РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Мысли вслух..."

Плеханова В.А.
Мысли вслух...

«Детский образ есть первообраз гармонии».
Л.Н.Толстой.
Ещё пару лет назад, работая над статьёй, я выбрала бы одну из тем «Творчество в работе учителя», «Я – концепция», «Коммуникативные компетенции» … Но сегодня хочу вернуться к азам, с которых начиналось моё открытие педагогики. Назову статью «Мысли вслух …».
Педагог, бесспорно, готовит ученика к жизни, учит его быть востребованным и успешным. Но в этом ли его главное предназначение? Не только! Всё же учитель обязан быть на несколько «шагов» впереди сиюминутных запросов, должен быть над временем. В этом и состоит гуманистическая природа труда учителя. Но вновь и вновь напоминаю себе: ребёнок живёт сейчас, ему нужна именно сегодня моя забота, любовь, признание. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой видел в профессии учителя прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «… Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель». Наверное, поэтому мы не отталкиваем от себя ребёнка, которому нужна помощь: вот бежит он к вам в слезах, в пыли – упал, больно, а вы в светлом костюме. Прижмите его к себе, успокойте! Да Бог с ним, костюмом, – ребёнок плачет! Отношение к ребёнку, к детству является главной ценностью педагогической деятельности. Можно рассуждать о гуманной педагогике, о личностно – ориентированной модели обучения и технологиях её осуществления. Но если педагог не понимает, что род его занятий связан с высшей ценностью – ребёнком, что каждый ребёнок неповторим, раним и крайне зависим от нас, взрослых, и, что личность ребёнка – это творение, создание природы, то все рассуждения будут пустой фразой.
Гуманистическая природа труда педагога раскрывается только в гуманной деятельности каждого учителя, в его педагогическом кредо, в тех методах, приёмах и средствах, которые учитель выбирает сам для развития ребёнка, для формирования гуманного высоконравственного человека. Благодатным материалом в начальной школе является чтение художественной литературы. К сожалению, забыты или изучаются в небольшом количестве произведения классиков нашей литературы. Работая с группой учеников 4 класса над проектом «Памятник А.П.Чехову», посвящённый 150- летию со дня рождения, обнаружила, что дети не помнят Ваньку из одноимённого рассказа, «забыта» Каштанка, смутно представляют «мальчиков». Значит, их не тронула судьба персонажей. Почему? Возможно, мои ученики были малы и не готовы к восприятию достаточно сложных, я бы сказала, трагических судеб. По телевидению они смотрят фильмы с жестокими и бессмысленными убийствами, не понимая ценности человеческой жизни. Мои ученики живут в хороших семьях, не знают страданий и горя - это прекрасно! И всё же нельзя не думать о воспитании в них любви и сострадании, ведь это наше будущее и спокойная старость. Решила на уроках литературного чтения и классных часах теперь уже со всем классом, а не с творческой группой, перечитать заново эти замечательные рассказы и прочитать незнакомые произведения А.П.Чехова о детях «День за городом», «Беглец», «Спать хочется». Произведения Чехова произвели на детей сильнейшее впечатление. Читала рассказы, вкладывая душу и всё своё умение. Видя слёзы на глазах ребят, обсуждение прочитанного откладывала до следующего урока, чтобы они глубже прочувствовали услышанное. Учила детей оценивать героев не только на основе фактов, поступков, но и чувств, переживаний, находить причины, лежащие в основе происшедшего. Кропотливый анализ позволял подвести учеников к пониманию психологии героев, учил выражать мысль более точно, взвешенно и определённо, осознавать нравственную сторону поступков литературных героев. Надеюсь, что пережитые детьми чувства при чтении рассказов А.П.Чехова помогут им быть гуманными и внимательными к окружающим. А я лишний раз убедилась, что нельзя забывать за новыми и так необходимыми методами обучения старых и испытанных годами, если не веками.
Творческий характер труда педагога связан с гуманистической природой, которая требует постоянного поиска решений не только педагогических, но и задач своего личностного роста. Моя педагогическая деятельность, профессиональные навыки претерпели за последние несколько лет значительные изменения. Пришлось отказаться от принципа «образование на всю жизнь» и перейти к освоению новых технологий. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды пришлось овладеть навыками работы с компьютером, научиться работать с мультимедийными программами, узнать основы работы в Интернете, изучить программу курса «Информатика в играх и задачах». Применение новых информационных технологий в процессе обучения помогает социализации учащихся, так как мы живём, работаем и учимся в мире этих технологий. Однако считаю, что непродуманная и бесконтрольная компьютеризация школы может привести к пассивному получению знаний, к снижению развития мыслительной деятельности, воображения и размышления, замене непосредственного человеческого живого общения. И мои опасения не беспочвенны: на районном фестивале проектов, посвящённых А.Невскому материал в основном был почерпнут из Интернета. Что же делать?! Мы должны противостоять «расчеловечиванию» сознания школьников. «…Дать молодому человеку…гуманитарную подготовку, развить и укрепить в нём такие качества, которые позволяют сопротивляться этому отрицательному влиянию», - пишет французский учёный Ж.Фридман. Это и есть одно из слагаемых (пожалуй, самое большое) гуманизма нашего труда.
Педагог обязан уметь творчески относиться к самому себе как личности, использовать свой ум, чувства. Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви, поэтому нам, педагогам, необходимо развивать свою эмоциональную сферу. Это является одной из главных личностных задач в гуманистической парадигме. Такое развитие идет в нескольких направлениях: повышение уровня сознательного управления эмоциями и постепенное включение в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм. «Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, - пишет Ф. Затворник, - Один дух влияет на другой чувством». Если учитель неэмоционален, а чувства неглубоки, то такой педагог не сможет воспитать ребёнка, оказать воздействие на его внутренний мир. Высшая степень педагогической одарённости учителя связана с его гуманистическим приоритетом.
В.А. Сухомлинский писал: «Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя». Именно положительные этические качества учителя (добродетели), его нравственные нормы являются решающим фактором воспитания высоконравственной личности учащегося. Если «…личность воспитателя привлекает, восхищает, одухотворяет воспитанников…», в этом случае ученики пойдут за ним, и мы сможем гармонично воздействовать на разум и чувства ребёнка, научим фантазировать, думать, сопереживать. На мой взгляд, это самое важное из слагаемых педагогического труда, потому что предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителя, а не только наличие знаний.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики в области образования назван «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Практическая реализация этого принципа возможна в обстановке любви, красоты и добра.
Литература.
1.Горшунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М. Интер – Диалект +, 1997
2.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М. Педагогика, 1983
3. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев, 1994 4. Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995
6. Педагогический поиск. Сост. И.Н. Баженова. - М., 1990.
7.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. Москва. Просвещение, 1981
8.Троицкий В.Ю. Духовность слова. Москва. ИТРК, 2001

Всего комментариев: 1
avatar
1 КЕА9014 • 17:47, 19.10.2010

Целиком и полностью согласна с Вашими "мыслями вслух". И "подпишусь" под каждой фразой. Такой подход к воспитанию не может не дать хороших учеников- необязательно в смысле оценок, просто хороших людей пока маленького возраста. И Чехов Вами "угадан" и прочувствован в этой связи абсолютно точно. В своей практике обязательно беру его "Тоску" - дети должны как можно раньше научиться со-переживать, со-чувствовать, воспринимать боль одиночества другого человека, чтобы не вырасти равнодушными потребителями.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены