученики, раньше всех сдавшие зачёт, могут приступить к выполнению дополнительного задания, которое будет учитываться при подведении итогов (обычно это самостоятельное решение задач из сборника задач В.И.Лукашика). Я уверена в том, что у вас всё получится. Успехов вам!
Учащиеся расходятся по экзаменаторам. Ответив на вопрос, каждый подходит к доске и проставляет на экране отметку или знак +. Экзаменаторы проставляют оценки в своей ведомости и в листе контроля учащегося. Остальные ждут очереди, повторяя материал, по мере освобождения экзаменаторов подходят к ним. Учитель наблюдает за работой, оказывает помощь, проводит "тихий опрос" тех, кому требуется особое внимание. Учащиеся, ответившие на все вопросы, сдают листы контроля учителю. Экзаменаторы подводят итоги - каждый по своему вопросу, анализируют ответы учащихся. Учитель спрашивает, есть ли замечания у девятиклассников, высказывает своё мнение о ходе зачета, выставляет итоговую оценку.
Учитель. Таким образом, сегодня, ребята, вы побывали в роли экзаменатора и экзаменуемого, почувствовали всю ответственность и поняли, что нельзя без подготовки выполнить ту или иную работу. Вы, 9-классники, не ударили лицом в грязь перед старшеклассниками, подготовились к зачёту серьезно. (Отмечает успехи отдельных учеников, особенно слабых.) У вас впереди ещё будут зачёты, и я надеюсь, что вы так же успешно их сдадите, а придёт время - сами станете экзаменаторами. Ну а вам, десятиклассники, большое спасибо за помощь, я бы не смогла справиться без вас с таким объёмом работы, да и вы многому научились, и прежде всего слушать, слышать и понимать себе подобного человека. Благодарю всех за работу!
Таких уроков ребята ждут, относятся к ним серьезно. Думаю, что это ещё один из методов повышения познавательной активности учащихся, воспитывающий интерес к предмету через работу в разновозрастных парах сменного состава.