РАЗРАБОТКИ
|
Урок литературы "Тема "футлярной жизни" в "маленькой трилогии" А. П. Чехова"Остер Наталья Рафаиловна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Вольска Саратовской области" Тема «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А. П. Чехова. Урок литературы в 11 классе по программе А. Г. Кутузова.
1. Обучающие. Расширить и углубить представления учащихся о личности Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста; помочь понять особенности чеховского стиля, обучить приемам исследования художественного текста.
Ход урока.
I. Установление связи с изученным. Подумаем вместе… На предыдущем уроке мы вспоминали уже изученные ранние рассказы Чехова. Над чем смеется Чехов? Отвечая на этот вопрос, отметили, что смех Чехова очень разный. В рассказе «Лошадиная фамилия» (1885) Чехов продемонстрировал умение видеть смешное в повседневной жизни и смешно об этом рассказывать. Но уже в рассказе «Толстый и тонкий» (1883) звучат сатирические ноты, Чехов не смеется, а высмеивает. Магия генеральского чина заслоняет для героев (тонкого и его семейства) все человеческие чувства. Объект чеховской сатиры станет особенно явственным, если мы поставим рядом еще один рассказ Чехова - «Смерть чиновника» (1883). О каком смехе может идти речь, если герой в конце рассказа ложится на диван и … умирает?! Обратим внимание всего на две детали. Червяков отправился к генералу объясняться по поводу чихания на генеральскую лысину, надев новый вицмундир. Выгнанный генералом, он пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер. Соотнесите эти детали с названием рассказа и объясните, почему смерть героя не вызывает сострадания у автора и читателей. Обобщение учителя. Умер чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который Чехов не увидел человека. Пожалеть, в сущности, некого. Теперь мы уже подготовлены к вроде бы безжалостной фразе из более позднего рассказа, входящего в «маленькую трилогию»: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие». Рассказ называется «Человек в футляре». Как видим, тема «футлярной жизни» начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в «маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа. Сам Чехов утверждал: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (записать). И в литературе доктор Чехов остается врачом, стремящимся облегчить страдания людей. Что же происходит с человеком, по мнению писателя, и как ему помочь? Перечитывая рассказы Чехова, будем руководствоваться указаниями самого писателя. Чехов заявлял: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя» (записать). О каком свойстве чеховской прозы надо помнить читателю? Чеховский подтекст требует пристального внимания к художественным деталям. Исходя из поставленной проблемы, найдем и постараемся осмыслить детали, позволяющие постигнуть глубинный смысл «маленькой трилогии». Учащиеся делают попутную опорную запись. 1) Почему важно, что герои встретились на охоте? Об этом мы уже говорили, когда читали «Записки охотника» Тургенева.Охота объединяет людей, делает их «своими» (в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики ведут себя вполне свободно в присутствии незнакомца, потому что он охотник, значит, свой человек). Можно рассказать о личном, о сокровенном. 2) Но ведь Беликов, прямо названный в рассказе человеком в футляре, не был близким другом Буркина, они просто товарищи по работе. Что же такое лично значимое волнует рассказчика в истории человека в футляре? Попытаемся разобраться. Что имеет в виду автор, говоря о футляре, которым старался окружить себя Беликов? Выпишите в три группы детали, показывающие, как расширяются границы этого «футляра». 1 группа: зонтик и часы в чехле, перочинный ножик в чехольчике; поднятый воротник, темные очки, калоши ... 2 группа: ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая, похожая на ящик, садясь в экипаж извозчика, приказывал поднимать верх коляски, да и греческий язык, который преподавал Беликов, тоже был футляром, позволяющим спрятаться от современной жизни. 3 группа: признавал только запрещающие циркуляры, жизнь должна была существовать в определенных рамках. Незаметно границы футляра исчезают, и становится ясно, что футляр – это не столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен фразой: «Как бы чего не вышло!» 3) Но только ли к Беликову относится название рассказа? Перечитаем строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил город. 4) Но не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово «человек». Есть ли что-то человеческое в Беликове? Вспомним историю с его женитьбой. Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него? «Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали». Обобщение учителя. 5) Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика? Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах. Да, все в калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра сохранились. Беликова нет, а жизнь осталась «футлярной» - «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне». Вот Буркин и ощущает «футлярность» как общее состояние жизни. Чем же опасна для самого человека «жизнь в футляре»?
V. Работа в группах. Анализ фрагментов из рассказа «Крыжовник».
Всего комментариев: 1
1
плп • 22:57, 26.01.2014
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены