РАЗРАБОТКИ
|
Урок-ролевая игра "Вклад М.В. Ломоносова в развитие русского языка и литературы"Урок литературы, проведённый в 9 «б» классе в форме ролевой игры «Заседание учёного совета» Разработала и провела Клюкина Галина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тонкинская СОШ Тема обсуждения: «Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы» Цель: 1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества. Ведущий: В канун 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова предлагаю обсудить наиважнейшую тему – «Вклад учёного в развитие русского языка и литературы». У каждого народа свои гении, но слава гениального Ломоносова шагнула далеко за пределы России, приумножая славу нашего Отечества. Имя Ломоносова дорого каждому русскому человеку. По его «грамматике» знакомились русские люди с родным языком, по «риторике» овладевали они искусством слова,…по Ломоносовским правилам стихосложения создавали свои стихи русские поэты. А его открытия в физике, химии, геологии, оптике, метеорологии, астрономии, электричестве заложили фундамент отечественной науки. Этих открытий хватило бы на десятки жизней других ученых. А ведь Ломоносов прожил всего 54 года! Пётр Великий русской литературы. Предлагается узким специалистам раскрыть значимость вклада М.В.Ломоносова в совершенствование нашего родного языка и русской литературы. Архивариус « Творческое наследие Ломоносова» Поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений, 17 учёных рассуждений, 10 учебников, около 170 учёных заметок. М.В.Ломоносов – учёный энциклопедического характера, смелый поэт – реформатор. Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая, деятельность продолжала национальную политику Петра Первого, смело двинувшего страну по пути просвещения и прогресса. В эту эпоху, когда создавалась широкая сеть специальных школ и для обучения требовались книги, в государстве увеличилось книгопечатание. Причём Пётр требовал, чтобы книги писались «простыми русскими словами», а не сложным церковно – славянским языком. Горячим сторонником и защитником прогрессивных преобразований Петра стал его младший современник Михайло Ломоносов. Когда умер царь, Ломоносову было всего14 лет и он ещё жил в глухом поморском селе. Трудным и тернистым путём «архангельский мужик» шёл к вершинам науки и искусства. Став одним из крупнейших учёных 18 века и замечательным поэтом, он стремился распространять просвещение, вооружать знаниями своих соотечественников. Как справедливо утверждал А.С.Пушкин, Ломоносов – «первый наш университет», «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия,… обнял все отрасли просвещения». Среди них была и филология – наука о языке и литературе. Филолог « М.В.Ломоносов – реформатор русского литературного языка и системы стихосложения» Гениальный учёный всегда стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Он многое сделал для того, чтобы приблизить письменную речь к особенностям устной народной поэзии. По мнению Пушкина, Ломоносов, открыв «истинные источники нашего поэтического языка», указал единственно правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народа. Основные филологические труды Ломоносова. 1. «Письма о правилах Российского стихотворства». 1739 г. М.В.Ломоносов – создатель школы русского красноречия. Он прослыл «златоустом» и желал помогать своим соотечественникам в овладении родным словом. Для понимания роли Ломоносова в развитии русского литературного языка сравним два отрывка – переводы одного стихотворения древнегреческого поэта Анакреона. Хочется уточнить, что переводчиками были не только поэты – современники, но и ровесники. Переводчик Перевод Антиоха Кантемира. «О любви» Любовь, пришед к моим дверям, Громко стал у них стучаться. «Кто стучит там? – закричал я: - И сну моему мешает?» «Отвори, - Любовь сказал мне, - Младенец я есмь; не бойся, Весь обмокл в безлунной ночи, В пути, бедной, заблудился». Сжалился я, то услышав, И, свечу тотчас зажегши, Отворил; я вижу, правда, Крылата младенца с луком И с тулом стрел за плечами… Перевод М.В.Ломоносова «Ночною темнотою» Из Анакреонта …Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. «Кто так стучится смело?» - Со гневом я вскричал. «Согрей обмёрзло тело, - Сквозь дверь он отвечал. - Чего ты устрашился? Я – мальчик, чуть дышу, Я ночью заблудился, Обмок и весь дрожу». Тогда мне жалко стало, Я свечку засветил, Не медливши ни мало К себе его пустил. Увидел, что крылами Он машет за спиной, Колчан набит стрелами, Лук стянут тетивой. Историк Стихи в Петровскую эпоху называли виршами, в основе их было силлабическое стихосложение. Главное в них – одинаковое количество слогов в строке и пауза (цезура) в середине. Ударение обязательно на предпоследнем слоге, рифма связывает смежные строки. Вирши мало отличались от прозы, были нескладные, тяжёлые: О коль велию радость аз есмь обретох: Купидо Венерину милость принесох. Солнце лучи свои на мя спустило И злу печаль во радость мне обратило. Несколько упростил поэзию 18 века В.К.Тредиаковский. Вот пример из его стихотворения: Не возможно сердцу, ах! Не иметь печали, Вслед за Тредиаковским Ломоносов стал сторонником силлабо – тонической системы стихосложения, где требовалось определённое чередование ударных и безударных слогов. Свои взгляды на российскую поэзию учёный выразил в труде «Письмо о правилах русского стихотворства» в 1739 году, над которым работал в Германии. Здесь описано 30 стихотворных размеров, среди них «двоесложные» и «троесложные». Отрывками из своих произведений Ломоносов доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем, как считал Тредиаковский, но и ямбом, и анапестом, и сочетаниями ямба с анапестом и хорея с дактилем. Про ямбы Ломоносов сказал: «Оных нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах». По глубокому убеждению Ломоносова, рифмы могут быть и мужские, а не только женские, как считал Тредиаковский. Стиховед Примеры из стихов Ломоносова. Ямб – Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут. Хорей – Свет мой, знаю, что пылает Мне моя не служит доля. Анапест – Начертан многократно в бегущих волнах. Дактиль – Вьётся кругами змия по траве Обновившись в расселине. Мужская рифма – ударение на последнем слоге. Лице свое скрывает день, Поля покрыла влажна ночь. Женская рифма – ударение на предпоследнем слоге. Таким образом, конец засилью женских рифм положили Ломоносов и Тредиаковский, которые предложили чередовать мужские и женские рифмы даже в одном стихотворении: Ночною темнотою Покрылись небеса, Все люди для покою Сомкнули уж глаза. Внезапно постучался У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. «Многих наук совершенство имеет свои пределы, но стихотворство иметь их не может», - считал учёный. Языковед « Труды Ломоносова в области литературного языка» С.И. Стромилов: В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык! В 1757 году, живя уже в России, зрелый учёный пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает свою знаменитую теорию «трёх штилей». В отличие от Тредиаковского, который в своих сочинениях ориентировался на «язык изрядной компании», то есть придворной верхушки, Ломоносов в качестве основы литературного языка выдвигал общенациональный язык. Архивариус Теория «трёх штилей». Видя, что русский язык сильно засорён и не к месту употребляемыми иностранными словами, и устаревшими церковно – славянскими, Ломоносов поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатство, развить русский литературный язык на народной основе. В своих трудах учёный сочетал всё ценное, что он видел в славянском и русском народном языке. Ломоносов считал, что в «российском» языке есть три рода «речений», то есть можно выделить три группы слов по стилистической окраске. Общие слова для славянского и русского яз. Редкие в устной речи, но знакомые по книгам славянские слова Слова живой речи, которых нет в церковных книгах славаОт различного соотношения слов этих трёх групп и строится теория «трёх штилей». Три «штиля» русского языка Высокий Средний Низкий Какие слова можно использовать Слова 1 и 2 групп. «Штиль» торжественный, величественный, важный Русские слова 1 и 3 групп. Можно использовать слова 2 группы, но чтобы слог не казался «надутым». Исключительно русские слова, которых нет в славянском языке Какие жанры можно писать Героические поэмы Оды Трагедии В прозе – ораторские речи «о важных материях» Драмы Стихотворные дружеские письма Элегии Сатиры В прозе – исторические сочинения Комедии Эпиграммы Песни Басни В прозе – письма, 2писания обыкновенных дел» Примеры произведений Ломоносова «Ода на день рождения императрицы Елисаветы Петровны, 1746 г» «Утреннее размышление о божием величии» «О пользе Стекла» «Случились вместе два астронома в пиру» «Гимн бороде» «Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение», - любил говорить Ломоносов. Эта «утеха» привела учёного к реформам и стала революцией в истории развития русского языка. Языковед « Борьба за чистоту русского языка и его обогащение» Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, Ломоносов умел найти русские слова для выражения научных понятий и заложил фундамент русского технического и научного словаря. До настоящего времени прочно вошли в обиход термины, составленные Ломоносовым: земная ось, уднльный вес, равновесие сил, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка. Усовершенствовал учёный и некоторые слова, давно и прочно вошедшие в русскую науку: вместо «квадратум» - квадрат, «оризонт» - горизонт, «препорция» - пропорция. Создав «Российскую грамматику», Ломоносов заложил основы и сформулировал нормы русского языка, разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Термины «подлежащее» и «сказуемое» были введены М.В.Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем». Лингвист «Высказывания Ломоносова о русском языке» «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся». Учёный считал, что русским языком 2со всеми говорить пристойно» (с Богом, друзьями, неприятелем, женским полом), так как в нём есть «и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого. И нежность итальянского, и богатство. И сильная изобразительность латинского и греческого языка». Ведущий Вывод. Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным традициям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открыл перед поэзией широкие художественные горизонты. Филолог «Поэтическая деятельность Ломоносова» Этот человек был не только великим учёным, но и лучшим поэтом своего времени. Гражданин, патриот, он ценил то искусство, которое служит родине и народу, и поэзия для него была тоже патриотической деятельностью. Ломоносов ценил в людях твёрдый характер, «упрямку славную», в истории его привлекали прежде всего герои, их подвиги и победы. Мне струны поневоле Звучат геройский шум. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом» показано отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач, стоящих перед истинным поэтом. Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, Героев славой вечной Я больше восхищён. В стихах поэта русская нация имела возможность осознавать себя великой нацией. Таким образом, главная тема поэтического творчества Ломоносова – прославление России. Архивариус «Героические жанры творчества» Ярчайший образец тому – похвальные надписи. Это образцы «высокого штиля». Писались «на случай», то есть посвящались высокоторжественной дате или празднику. В 1746 году была отлита статуя Петра Великого в Петербурге. И Ломоносов сделал к ней похвальную надпись, прославляя своего любимого героя. Се образ изваян премудрого Героя, Что, ради подданных лишив себя покоя… Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. …И словом, се есть Петр, отечества отец… К статуе Петра Великого Елисавета здесь воздвигла зрак Петров К утехе россов всех, но кто он был таков, Гласит сей град и флот, художества и войски, Гражданские труды и подвиги геройски. Одописец «Оды Ломоносова» Ода - торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Ломоносов был отцом оды в русской литературе. Её торжественный тон выражал самосознание только что вступившей на мировую арену нации, территория которой обширна, а внутренние возможности неограниченны. Самым подходящим жанром для громкого выражения чувства национальной гордости «сынов российских», отстоявших независимость родины от внешних врагов и в наступившем «покое» устремлённых к просвещению, была ода. В творчестве Ломоносова выделялись две разновидности од: гражданские и духовные. Всего он написал 20 больших торжественных од. Предметом восторга поэта становилось всё, что волновало его душу: - мудрость и добродетели царей, - загадочная красота природы, - грандиозность и непостижимость Божьего замысла, - величие Творца. Пример тому – «Вечернее размышление о Божием величии по случаю великого северного сияния». В духовных одах тесно переплетаются религиозная и научная темы. К примеру, в «Утреннем размышлении» содержится научное размышление о строении солнца, а в «Вечернем размышлении» - теория о происхождении северного сияния. Архивариус Самая известная широкому кругу читателей и самая лучшая ода Ломоносова – это «Ода на день восшествия … Елисаветы Петровны 1747 года», написанная к шестилетней годовщине царствования императрицы. Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава – основная тема произведения. Ломоносов восхвалял императрицу не потому, что искал чинов и наград. Больше всего поэта волновало настоящее и будущее России, поэтому он выразил в оде свои мечты об идеальном правителе. Приветствуя Елизавету как просвещённую монархиню, прославляя мир и тишину как условие процветания наук, Ломоносов верит в русский народ и твёрдо убеждён в его талантливости, а русская земля, по неоспоримому убеждению учёного, способна рождать собственных великих учёных, своих российских «колумбов», замечательных деятелей культуры. О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободрены, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Заключение. Вся жизнь Ломоносова была посвящена «распространению наук в отечестве», что, по признанию поэта, ему было «всего в жизни … дороже». Он «до гроба … с неприятелями наук Российских» боролся. Убеждённый и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова А.С.Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи. Мы, живущие ныне, преклоняемся перед великим гением нашей русской земли М.В.Ломоносовым. Вполне вероятно, что уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством. М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.
Всего комментариев: 1
1
плп • 23:03, 26.01.2014
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены