1.Условия становления опыта
Данный опыт работы сложился на базе МОУ Моисеево-Алабушской сош, где обучается 163 человека, и в которой я преподаю музыку в 2-8 классах, а также веду кружковую работу как педагог дополнительного образования.
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике.
В.В. Сериков в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает необходимость создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».
Основные положения гуманистического воспитания расширяют сферу задач учителей. Главное в этих положениях - нравственное развитие внутреннего «я» ребенка, его свободной самореализации. Поэтому роль моя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством.
Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством.
Работать в данном направлении меня побудил мой предыдущий опыт, а именно работа над темами:
1. « Использование фольклорных традиций на уроках музыки и внеклассной деятельности школьников».
2.»Активизация мыслительной деятельности школьников на уроках музыки».
3. «Использование изобразительной арт-педагогики».
Арт-педагогика сыграла важную роль. Знакомство и подготовка блочных уроков явилось для меня мотивацией для освоения арт-педагогических технологий и приемов.
Применение арт-педагогических технологий и приемов на практике легло в основу создания учащимися 1-11 классов шумового оркестра, танцевально-двигательной группы, создания цветовой клавикорды.
2.Теоретическая интерпретация опыта
Актуальность и перспективность опыта
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям обучающегося. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют современные арт-педагогические технологии и приемы, которые позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя любовь к музыке через искусство;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
3.Теоретическая база опыта
Теоретическая база моего опыта опирается на работы педагогов-практиков:
Андерсен-Уоррен М. « Драмотерапия»; Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы атр-терапии»; Брюкнер Ю., Медераке И. «Музыкатерапия для детей»; Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии» и др.
4.Новизна опыта
Новизна опыта заключается:
- в использовании современных арт-педагогических технологий и приемов на уроках музыки;
- в разработке индивидуальных методик, адаптированных для проведения уроков музыки во 2-8 классах;
- в использовании различных технологий, методов и приемов в разработке уроков и внеклассной деятельности школьников;
- в организации работы с родителями, вовлечение их во внеклассную жизнь школы;
- в проведении интегрированных уроков с использованием различных методов.
5.Адресная направленность
Данный опыт раскрывает использование возможностей арт-педагогических технологий в преподавании музыки в рамках программы общеобразовательной школы и адресован учителям музыки.
6.Область применения
Областью применения данного опыта работы являются уроки музыки и внеклассные занятия по музыке в общеобразовательной школе.
7.Педагогические возможности использования элементов арт-педагогики на уроках музыки в средней школе.
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. Гуманистическое направление в образовании рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, разносторонности его содержания, возрастания роли рефлексивных знаний. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности. В соответствии с концепцией педагогики свободы, О.С. Газман определяет педагогическую поддержку
личности ребенка как совместную выработку с ним его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении. В рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е. В. Бондаревская рассматривает личность человека через призму понятия культуры. Образование человека «осуществляется в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей».
В.В. Сериков в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает необходимость создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».
Основные положения гуманистического воспитания расширяют сферу задач учителей. Главное в этих положениях - нравственное развитие внутреннего «я» ребенка, его свободной самореализации. Поэтому роль моя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Музыка воспитывает эмоционально. Кроме этого в настоящее время в школах вводятся уроки театра, ритмики. Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение, что преподавание предметов искусства - это своеобразное здоровьесберегающее воздействие с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования.
Однако в практике преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла в школе арт-педагогические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт-педагогические методики, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.
Понятие «арт-педагогика» появилось лишь в середине прошлого века, хотя целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времен.
7.1. Музыкальная арт-педагогика.
Музыкальную арт-педагогику использую в процессе слушания музыки и музицирования. Она основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по- разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. По мнению В. И. Петрушина, сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют мне дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.
Средства музыкальной арт-педагогики способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки я обучаю ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него - своей неповторимой
индивидуальности.
Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический.
Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма. Наверное, именно сочетанием большого количества положительных свойств объясняется то, что профессия певцов является по существу профессией долгожителей.
Использую метод вокализации (МВ). Это самое желанное универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм. Что делали бурлаки, когда им было тяжело? Правильно, пели! А все потому, что пение снимает стресс, активирует защитные силы организма, объём лёгких, а стало быть, и обеспечение тела кислородом и питательными веществами улучшается. Медленный выдох способствует развитию в сердце дополнительных путей кровоснабжения, что важно для профилактики инфаркта миокарда. Хорошо работающая диафрагма мягко массирует пищеварительные органы. Кроме того, осуществляется вибрационная стимуляция внутренних органов. Научными исследованиями доказано, что даже «простое» пение от души в течение 20 - 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Особенно полезно затянуть песню, если у вас есть хроническое заболевание бронхов или лёгких. Количество нейтрофилов и лимфоцитов - наших защитников - под влиянием МВ увеличивается.
7.2.Метод вокализации
Активная вокализация использую в работе с детьми в разных вариантах: это может быть коррекция психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Занятия направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.
Слова, которые мы говорим, непосредственно воздействуют на наше физическое тело, физические органы и могут сбалансировать их. Произнеся какие-либо звуки, можно настроиться на определенный орган, почистить его, наполнить энергией.
Полезно любое пение, поскольку распеваются гласные звуки, которые являются целебными и придают органам новое качество. Так называемое тирольское пение лечит тромбофлебит, благоприятно воздействует на сосуды.
Свист оказывает очень тонкое воздействие на уровне энергетических каналов. Когда человек свистит, он у себя пробивает энергетические пробки. Но если это делать в присутствии других людей, то эти пробки могут закупориться у другого человека. Поэтому свистеть лучше в одиночестве или на природе. Часто то, что полезно одному человеку, является разрушительным для другого.
Звуковые упражнения нужно делать умеренно и понемногу. Каждый может петь, как ему хочется: прерывисто, на одной ноте, то есть каждый находит свой тон и частоту.
«Ю» благотворно действует на почки и мочекаменный пузырь, снимает болевые спазмы
«юя» благотворно действует на почки и мочекаменный пузырь, чистит и наполняет их энергией
«СИ» снимает напряжение, которое колеблет тонкие оболочки нашего поля
«ой» благотворно действует на прямую кишку, лечит геморрой
«ПА» активизирует работу сердца, только в облегченном варианте
«МН» его произношение упрощает жизнь в затруднительных ситуациях, мы часто лечимся им
«ЕСЯ» очищает, гармонизирует
Дыхательная функция тесно связанна с пением. «Дыхание - это сырой материал речи» (А. И. Леонтьев). Еще большую роль дыхание играет в речи музыкальной. Вокально-речевой процесс - это процесс, в котором на дыхание нанизывается вокал и речь. Трансформация вокально-речевой деятельности от звуков к словам - фразам - осмысленной развернутой речи - это процесс «социализации дыхания», «поэтапного развития личности». Постановка голоса начинается с пропевания гласных, целительных звуков.
Обучая видеть в каждом звуке образы (ля1 - мышка, до6 - медведь), и имитируя голосом различные интонации - удивление, страх, радость; пропеваем согласные, выполняя диафрагмальные толчки.
В работе над постановкой голоса можно использовать серии звуков, рекомендуемых М. Л. Лазаревым («Тканевая вибрация», «Звуковая релаксация», «Музыкальный алфавит»).
Во время работы с детьми над постановкой голоса решаются следующие задачи:
а) Отработать дыхание.
б) Научить чисто петь.
в) Отработать различные темпоритмы дыхания (с целью тренинга дыхательных мышц сеансы вокала можно проводить в дыхательных тренажерах: резиновый бинт, длина 60 - 80 % окружности грудной клетки в нижнем отделе. Продолжительность наложения не более 10-15 минут за 1 сеанс. Бинт должен прилегать без складок, на майку, спустя 60 минут после еды).
Основой вокализации являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и адекватные уровню и состоянию пациентов вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, многое могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос - «говорящий музыкальный инструмент».
Голос является составляющей различных, психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы, как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
В моей работе важны следующие параметры голоса ребенка в процессе проведения голосовой диагностики:
• тембр голоса,
• громкость голоса,
• высота звучания,
• наличие дополнительных призвуков (хрипота),
• ровность звучания,
• длина дыхательной фазы,
• длительность звучания до наступления призвуков.
Поющий может передать все оттенки красоты, радостей, страданий. Песня - язык общения человеческих душ, верный и вечный лекарь человеческого сердца.
Детская речевая интонация весьма своеобразна. Их речь театральна. Она изобилует неожиданными гиперболизированными подчерками, ударениями, упругим ритмом. У детей до 11 лет голосовые связки только формируются.
1. Серия звуков «Тканевая вибрация»
1. Звук «ев» - при насморке. Слово «ветер» позавывать, как ветер – в - в - в «слово» «в-в-в-в-в- ветер».
2. Звук «з - з - з» (летящий комар, летает и кусает; прижать ладонь к горлу, чувствуя вибрацию, применять когда болит горло). Изображать насекомое, помахивая руками (крылышками), согнув в локтях, летать по залу, произнося звук и носиком покалывая кого догонят.
3. Летит жук - «ж - ж - ж» (приложите ладонь к груди и почувствуете мощный звук. Если у вас появится кашель, чаще произносить этот звук. При произношении звука дети могут встать спиной к стене, во время пения можно поставить кулачки в бока и шевелить локтями, как крыльями).
4. Звук «н» - положить руку на макушку головы и очень высоким голосом произносить «н». Это помогает снимать головную и зубную боль.
5. Низкий звук «м - м - м - м» - мычит корова. Если его произносить после еды, то лучше усваивается пища. Кроме того, м - особый звук. С него начинается слово «мама» (от живота).
6. Произнесем звук, который не у всех сразу получается - «р - р - р».
Представьте старый трактор на поле, все у него трясется и болтается. «Тр- тр - тр - тр» - делайте это упражнение в конце дня, чтобы снять усталость. Вот злится лев, напрягся всем телом «ар - р - р - р».
2. Серия звуков «Дифрагмальные толчки»
Произносить эти звуки надо отрывисто, при резком выпячивании живота.
«П - п» (без звука) (папа).
Звук «б» (барабан) - дети маршируют и одновременно имитируют четко и ритмично игру на барабане.
Звук «т» (без голоса, как бы стреляя из игрушечных пистолетов).
Звук «т» мы слышим каждый день - «Тик - так».
Звук «д» с голосом — «Колокольный звон».
Звук «к» - «Курочка».
Если добавить к звуку «к» голос, то он превратится в звук «г». Какие домашние птицы любят этот звук? (гуси). Изображать вприсядку, руки на колени и пойдем гуськом.
Звук «а» произнесем громко одними связками. Так кричит в зоопарке павлин - гордая птица с красивой осанкой (дети поднимают вверх руки, как перья хвоста). Раздается царский крик «а» (образ павлина переносится в литературный образ жар-птицы).
Переходим на смех, произносим «ха - ха». Смеемся особым смехом, который называется вокальным. Нужно приподнять кверху уголки рта, обнажив верхние зубы, сделать «зевок», выдвинув вперед нижнюю челюсть, расставить ноги и выпятить живот, приложив к нему снизу свои ладони. Смеемся всем телом (песня «Людоед»). Игра «Хохотушки» - первый ложится на пол, на спину, второй к нему поперек, голову на его живот, следующий кладет голову на живот предыдущего. Первый начинает смеяться, сотрясая живот, игра удастся, если все играющие начинают хохотать.
3. Серия «Звуковая релаксация»
Звук «ш» - расслабляет тело, снимает напряженно («Змея», «щука»). Самый расслабляющий звук - «с». Представить себя на берег)' моря. Закрыть глаза. Слышите, как набегает волна. Произнести звук «сссс» (песня «Песок»).
С помощью этих звуков можно улучшать свое здоровье.
Таблица звуков (букв) и соответствующих им образов с песнями и психофизическим эффектом
звук слово песня часть тела движение дыхание
А Павлин Павлин связки, шея гордая осанка,
величие объемное, скорбное
Б Барабан Барабан диафрагма игра на барабане диафрагмальное
В Ветер Ветер губы раскручивание мелкая вибрация
Г Гуси Гуси корень языка, диафрагма ходьба «гуськом» диафрагмальное
д Динь-динь Колокольный
звон кончик языка, диафрагма раскачивание диафрагмальное
Е Бе-е Овечки желудок щекотка дыхательное
удовольствие
Е Елка, ёжик Елки мягкое небо растопыренные
пальцы дыхательный
массаж
Ж Жук, «ж» Жуки грудная
клетка руки на талии вибрация
3 Комар, «з» Комар шея крылышки вибрация
и Лошадь,
«и-и» диафрагма,
желудок скачки, прыжки дыхательное
удовольствие
и Ослик,
«и-йя-йя» гортань езда неглубокое дыхание
к «ко-ко-ко» Курочка диафрагма движения головой диафрагма
л «ля-ля» Лялька, «ля» носоглотка качаем люльку релаксация
м Мама моя Мамочка, милая губы, диафрагма руки к сердцу диафрагма, глубокое дыхание
н Боль, «н» Нытик голова гримаса боли эмоциональное
дыхание
о Зайчишка,
«ой» Заяц голосовые
связки дрожь стресс - адап
тивное дыхание
п Папа Я все путаю губы
артикуляция дыхание диа
фрагмальное
Р Лев все тело,
почки напряжение тела вибрационное
силовое дыхание
С Песок все тело,
мочеполовая
система релаксация лежа релаксация
Т Часы,
«тик-так» Часы кончик языка дискретные
движения диафрагма, синхронное дыхание
и движение
У Пароход,
«у» гортань,
мягкое небо медленное движение глубокое дыхание
ф Ежик,
«ф-(Ъ» губы, нос быстрая ходьба,
«семенение» скорость, легкое
дыхание
X Смех людоеда живот, диафрагма смех всем телом диафрагма, эмоции
Ц Кузнечик кончик и
корень языка подскоки релаксация
ч Поезд все тело,
кончик языка ускорение скоростное дыхание
ш Змея все тело ползание релаксация
щ Щука все тело гримаса ужаса релаксация
ы Сыр гортань оскал грудное
э Эхо гортань,
грудь руки сложены в
рупор грудное
ю Баю Колыбельная губы, мягкое небо укачивание релаксация
я Я
. диафрагма,
грудная
клетка осанка грудное
В дыхательную арт-педагогику, включаю игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание - это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.
Существующие способы певческого дыхания делятся на три вида: ключичный, диафрагмально-реберный, диафрагмально-реберно-брюшной. Ключичный способ дыхания является некоторым подобием «удушения» певца. Диафрагмально-реберный способ - это более правильное певческое дыхание. Оба эти способа дыхания чаще всего
встречаются у женских голосов. Наиболее сложным и полным является дыхание, в котором одновременно участвуют грудная клетка, диафрагма и брюшная полость.
7.3.Приемы организации процесса восприятия музыкального произведения
Методы погружения в эпоху, эмоциональной драматургии, театрализации и драматизации основаны на фиксировании учащимся собственных переживаний, ощущений, отношений к звучащим произведениям, образам, так как рассказы о жизни выдающихся композиторов и, что особенно важно, об особенностях их личностного склада, тех трудностях, с которыми они сталкивались в жизни, помогает отыскать определенные связи между собой, личностью композитора и той музыкой, которую он создал. Приведем несколько примеров-тем для выстраивания эмоциональной драматургии моноурока:
• остро переживающий социальную несправедливость Л.В. Бетховен, выплескивающий ее в яростных пассажах сонат и симфоний;
• горько мучающийся Г. Берлиоз, отвергнутый возлюбленной и в звуках «Фантастической симфонии», изживающий свою месть ей;
• трагично переживающий силы неутолимого рока своей жизни П.И. Чайковский, лишенный того счастья, которое было у других людей;
• болезненно ранимый Шопен, боявшийся публичных выступлений, тонко чувствующий все перипетии своих отношений с другими людьми;
• напряженно-бунтарский С. С. Прокофьев, смело бросавший вызов академическим авторитетам, не сгибавшийся под ударами критики и т.д.
Подобные знания помогают преодолеть заостренное внимание к собственным проблемам и колеблют веру в их исключительность. «А если у других это тоже было и бывает, и люди с этим живут и справляются, то и у
меня, следовательно, все нормально».
Сетка обобщенных характеристик музыкальных произведений отражающих сходное эмоциональное состояние
Основные параметры
музыки Основное настроение Литературные определения Название произведений
Медленная Спокойствие Лирическая, мягкая,
созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная А. Бородин. Ноктюрн из
Струнного квартета;
Ф. Шопен. Ноктюрны Фа мажор, Ре-бемоль мажор, Этюд
Ми мажор;
Ф. Шуберт. «Аве Мария»
К. Сен-Сане Лебедь;
С. Рахманинов. Концерт № 2,
начало II ч.
Медленная
Минорная Печаль Сумрачная, тоскливая,
трагическая, печальная, унылая, скорбная П. Чайковский. Начало Пятой
симфонии, финал Шестой симфонии;
Э. Григ. Смерть Озе, Жалоба Ингрид из сюиты «Пер Гюнт»;
Ф. Шопен. Прелюдия до-минор;
Марш из сонаты си-бемоль- минор, Этюд до-диез минор;
X. Глюк. «Мелодия».
Быстрая Минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная,
беспокойная, гневиая, злая, отчаянная Ф. Шопен. Этюды № 12, 23, 24,
Скерцо № 1, прелюдии № 16, 24.
Скрябин. Этюд № б соч. 8;
П. Чайковский. Увертюра «Буря»;
Р. Шуман. «Порыв»;
Л. Бетховен. Финалы сонат 14, 23.
Быстрая Мажорная Радость Праздничная, ликующая, бодрая, веселая,
радостная
у Д. Шостакович. Праздничная
увертюра;
Ф. Лист. Финалы венгерских
рапсодий № 6, 10, 11, 12;
В. Моцарт. Маленькая ночная
серенада (1 и IV ч.);
Л. Бетховен. Финал симфоний
№ 5, 6, 9
7.4.Сравнительный анализ воздействия музыки на слушателя
Легкая музыка Серьезная музыка
Низкая когнитивная сложность Высокая когнитивная сложность
Ритм - наиболее важное средство выражения Мелодия и гармония - наиболее важные
средства выражения
Преобладание мелких форм Преобладание крупных форм
Художественный образ, как правило, статичен Художественный образ динамичен
Восприятие может быть поверхностным и
рассеянным Восприятие носит сосредоточенный и
углубленный характер
Направленность переживания преимущественно экстравертированная Направленность переживания преимущественно интровертированная
Разрядка музыкального переживания осуществляется в движении Разрядка музыкального переживания
осуществляется в образах фантазии и воображения
Музыкальнее произведение как бы нисходит к потенциальным возможностям слушателей Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель в своем развитии предварительно поднялся до его уровня
Музыка неотделима от повседневного быта,
для которого она нередко служит фоном
при решении внеэстетических задач Музыка отделена от повседневного фона
жизни и является самоцелью для решения эстетических задач
Музыка приобщает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по
принципу «здесь и сейчас» Музыка приобщает человека к вечным идеалам всего человечества по принципу
«везде и всегда»
Выразительные средства имеют тенденцию
к унификации и космополитизму Выразительные средства стремятся быть
самобытными и оригинальными
Наибольшую ценность в глазах слушателей
имеют новые произведения Наибольшую ценность имеют старые
произведения
Популярность музыки обуславливается,
главным образом личностью исполнителя Популярность музыки обусловлена именем композитора
Самосознание личности растворяется в коллективном переживании Самосознание личности концентрируется в субъективном переживании
Любое целенаправленное восприятие с концентрацией внимания на объекте может быть охарактеризовано как здоровьесберегающий процесс, потому, что, наблюдая объект и размышляя о нем, человек как бы сливается с ним и начинает его видеть как будто изнутри, глубоко постигая его внутренние сущности и закономерности. Таким образом, через воздействие музыки, можно влиять на мировоззрение человека, дефекты которого
нередко приводят его к тому или иному заболеванию.
Выбор инструмента также играет определенную роль. Звучание кларнета влияет на кровообращение, нормализует сердечную деятельность. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают, скрипка обладает и общерасслабляющим действием (С. В. Шушарджан, 1994).
В.М. Бехтерев (1996) рекомендует, чтобы вывести человека из нежелательного настроения, сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, а затем постепенно сменять характер музыки в соответствии с желаемой переменой в настроении. Например, если человека мучают меланхолия, тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия, звучание следующего произведения противостоит
первой мелодии, нейтрализуя ее действие: это должна быть светлая лирическая музыка, дарующая надежду, и завершающее третье произведение выбирается с расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия. Оно-то и должно породить то настроение, которое необходимо для оздоровления.
Современными детьми очень хорошо воспринимается музыка эпохи барокко, она оказывает на них наибольшее гармонизирующее влияние.
В программы для слушания специалисты советуют включать произведения для скрипичного трио, виолончели и фортепиано, струнных квартетов. Для детей целесообразно использовать широко известные произведения И. Штрауса, Ф. Шопена, фрагменты из балета «Щелкунчик», оперу «Кармен», менуэты Л. Бетховена и другие.
Занятия с детьми по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает школьника на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от
отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания я в беседе (анализе произведения) с детьми выясняю, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей.
Слушание музыки применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной. Рецептивное восприятие музыки основано на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли
средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.
I. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во-первых, как катализатора эмоциональных процессов, во-вторых, как музыкального фона во время рисования, а в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процесс работы.
П. Активная работа с образами музыки включает в себя:
1) упражнения на самосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
2) свободный танец под музыку, который дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения;
3) зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
4) музыкальные зарисовки - индивидуальные импровизации на какую-либо тему («Мое состояние», например). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;
5) диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
6) «живую музыку», когда одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную - то решительно, то испуганно, то радостно и т.д.).
Цель восприятия музыки: гармонизация личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.
Задачи:
• регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
• снятие психоэмоционального возбуждения;
• приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
• формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения;
• развитие общения со сверстниками;
• развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;
• выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;
• моделирование положительного состояния (катарсиса).
• Богатство и красота родной природы, запёчатлённые в произведениях искусства - прекрасное средство воспитания детской души, поэтому уже в младшей группе, и даже в яслях, можно слушать небольшие произведения о природе и временах года таких композиторов, как П. И. Чайковский (Альбом «Времена года»), С. С. Прокофьев (вариации из балета «Золушка»), Г. В. Свиридов (музыка к кинофильму «Метель»).
Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г. В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и
всем существом. Если дета научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности. Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую ус-
тойчивость и душевное здоровье.
7.5.Фольклорная арт-педагогика
Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней праздничнообрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).
Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.
Традиционные свойства фольклора - коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность - открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности.
Особенно ценно, что средства фольклора, благодаря пронизывающим его «архетипам коллективного бессознательного», помогают развивать духовно-нравственные ценности и идеалы личности. (Речь идет об архетипах, представляющих собой наиболее древние и распространенные в культурах разных народов образы матери, героя, домашнего очага,
младенца и др., которые закреплены в подсознании различных общностей
(Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991).)
Специфика фольклора состоит в том, что он воплощает этнические образы мира, а также этнические ценности, идеалы и нормы поведения. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья. Эти нормы передавались от поколения к поколению в форме выверенных веками стереотипов поведения.
Песни, созданные народом, играли в жизни крестьянской семьи особую роль, придавая ей ту или иную эмоциональную «окраску». Они сопровождали каждого от рождения и до самых последних дней: колыбельные, игровые, шуточные, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, свадебные, солдатские, песни-плачи, исторические и др. Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древних времен. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), веселыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.
Мелодика старинных русских песен, порой построенная на двух-трех нотах, пораж