РАЗРАБОТКИ
|
Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова»Урок внеклассного чтения по программе «Школа России», 3 класс. Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова» Ход урока II. Постановка целей и задач урока. - Урок внеклассного чтения я хочу начать вот такими словами: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил». - Что можно сказать о человеке, который написал такие строки? - А почему? III. Знакомство с биографией писателя. Рассказ учителя, показ фотографий. - Да, это человек, который очень любил природу. И не просто природу, а природу нашего родного курского края. Эти слова принадлежат самому знаменитому курскому писателю – Евгению Ивановичу Носову (портрет). Посмотрите на эти фотографии. Природа курского края. Именно на таком берегу реки Сейм под Курском в селе Толмачево в далеком 1925 году родился этот писатель. Родители мальчика работали на заводах в Курске, а дед и бабушка были простыми колхозниками и жили в селе, где родился мальчик. Здесь среди полей, лугов, лесов и рек прошло детство будущего писателя. Приезжая на каникулах в деревню, он помогал своему деду. Очень любил ловить рыбу. С самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами. Многие воспоминания из детства попали в его рассказы. Евгений Иванович Носов еще очень любил фотографировать и рисовать. Это был Мастер слова и Мастер художник. По его произведениям изданы книги, сняты художественные фильмы, поставлены спектакли. Писатель удостоен многих государственных премий, является Почетным гражданином Курска. Умер в 2002 году. В Курске открыт памятник замечательному человеку, писателю, певцу природы курского края. Мы с вами посетили этот памятник. Кто помнит, какие слова написаны на нем? («Покормите птиц»). В старших классах вы еще не раз встретитесь с творчеством этого писателя. IV. Работа по теме урока. Анализ рассказов «Разбой на большой дороге», «Хитрюга», «Белый гусь», «Усатый». 1) Игра «Угадай рассказ»
– Я знаю, что вы к этому уроку рисовали главных героев произведений. Кто же является главным героем этих произведений? (Рисунки вывешиваются на доску). Ребята, а кто еще прочитал какие рассказы Носова и сделал к ним рисунки? («Тридцать зерен», «Зимородок», «Разбой на большой дороге»; рисунки сороки, зимородка и синички). 2) Анализ рассказа «Разбой на большой дороге». - Ребята, так какова основная тема рассказов Е.И. Носова? Мне кажется, что название одного рассказа не подходит к нашей теме. Какой? - Да, послушайте, как резко и грубо звучит название этого рассказа. Так кто же является разбойником в этом рассказе? - Что же сороку заставило стать разбойницей? - Прочитайте, как автор описывает природу осеннего дня. - А как автор описывает сороку. Найдите в тексте. - Кем же является сорока – разбойницей-воровкой или голодной птицей? - Трудно приходится птицам в жизни, особенно зимой. Надо бороться за выживание. 3) Анализ рассказа «Хитрюга». - Если я скажу слово «хитрюга», о ком прежде всего можно подумать? - Давайте подберем к этому слову родственные слова. - Так кто же главный герой этого рассказа? - Почему автор так назвал свой рассказ? - Почему ежа долго не могли найти? - Как автор все же поймал ежа? - Чем вас удивил ежик? - Как автор описывает осенний день (повадки ежа)? - Выполните задание карточки № 4. «Ежу очень удобно собирать _______ . Найдет ______ где их больше, растопырит иголки – и ну ______ , с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его ________ . Встанет на ________ еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в _______ одежде в свою норку». Слова для справок: кататься, местечко, листья, колючки, золотой, лапки. - Вот с такой не совсем обычной стороны мы узнали о ежике. 4) Анализ рассказа «Белый гусь». - В каком рассказе Носова главным героем стала самая обыкновенная домашняя птица? - Почему обычный гусь стал героем рассказа? - А что удивило автора? - Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? - Давайте прочитаем описание этого удивительного гуся. - Каким вы увидели гуся? Посмотрите, как автор приглашает полюбоваться гордой птицей. И сразу возникает интерес – а что же будет дальше? Найдите строчки, что же произошло дальше. - Какие надо взять краски, чтобы нарисовать свинцовую тучу? - Какие приемы использует автор для описания, чтобы мы лучше представили ярость надвигающейся тучи? - Ребята, а что вас поразило в рассказе? - Какие прилагательные помогут нам описать характер белого гуся? Выполните задание в карточке №5. Подчеркните слова, которые помогут вам описать характер гуся. Находчивый, заботливый, добродушный, сильный, слабый, благородный, глупый, мудрый, смелый, злой. - Я хочу обратить ваше внимание на последние строчки рассказа о маленьком гусенке. В этих словах автора заключается главная мысль рассказа. Что хотел нам сказать автор этими словами? 5) Анализ рассказа «Усатый». - К этому рассказу я составила вот такую схему (картинка детей, стрелка, кузнечик»; над стрелкой большой красный вопросительный знак). Почему? - Какие чувства вызвал кузнечик у детей? - Найдите описание концерта. - Как выглядел кузнечик? Найдите описание в тексте. - Вот такой герой рассказа. Что произошло дальше? - Как вы относитесь к коллекционированию Вовкой насекомых? - Давайте вернемся к нашей схеме. Дети поймали кузнечика и посадили его в банку – это нехорошо, кормили травой, слушали концерт, но на свободу не выпускали – тоже нехорошо. А затем он погиб. Дети не сделали ничего хорошего. Так относиться к животным нельзя. Да, люди к природе относятся по-разному: заботливо и внимательно, бережно и жестоко, безразлично и равнодушно. А животные дают возможность человеку ощутить радость, восторг. И иногда они за это расплачиваются жизнью. 6) Выступления детей, выполнивших дополнительные задания по теме урока (аннотация к рассказам «Тридцать зерен», «Зимородок» и др.). V. Итог урока, выводы и обобщение материала. - Чем похожи все эти рассказы? - А чему учат произведения нашего курского писателя? Урок я хочу закончить замечательными словами Евгения Ивановича Носова: «Человек – это тот, кто понимает, что жизнь на земле возможна только при бережном отношении к природе»
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены