РАЗРАБОТКИ
|
План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева "На даче".МОУ Серноводской СОШ
Самарской области Автор: Полатовская С.Ю. Модельный урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Катаева «На даче».
I. Стадия «Вызов». Цель урока
Оформление урока (на доске)
Ход урока.
Письменное задание.
Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло на даче.
4. Стадия «Осмысление».
- Оправдались ли наши предположения? (нет) Вывод. В рассказе пойдет речь о войне.
Дискуссия «Совместный поиск» - Что совпало с нашими ожиданиями? Дискуссия «перекрестная».
Обобщение учителя. – Что узнали нового? Чтение следующего отрывка. Обсуждение.
Чтение следующего эпизода. Обсуждение.
4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)
5. Исследовательское «задание»:
1. Ответить письменно на вопросы (стр. 20-по вариантам.) Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986)
Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986), прозаик. Родился 16 января (29 н.с.) в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир". С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917. Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков. В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра. В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве. В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа". Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек". В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи". В 1960-е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер". Умер В.Катаев в 1986 в Москве. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. http://www.vsekratko.ru/biography/kataev/ НА ДАЧЕ
Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру - "в маленьких". Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным. Он спрашивал: - Папа, я маленький, да? Я отвечал: - Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску. Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец. Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть. Он сказал, хватая меня руками за щеки: - Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску? - Да, да, - поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам. Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет. Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями. Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, - осторожный рокот, похожий на полосканье горла. Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул. В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать. Потом заснула и она. А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо - синее, с белыми круглыми облаками - плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения. Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына: - Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки... Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов. Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове. Я выскочил в окно и бросился к ней. В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет. Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая: - Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся! Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом. Наконец она сказала: - Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, - а это наш -четырехмоторный "СССР". 1941
Всего комментариев: 1
1
rostokgon • 12:31, 27.04.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены