РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативной компетенции учащихсяФормирование коммуникативной компетенции. Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ СОШ № 29 Прокудина Ольга Борисовна Моё учительское кредо – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. Думаю, что иду в ногу со временем, так как к этому призывают современные документы развития российского образования. Согласно «Закону об образовании», содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Поэтому неслучайно моя методическая тема «Формирование коммуникативной компетенции». Приступив к работе над ней, я изучила педагогические технологии, которые направлены на формирование опорных компетенций личности. Есть разные определения понятия педагогическая технология . Мне ближе определение, данное В.М.Монаховым, по которому пед.технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. На уроках русского языка и литературы возможно применение различных педагогических технологий. Я считаю, что даже элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель: укрепление здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и неуставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если проводить его так, как это делаю я. Мы с ребятами во время физпаузы обязательно произносим какой-либо текст. Очень нравится пятиклассникам физпауза: Игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей. не-престанно поддерживать их интерес, развивают их речь. Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Причастие» в 7 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке. Называя при этом глагол, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав причастие, образованное от этого глагола. Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу. Элементы технологии уровневой дифференциации В.Фирсова, включённые в урок. Позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке развития речи по теме «Создание словесного портрета» весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера). Элементы личностно – ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской дают мне возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Так при изучении темы «Существительные собственные и нарицательные»в 5 классе на доске сделана запись. Я предлагаю детям продолжить данные столбики слов без каких-либо комментариев. Затем ответить на вопрос: на сколько групп можно распределить все слова и по какому принципу? После чего они сами формулируют правило, а мне остаётся сообщить, какой термин темы к каким словам относится. Я поняла, что именно применение технологий личностно – ориентированного обучения позволяет позволяет в большей степени формировать ключевые компетенции, среди которых важное значение имеет коммуникативная. Сначала я выяснила, что компетенция – это приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе со способностью применять полученные знания и умения на практике. Компетентностный подход – одно из ключевых понятий в обновлении содержания общего образования. Это не просто набор ЗУНов, которыми должен овладеть выпускник, а некий интегрированный результат, нацеленный на решение сложных проблем. Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ключевыми были признаны следующие компетенции: • Технологическая компетенция Таким образом формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования. За время работы над данной темой мной было изучено большое количество методической и периодической литературы, из которой я выяснила, что коммуникативная компетенция – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным). На мой взгляд, работу по формированию у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: развитие речи и этикет общения. Работа по развитию речи осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия и внеурочную деятельность. Моя основная задача на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь по-казать их индивидуальность. Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.
Существует множество видов работ по развитию речи на уроке: написание творческих работ: сочинений и изложений. Так, например, в 6 классе на уроке экскурсии дети собирают лексический материал для описания природы. В результате реализуется их творческий потенциал: необычная обстановка подталкивает их к созданию оригинальных сочинений. Учащиеся пишут работы на темы: «Я осенний листок», «Снежинка». Хорошо развивают речь такие виды сочинений, как сочинения, по заданному началу. При изучении на одном из уроков в 5 классе ребятам было предложено начало текста, ребята его продолжают. Сочинения - миниатюры с разными вариантами исполнения: может быть дана одна тема, дети должны создать текст в произвольном на-правлении. Например, семиклассники с удовольствием писали миниатюру «Светофор». Кто-то писал от первого лица, а кто-то о необходимости светофора на дорогах. Могут быть даны опорные слова - тему формулируют учащиеся; может быть дан вывод - весь текст, подводящий к данному выводу, создают самостоятельно дети. Интересны в качестве выводов пословицы. Например, мы брали с 6 классом такой вывод: «Недаром говорят «Поспешишь - людей насмешишь». Дана спорная ситуация - нужно аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность. Я периодически использую такое задание на творческих пятиминутках, давая тему, вызывающую противоречия. Например, «Учить не надо: так обойдусь». Нравится детям задание разукрасить текст (дан текст о природе, нужно вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать ребятам вывод о роли прилагательных). На одном из уроков в первой четверти я дала ученикам 5 класса текст, который они успешно украсили, добавив эпитеты, метафоры и сравнения.
Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе , приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи подростков да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетенцию родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы. Для этого я разработала и провела с родителями цикл бесед на темы: «Родители и дети: проблемы общения», «Как понимать своего ребёнка (обучение элементам активного слушания)», «Компьютерный сленг и мой ребёнок (моё отношение к нему)». Я предложила родителям дома поиграть с детьми: «Кто хуже всех го-во¬рит».(баллы за неправильные или грубые слова). Награда по итогам месяца -книга или билет в кино. Полкласса уже играют. В классе провели классные часы: «Кто я и кто моя семья», целью данного классного часа было познакомить учащихся с основами генеалогии, изучить лексику, относящуюся к семантическому полю «родственные связи». «Эти незнакомые знакомые слова», где ребята познакомились с интересными фактами этимологии. Например, выяснили, что подсолнечник (подсолнух) появился почти 500 лет назад в Европе. Его Родина - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок солнца, сын солнца. Итальянцы, испанцы, французы называют его - повёрнутый к солнцу. И у нас, русских, он считается другом солнца, поэтому и называем мы его подсолнечник . Думаю, что благодаря этой работе, небольшие, но всё же результаты уже есть. По итогам анкетирования, которое проводилось среди родителей, на вопрос слежу ли я за своей речью? 5 родителей из 25 ответили, что стали чаще обращать внимание на то, как говорят. На вопрос Нужны ли, на Ваш взгляд, подобные мероприятия по развитию речи? 19 человек ответили утвердительно, что составило 76% от общего числа родителей. И лишь 6 из них считают, что данная работа к большим изменениям не приведёт. С семиклассниками готовим пятиминутные сообщения для малышей «Говори правильно». Данные пятиминутки составили целый цикл и проводятся в классах начальной школы 1 раз в четверть. Выпускаем листовки «Мусор прочь из нашей речи». Конечно же, большие возможности для формирования коммуникативной компетенции дают факультативные курсы, которые я вела в 6 классах, а сейчас веду в 7 классе. Мной разработан и утверждён на методсовете факультатив «Развивайте дар слова» . Второе направление формирования коммуникативной компетенции - это этикет общения. Целью работы в этом направлении является обучение детей основам общения на принципах толерантности, подчинения нормам. Современное общество достаточно жёсткие нормы поведения, формулы общения между людьми. Данная работа осуществляется в нескольких на-правлениях:
Результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением. Основа данного поведения - гуманное отношение человека к человеку. Этикетными нормами являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу. Я провела тестирование по выявлению уровня сформированности навыков этикетного общения в двух 7 классах, один из которых (7а) является экспериментальным, так как в нём ведется данная работа уже второй год, 7в - контрольный класс, взятый мной только в этом году. Данная диагностика предложена профессором Челябинского педагогического университета А.А.Поповой, в тест вошли следующие вопросы:
По итогам тестирования были получены результаты , которые показали положительную динамику культуры общения детей, особенно учащихся экспериментального класса, с которыми я работаю в данном направлении уже второй год. Система работы по формированию коммуникативной компетенции требует диагностики, последовательного отслеживания результатов. Мной был проведен мониторинг творческих работ (сочинений) на протяжении 1 полугодия этого года. Отслеживались результаты (оценки за содержательную часть) сочинений по следующим темам: 1) Создание словесного портрета. Результаты показали, что качество работ в экспериментальном классе на про-тяже¬нии всего периода диагностики выше в среднем на 19% результатов контрольного класса, что показывает целесообразность и продуктивность работы по развитию речи, проводимой мной.
Результаты оценивались уровневым способом:: наличие 1 критерия -низкий уровень, наличие 2 критериев - средний уровень, наличие 3 критериев - высокий уровень.
Всего комментариев: 1
1
Shylady • 11:19, 01.08.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Статья "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта" Собрание родителей будущих первоклассников "Ребенок идет в 1 класс" Список учебных принадлежностей для учащихся 4 класса. Всё, что нужно знать родителям первоклассников в картинках Как развивать детей эффективно, не смотря на занятость и нехватку времени |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены