РАЗРАБОТКИ
|
«Проектная деятельность в разделе программы Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"В Концепции модернизации общего образования 2010 г. [6] написано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся…». Отличительной особенностью стандартов второго поколения является их личностная ориентация, т.е. ОСОБАЯ РОЛЬ отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА [18]. Каждый педагог, выполняя государственную программу, достигает данный показатель благодаря своей методике работы. Например, О. М. Гусева [3] в своей книге представляет разработки уроков ИЗО для 5 класса в соответствии с программой Б.М.Неменского [15], где изучение ею каждой темы происходит через связь предмета с музыкой, литературой, историей. При этом важно учитывать главное: в данном возрасте учебная деятельность занимает большую часть времени, но перестаёт быть источником развития, дети зачастую не умеют превращать информацию в знания, обилие информации не приводит к системности. Именно проектная деятельность важна и особенно нужна подросткам [9;13]. Идея развития различных компетенций школьников посредством проектной деятельности также нашла отражение в работе образовательных учреждений Ардатовского района. Методическое объединение образовательной области «Искусство» работает над темой «Осознание роли и места ЧЕЛОВЕКА в художественной культуре», а педагогический коллектив МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2» - «Личностно-ориентированное обучение как технология формирования нравственного поведения и навыков учебной деятельности учащихся». Чем же заинтересовал меня метод учебных проектов? Во-первых, это учение через самостоятельную деятельность учащихся. Во-вторых, всегда направлено на результат. В-третьих, осуществляется в разных видах. Проблема статьи: педагогические условия формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников. Цель статьи: изучение методики организации проектной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства при изучении раздела. Объект статьи: процесс организации проектной деятельности школьников при изучении раздела «Декор-человек, общество, время» в 5 классе общеобразовательной школы на различных этапах урока по ИЗО. Предмет статьи: педагогические условия организации проектной деятельности школьников, обеспечивающих достижение поставленной цели. Методы написания статьи: изучение методической, психолого-педагогической и справочной литературы; знакомство с уже имеющимися разработками в области данного предмета; проведение уроков по разделу. Принципами работы: культур сообразность; поли художественный подход; личностно-ориентированная проекция содержания и методики. Теоретическая значимость работы:
Практическая значимость статьи: разработка раздела учебной дисциплины, посвящённого организации проектной деятельности.
Актуальность. Особенность программы и суть проектного обучения [10] сводятся к тому, что содержимое урока проживается детьми на уроках, становясь собственным чувственным опытом. Учебно-методический комплект
Актуальность. Учащиеся учатся «видеть» в произведениях декоративно-прикладного искусства социальную окрашенность и проявлять эмоциональный отклик. Именно проектная деятельность на уроках данной четверти лучше других технологий «раскрывает» учащимся смысл человеческих взаимоотношений: работая над решением конкретной проблемы, учащиеся коллективно проектируют и выполняют все этапы проектной деятельности. Цели раздела:
Задачи раздела:
Актуальность «нововведения». Количественное увеличение часов на изучение тем:
Увеличение количества часов при изучении темы I способствует, во-первых, ознакомлению учащихся с декором Древней Греции (отсутствует в Программе), во-вторых, овладению ими навыком работы в технике «поп-ап». Увеличение количества часов при изучении темы II способствует, во-первых, ознакомлению учащихся с декором Древней Японии (отсутствует в Программе), во-вторых, выполнению проекта на тему «Бал. Средневековье». Увеличение количества часов при изучении темы III способствует (отсутствует в Программе), во-первых, ознакомлению учащихся с декором геральдики Нижегородской области и Ардатовского района, во-вторых, овладению ими навыком работы в технике «квиллинг», в-третьих, выполнению проектов на темы: «История герба России», «Гербы моей малой Родины», «Эмблема своего класса», в-четвёртых, проведению проектной дискуссии на тему «Взгляд на символику», в-пятых, вовлечению учащихся в деятельность по выполнению проекта «Подарок для одноклассницы». Изучение - это путь к осуществлению интеграции заданий изобразительного искусства с предметом история, эффекта длительного проживания темы, что способствует реализации проектов и выполнению цели и задач Программы. Д.Пойа справедливо заметил: «Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей» [4]. Средства проектной деятельности фрагментарно разрабатывались и использовались русскими педагогами, которые именовали его «методом проблем» [11]: С.Т.Шацким, В.Сорокой-Росинским, А.Макаренко. В современном прочтении ценность метода Д.Дьюи заключается в возможности освоения подростком способа самостоятельного познания. В «Федеральном компоненте государственного стандарта» указывается на тот факт, что «важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся… Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект». В современной педагогической и методической литературе по данному методу имеется достаточно информации. В работах И. Д. Чечель [17], К.Н.Поливановой [13], Б. Валясэк [7], Е.Петуховой [7], Е.С.Полат [12], Л. Ивановой [7], Н.А. Беломестновой [7], Н. Ю. Пахомовой [11], С.Г.Щербаковой [21] раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. В трудах К.Н.Поливановой [13], С.Г.Щербаковой, Н. Мансурова [22], Т. Герасимовой [22], В. Рохлова [22] охарактеризованы этапы учебного проекта, раскрыта роль учителя на каждом из них. И.Д. Чечель и С.Г.Щербаковой предложены различные варианты оценивания проектной деятельности. М.П.Нечаевым раскрыта суть социального проекта [9], в интернет-ресурс ([16], [19]) представлены разработки к урокам ИЗО. При организации своей проектной деятельности учитываю методику вышеперечисленных педагогов. Деятельность по созданию проекта называется проектированием [9]. Термин «проект» в переводе с латинского языка - это «брошенный вперёд». Н. Ю. Пахомовой [11] предложено своё толкование понятия «проектная деятельность»: «совокупность различных видов деятельности: мыслительной, коммуникативной, практической, презентационной». В.Б.Петрова [16] по-своему понимает данный термин: «целенаправленная, творческая, результативная, групповая, ограниченная определённым временем, деятельность». К.Н.Поливанова в своей книге [13] указывает на тот факт, что проектная деятельность строится «от результата», основной формой которой является метод проектов. В литературе циркулирует большое количество определений данного понятия: одни рассматривают его уже, другие, например, К.Н.Поливанова [13], - шире. К.Н.Поливанова [13] и С.Г.Щербакова [21] отмечают, что метод проектов нужно применять обязательно с младшего школьного возраста. В своей книге Н.Ю.Пахомова [11] предлагает рассматривать понятие «учебный проект» с двух сторон: учащегося и учителя. С.Г.Щербакова [21] в своей книге указывает на тот факт, проблемы, лежащие в основе проекта, имеют свою классификацию. В своей статье Б. Валясэк [7] представляет точку зрения Мирослава С. Шиманськи, который выделил категории, по которым можно отличить метод проектов от других (традиционных) методов обучения: 1) прогрессивная роль учителя; 2) субъективность учащегося; 3) стирание границы между школьной и внешкольной жизнью; 4) отсутствие традиционной оценки. По мнению К.Н.Поливановой [13], проектная деятельность педагога всегда субъектна и целесообразна и имеет определённую структуру. Данный вопрос нашёл отражение в статье [18] Интернет-ресурс. В статье [18] Интернет-ресурс описаны критерии технологии педагога, рассмотрены её особенности. В своих работах Н.Ю.Пахомова [11] и В.Б.Петрова [16] указывают на соответствующее обеспечение проведения проектной деятельности. В литературе существуют различные типологии проектов. Но в реальной практике чаще всего встречаются смешанные типы проектов. Рассмотрим классификации проектов С.Г. Щербаковой [21] и Е.С.Полат [12], являющейся основной. Кроме этого, существуют проекты по масштабу работы: моно-, мульти-, мега проект. В своих литературных источниках И.Д.Чечель [17] и С.Г.Щербакова [21] предлагают различные формы защиты проектов - виды презентаций. Также И.Д.Чечель раскрывает смысл понятия «мультимедийная презентация», приводит её классификацию, знакомит с требованиями по оформлению и публичному выступлению, даёт рекомендации. Е.С.Полат [12] в своей статье перечисляет критерии к оцениванию результата проекта. А С.Г.Щербакова [21] в своей книге рекомендует следовать требованиям к презентации, использовать листы: «Защита-презентация проекта», «Оценивание проекта». И.Д.Чечель [17] отмечает, что при использовании метода проектов существует два варианта оценки: внутренние и внешние параметры оценки (критерии оценки). В своей статье И.Д.Чечель предлагает определённые требования к структуре проектной работы. В статье интернет-ресурс [19] приведены цели и задачи учебного проекта на уроках изобразительного искусства. В.Б.Петровой [16] и Н.Ю.Пахомовой [11] предлагаются к рассмотрению возможные варианты оформления проекта с описанием этапов проведения проектной деятельности. В практике мной также используются проекты социальной направленности, сущность которых подробно описал М.П.Нечаев [9]. Правильный выбор метода и приёма в учебном процессе, умения проникнуть во внутренний мир учащегося, умелое осуществление функций управления - вот главные условия для развития современного школьника [23]. Процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками. Изучение раздела «Декор – человек, общество, время» в 5 классе проходит в течение 10-ти уроков III четверти. Постигая ответы на вопросы «что», «как» и «зачем», связанных с восприятием произведений декоративного искусства, материал четверти даёт ответ на ведущий, главный вопрос «зачем». В основном использую комбинированный тип урока, применяя словесные методы в виде рассказов и бесед, использую наглядные методы в виде пособий, плакатов, стендов, раздаточного материала, проектных работ, учебников, зарисовок на классной доске, Интернет-ресурс, мультимедиа. При изучении раздела используются различные виды краткосрочных предметных проектов. Методика работы над обучением учащихся проектированию предполагает работу на уроках трёх видов. Первый вид - это урок мини-проект, который полностью состоит из работы над выполнением проектов. Второй вид - это урок по реализации: 1) мини-проекта, в ходе которого могут использоваться элементы проектной деятельности; 2) недельного проекта, работа над которым организуется во внеурочное время, что расширяет познавательные возможности. Третий вид - это урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод частнопредметных умений в обще учебные и универсальные умения (учебная деятельность по добыче и анализу информации): выделение главного в тексте, письменный или устный пересказ, игра и моделирование ситуации. Методика организации учебного проекта предполагает обучение модели анализа проекта: начинание (разработка проектного задания), планирование (этап разработки плана работы), реализация проекта (этап реализации проекта), завершение (этап завершения проекта). Способы оценивания проектов: в традиционной пятибалльной системе; зачтено – не зачтено; рейтинговая оценка. Система моей работы опирается на принципы:
При методической организации проектной деятельности стараюсь: чтобы она помогала неавторитетным учащимся класса укрепить авторитет; неактивным подросткам - проявить активность; недисциплинированным подросткам - стать организованными; подросткам, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет. Заключение. Для меня, как учителя изобразительного искусства, очень важно, каким образом получаются знания, умения, навыки, какие взаимоотношения рождаются, а главное, каковы результаты в процессе проектной деятельности учебно-воспитательного процесса. Ежегодно психолог школы выявляет показатели внимания [14], объёма слуховой и зрительной памяти [8], а также уровень мотивации [20]. На основании ежегодного теоретического анализа и результатов мониторинга мной выявляются следующие факты:
Наблюдения показали: в основном учащиеся 5 класса способны не терять из поля зрения значимую цель проектной деятельности, не утрачивают интереса к длительной работе, умеют определять границы своих возможностей и нести ответственность за принятые решения. Для себя приняла решение: учитывая мотивы и потребности учащихся, направлять их ход развития, внося равновесие в развитие критического и творческого мышления; работать в зоне ближайшего развития; организовывать дальнейшее вовлечение учащихся в проектную деятельность и коллективную творческую работу. Мои показатели работы как учителя ИЗО: ежегодно учащиеся 5 класса показывают, занимая призовые места, свою предметную компетентность в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней; анализ 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 уч. лет указывают на факт стабильности показателей учебного процесса: успеваемость – 100%; качество знаний – 100%; бывшие ученицы школы, Солнышкина О., Дацё Е., в настоящее время являются преподавателями художественного отделения МБОУ «Мухтоловская детская школа искусств». Список литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены