РАЗРАБОТКИ
|
Урок-устный журнал "Многообразие культурных растений" 5 классКиселева Елена Ивановна Учитель биологии МОУ «МСОШ №2 п.Белоусово» Калужская область. Аннотация к Уроку – устный журнал «Многообразие культурных растений» 5 класс. Разработка предназначена для проведения урока в 5 классе. Данный урок дает возможность расширить и систематизировать знания учащихся о многообразии культурных растений, так как первичные знания они получили в начальной школе. На уроке формируется развитие устной речи учащихся, умение слушать своих одноклассников. Урок – Устный журнал «Многообразие культурных растений» 5 класс Опережающее задание: нарисовать рисунки различных культурных растений, подготовить сообщения о растениях данных учителем. Цель урока: - изучить многообразие культурных растений, Оборудование: муляжи культурных растений, рисунки учащихся, карточки для рефлексии, карточки – таблицы для заполнения, презентация, мультимедийный проектор, компьютер. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Рефлексия. В начале и в конце урока учащиеся в карточку ( в ней нарисованы три смайлика: веселый, не очень веселый и грустный) отмечают того смайлика, настроение которого им соответствует в данный момент. Проверка эмоционального настроения учащихся на уроке. 3. Выступления учащихся с сообщениями. 4. Подведение итогов урока. 5. Задание на дом. Вступление учителя. Еще в каменном веке началось бессознательное окультуривание различных видов диких растений. Поняв их пользу. Человек стал разводить растения вблизи своего жилища. Большинство современных зерновых, овощных, плодовых растений были окультурены за несколько тысячелетий до н.э. Наиболее древними культурами считаются пшеница, кукуруза, банан, ячмень, бобы, лук, рис, картофель, горох, их возделывают более 8 тысяч лет. Выращивание (возделывание) культурных растений имеет одну особенность: человек создает им необходимые условия для жизни. Он научился использовать разные органы культурных растений. Одни из них снабжают нас продовольствием, другие дают волокно, краски, лаки. В зависимости от продукции, которую получают от культурных растений, их разделили на различные группы, с некоторыми мы сегодня познакомимся прочитав устный журнал, подготовленный сами учащимися. Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о разных культурных растениях, их происхождении и значении для человека. На сегодняшнем уроке вы, ребята, должны не просто слушать, но и заполнить таблицу «Многообразие культурных растений». Название растения; Родина растения; Время окультуривания; Значение для человека; Страница 1. Овощные культурные растения. «Источник бодрости Пифагора» Крупные кочаны капусты напоминают голову. Название капуста от латинского «капут» - голова. Многие ошибочно считают, что кочан – это плод капусты. На самом деле, кочан – это разросшаяся почка.«Сокровище Анд» Анды – одни из самых высоких и длинных гор, они окаймляют Южную Америку с севера и запада. Издавна жили в Андах индейцы, они охотился на животных, и питались растениями. Они находили растения со съедобными клубнями – это был картофель. Впервые обнаружил его первобытный человек около 14 тысяч лет назад. Картофель рос повсюду: в вечнозеленых влажных лесах, в саваннах, на горных лугах, в степях и на высоких плоскогорьях. Индейцы стали разводить клубненосные растения.Страница 2. Зерновые культуры. Царевна Пшеница. Прекрасная богиня плодородия Деметра, видя страдания людей, спустилась на Землю, взяла из рук воины копье и провела борозду. Затем сняла с головы венок из колосьев и бросила в почву несколько зерен. Вы видели цветок пшеницы? Он очень маленький и невзрачный, кажется, что растение стесняется даже показывать его солнышку. Но каждый знает, как щедр этот цветок, издревле дарящий людям хлеб насущный. Если бы можно было заглянуть в глубину веков, мы не увидели бы на полях ни кукурузы, ни картофеля, ни подсолнечника. А пшеница уже сеялась – родилась, кормила людей. В Азии она известна 8 тыс.лет, в Египте – более 4, на нашей земле – 3 тысячелетия. В Северной Америке пшеницу начали сеять в 1602 году. Название пшеница – от «пшена», крупы из зерен, а «пшено» - от «пашен» (толочь, молоть, пахать). Зерно пшеницы – это природная кладовая белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных солей, так необходимых организму человека. Они строят клетки, заставляют сердце радоваться жизни, глаза – зорче глядеть, мозг – интенсивно работать.Сын воды и солнца. Пять тысячелетий назад, как свидетельствуют китайские литературные памятники, на реке Хуанхэ жили земледельцы. Они сеяли рис и просо, обрабатывая ниву каменным орудием. А через тысячу лет возникла здесь держава, где земледелие достигло невиданных высот. Археологические находки в Таиланде показывают, что исчезнувшая цивилизация, процветавшая 7 тысяч лет до наших времен, уже умела выращивать рис и разнообразно употреблять его в пищу. Родиной риса справедливо считается Индия, ибо там и поныне еще встречается великое разнообразие диких сородичей этой культуры. По с своей природе рис – болотное растение, гигрофит, его зернышки прорастают под водой. «Под солнцем горячим, в воде по колено», - главная агротехника риса. Страница 3. Технические культуры. Маленькое солнце. Лен.
Древние, молодые, всеми любимые. Вряд ли найдется человек, не любящий яблок. Огромное разнообразие сортов – около 10 тысяч – может удовлетворить любого, самого изысканного гурмана. Поэтическое название «смородиновка». Если говорить о самых распространенных плодово-ягодных культурах наших садов, то, наряду с яблоней, грушей, сливой, обязательно вспомним смородину. Ее популярность объясняется высокой урожайностью, конечно, приятным вкусом ягод, также она обладает лечебными свойствами. Соки, сиропы и морсы из ягод смородины улучшают состояние при общем недомогании, снижают жар, повышают аппетит. Ягоды черной смородины содержат в больших количествах витамин С. Страница 5 Тропические плодовые растения. Ананас. Ананас, который известен своими сочными и ароматными плодами, относится к многолетним травянистым растениям. Плоды используют в пищу в сыром и переработанном виде. Листья содержат волокна, применяемые для изготовления тонких тканей. Ананас разводят на плантациях в Малайзии, Мексике, Бразилии, на Гавайях, Филлипинах и Кубе. В Европе выращивают в теплицах с 17 века. Бананы. Бананы растут на многолетних травянистых растениях. Это высокие, до 15 метров травы с мощным корневищем. Из соцветия образуются кисти, содержащие до 300 плодов, весом 50-60 кг. Культивируется с 7-4 в. До нашей эры в субтропиках Азии и окультуренных в Индии. Сейчас их разводят в Австралии и других субтропических странах. Есть текстильный банан абака, из листьев которого получают волокно – манильскую пенку. Чай. Продукт чай, из которого получают напиток, производится из листьев чайного куста семейства чайных. Это небольшие вечнозеленые деревья, в культуре используются в виде кустарников. Кусты живут более 100 лет. Чай растет в предгорьях юго-восточной Азии. В культуру чай введен в 4 веке до нашей эры в Китае. Сейчас чайный куст культивируют в Японии, Корее, Индии, Индонезии. А так же в Африке, В Южной Америке, в странах Ближнего Востока. С 1901 г. Чай разводят Краснодарском крае. В Россию чай проник как подарок в 1638 г. Первому царю династии Романовых Михаилу Федоровичу от монгольского хана Алтына. Четыре пуда чая (64 кг.) хватило на 40 лет, после чего его стали закупать в Китае. Существует зеленый, черный, красный, белый и желтый чай. Кофе. Напиток кофе получают из семян кофейного дерева. В природе существует около 40 видов кофе. Культивируют кофе с 14 века, начиная с Аравийского полуострова. Сейчас половину мирового кофе производит Бразилия. Плод кофе – красная или фиолетово-синяя сочная ягода размером 1,5 см с двумя семенами. Зерна кофе используют также для получения кофеина в медицинских целях по технологии российского академика химика Несмеянова. Страница 6. Декоративные растения. Принцесса цветов.
Орхидеи. Природа щедро одарила эти цветы необычайной красотой. Ботаники давали орхидным имена богинь, художники изображали их на полотнах, поэты посвящали стихи. Орхидные распространены повсеместно кроме полярных областей и пустынь. В России обитают 50 родов и 150 видов, из которых 35 попали в Красную Книгу. Для России обычными орхидными являются Любка, венерин башмачок, кокушник, офрис, ятрышник и другие. Страница 7. Лекарственные растения. Рассказ учителя. В растениях в процессе их жизнедеятельности образуются разнообразные вещества, многие из которых оказывают выраженное действие на организм человека и животных. Учитель: А сейчас ребята, отгадайте загадки. Страница 8. Игровая «Загадки с грядки». 1. Не корень, а в земле, Не хлеб, а на столе. И к пище приправа, И на микробов управа. (лук) 2. На грядке за амбаром, Разросся стебель шаром. (капуста кольраби) 3. В огороде вырастаю А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (помидор) 4. Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, Не одну нашли, а десять! Как ее название дети? (картофель) 6. Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым листом. (редиска) 7. Летом - в огороде, свежие, зеленые, А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (огурцы) Рефлексия. Подведение итогов. 1. Проверка заполнения таблицы. 2. Изучили некоторые культурные растения. 3. Расширили знания о ценности культурных растений для человека. 4. Познакомились с важнейшими тропическими культурными растениями. Учитель Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве культурных растений, и наша с вами задача – не растерять данные знания, а приумножить и передать их потомкам. Задание на дом: учебник стр. 170-172, стр. 173 задание 8 письменно. Литература 1. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал, №1-М.: «Школа-Пресс»,1995. 2. Биология Справочник школьника. М.: Филологическое общество «СЛОВО»,1995. 3. Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии: Бактерии.Грибы.Растения. – Саратов: Лицей,2002. 4. ИлларионовЭ.Ф. Биология 6(7) класс:Поурочные разработки. М.: Вако,2003. 5. Пакулова В.М., ИвановаН.В. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений – 8-е изд., стереотип.-М. :Дрофа, 2005. 6. Интернет - ресурсы - Фото Яндекс.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены