РАЗРАБОТКИ
|
Решение задач повышенной сложности по теме "Электромагнитные колебания" в 11 физмат классеРешение задач повышенной сложности по теме «Электромагнитные колебания» В рамках программы по физике для общеобразовательных классов решение задач по теме «Колебательный контур» сводится к применению формулы Томсона для расчета периода свободных незатухающих электромагнитных колебаний. Этого явно недостаточно при подготовке учеников к сдаче ЕГЭ по физике и, тем более, к предметным олимпиадам. Восполнить пробел можно на дополнительных занятиях или спецкурсах. Задачи по теме «Колебательный контур» традиционно вызывают сложность у учащихся. Это связано с тем, что токи, протекающие в цепях с конденсаторами и катушками, не являются стационарными, что затрудняет анализ процессов, происходящих в цепях. Тем не менее, умение решать эти задачи считаю необходимым для учеников, которые собираются продолжить свое физико-математическое образование после школы. Во-первых, при решении этих задач используются фундаментальные законы – законы сохранения электрического заряда и энергии, а также законы Ома и самоиндукции. Во-вторых, решая задачу, учащиеся анализируют переменные процессы в электрической цепи, используя математические знания по исследованию функции на экстремум. В-третьих, подобного типа задачи встречаются довольно часто на Олимпиадах в технических ВУЗах, а значит, как показывает анализ заданий уровня С на ЕГЭ по предмету, могут быть включены как КИМы в ЕГЭ по физике. Приведу пример такой задачи: Колебательный контур состоит из двух конденсаторов и двух катушек. В некоторый момент сила тока в контуре равна нулю, а напряжения на конденсаторах равны значениям, указанным на рисунке. Пренебрегая активным сопротивлением контура, найдите максимальное значение силы тока в цепи. Индуктивности катушек и емкости конденсаторов известны. Решение: 1. Прежде всего, обращаем внимание на то, что активное сопротивление у контура отсутствует, значит, колебания являются незатухающими, и мы можем применить закон сохранения энергии. Сумма электрических энергий конденсаторов в начальный момент времени (магнитная энергия в начальный момент времени равна нулю, так как сила тока равна нулю) равна сумме электрических энергий конденсаторов и магнитных энергий катушек в любой другой момент времени колебаний: Так как катушки соединены последовательно, сила тока в них в любой момент времени будет одинаковой. 2. Поскольку система конденсаторов является замкнутой, то мы можем применить закон сохранения электрического заряда: Здесь использована известная формула, связывающая электрический заряд на обкладках конденсатора с электроемкостью конденсатора и напряжением на его обкладках. 3. Наибольшую трудность в этой задаче ученики испытывают при анализе состояния колебательного контура в тот момент, когда сила тока в цепи максимальна. Если сила тока в цепи максимальна, то согласно закону самоиндукции: ЭДС самоиндукции на катушках должны быть в этот момент равны нулю (производная переменной величины равна нулю, если величина достигла экстремума). Согласно закону Ома для полной цепи, сумма падений напряжений в замкнутом контуре должна быть равна сумме ЭДС. Следовательно, значения напряжений на конденсаторах в момент, когда сила тока в цепи максимальна равны: 4. Составляем систему из двух уравнений с двумя неизвестными и решаем ее относительно максимальной силы тока: Для закрепления необходимо решить еще несколько задач, меняя условия, чтобы учащиеся могли применить свои умения в новой ситуации. Например, пусть самостоятельно решат следующую задачу: В некоторый момент времени в колебательном контуре протекает ток силой I0. Первый конденсатор незаряжен, напряжение второго указано на рисунке. Пренебрегая активным сопротивлением контура, найдите максимальное значение силы тока в цепи. Индуктивности катушек и емкости конденсаторов известны. Список литературы: Ланкина М.П. Нестандартные задачи школьной физики. – Омск, 2004 г.
Всего комментариев: 1
1
• 10:43, 22.10.2013
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены