РАЗРАБОТКИ
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Данная работа содержит результаты анализа использования ПК в учебном процессе. Автор, начиная с 1993 года, применяет ПК при изучении разных экономических курсов. Сам он и работает, как экономист, и преподает с 1975 года. Его опыт показывает, что, применяя ПК в учебном процессе, можно получить следующее: 1) резкое снижение трудоемкости работы преподавателя при проверке знаний и навыков учащихся; 2) фактический рост уровня знаний и навыков у учащихся. Однако, чтобы этого достичь мало, посадить учащихся за ПК нужно реорганизовать учебный процесс так, чтобы учащийся был готов решать задачи с помощью ПК. ПК имеет в учебном процессе следующее варианты использования: для тестирования, для обучающих игр и как инструмент решения задач. Когда автор работал со школьниками (1993-2004 УПК Красносельского района), он в первую очередь применял ПК для проведения обучающих игр и тестирования. От школьников не требуется профессионального уровня знаний и навыков работы. Поэтому ПК как инструмент для решения задач не использовался. Когда же автор начал работать в лицее №148 (2004-2010) , он основной упор сделал на использование ПК как инструмент для решения задач. Лицей выпускает коммерсантов. Сначала ребята овладевают профессией повара, а уже потом (на 4 –том курсе) изучают коммерцию, маркетинг, менеджмент, экономику и финансы. При изучении экономики обучающие игры используются чаще, чем при изучении других курсов. Причина следующая – экономисты-преподаватели не могут продемонстрировать экономические процессы, как это делают преподаватели естественных наук. Они могут в лаборатории показать учащимся изучаемый процесс или явление. У экономистов нет такой лаборатории и в принципе быть не может. ПК же позволяет промоделировать любой экономический процесс, любую ситуацию. При этом можно взять реальную статистику и на ней изучать действие экономических законов, что автор и делает. В результате учащийся имеет дело не с идеализированными кривыми как в учебниках, а с реальным процессом с его недетерминированостью, с его возбуждениями, с отклонениями от основного тренда. Рассмотрим все три варианта использования ПК. Хочу сразу оговориться, никаких специальных программ не создавалось. Главным инструментом разработки тестов, обучающих игр был Excel. Тестирование при помощи ПК освобождает время преподавателя. Он теперь может заняться с сильными учениками и дать им дополнительные знания, пока двоечники и троечники получают зачет с 32-го захода. При разработке обучающих игр необходимо действовать в следующем порядке 1) Надо убедиться, что в данной теме необходимо применение обучающей игры. Создание обучающей игры требует много сил и времени. Поэтому нужно выбирать узловые темы, наиболее важные, иначе получится – затрат на рубль – отдачи на копейку. Примером такой темы является прогнозирование. 2) После определения темы переходим ко второму шагу – сбору исходных данных той самой статистики. Ее использование позволяет не только быстро выработать у учащегося профессиональные навыки анализа процесса, ситуации, но и выявить не пригодность человека к решению определенного класса задач. Для создания обучающих игр по теме прогнозирование автор выбрал статистику по динамике стоимости ваучера и статистику цен на олово (на внутреннем и мировом рынках) и курса $. 3) После того как статистика собрана, начинается моделирование процесса средствами Excel. На этом шаге иногда “исправляют” статистику. Это делается в самом начале изучения темы, когда у учащегося нет никаких навыков, чтобы облегчить ему начало изучения темы или в конце на контрольном занятии, но в этом случае наоборот усложняют процесс. Статистика по динамике стоимости ваучера не изменялась. Она не зависила ни от каких экономических процессов. На нее влияло только одно – публикации списков предприятий для приватизации. Для начала изучения методов краткосрочного прогнозирования идеальная ситуация. Соотношение цен на олово (на внутреннем и мировом рынках) и курса $ примерно четыре недели было таково, что цепочка сделок: покупка олова в России – продажа олова в Лондоне и продажа полученных $ давала большую выгоду, чем игра на курсе $. Автор растянул ситуацию на целый год и добавил в исходные данные динамику ваучера. Это усложнило задачу – стало нужно анализировать пять процессов. 4) Затем прорабатывают, как группа будет подготовлена к игре. Подготовка к игре ВАУЧЕР очень проста автор сам делает первые два шага, объясняя, что и как надо делать. Подготовка к игре ОЛОВО предусматривает решение задачи. Группа получает исходные данные – статистка первых 20-ти недель и учащиеся должны найти за 15-20 минут ту комбинацию сделок, которая дает максимальный рост капитала. Пока ученик не найдет эту комбинацию у ПК ему места нет. Тем, кто уложился в заданное время, автор рекомендует попробовать свои силы в настоящей игре на валютной бирже. 5) В каждой игре должны быть четко сформулирована цель, стоящая перед учащимся. В игре ВАУЧЕР его цель заработать, как можно больше денег сделав до 30-ти шагов и при условии, что при первой же ошибке он прекращает игру. В игре ОЛОВО он должен накопить столько ваучеров и денег, чтобы хватило на приватизацию выбранных им предприятий. В исходных данных есть информация о 200 крупнейших предприятий России. Хотя с точки зрения преподавателя цель одна и та же – научить методам краткосрочного прогнозирования. Как не были эффективны игры как средство обучения, но работа с ПК с целью автоматизировать комплекс задач по управлению – обязательная часть учебного процесса. Для того чтобы выполнить эту задачу учащийся должен: 1) Четко знать, как решается каждая задача, рассчитывается каждый показатель. 2) Правильно связать все задачи в единую систему. 3) Правильно связать все показатели в единую систему. 4) Эффективно организовать информационные связи между документами и файлами. Чтобы все это сделать учащийся должен использовать все свои знания и навыки. Как правило, ребята автоматизируют решение задач оперативного учета хода производства. Лицеистка Гузеева же автоматизировала комплекс задач бухгалтерского учета. Если ее работой будет пользоваться бухгалтер, то ему не нужно будет система 1С. Автор: Никифоров Алексей Константинович Инженер-экономист Email: nikiforov-ak@yandex.ru
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены