РАЗРАБОТКИ
|
Урок русского языка: результативно и интересно.Урок русского языка: результативно и интересно. Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень многие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей – филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка. Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопруктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной проф. Г.А. Бакулиной. В соответствии с данной методикой определённым образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во – первых, содержание существенно обогащается за счёт работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелёгкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Во – вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которое называется комплексными – интеллектуально – лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества : внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и другое. Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в первую очередь, обеспечивает их плодотворное решение. Во время закрепления ( повторение, обобщение) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет учащихся тщательно и разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечёт за собой основательную проработку изучаемого лингвистического материала. В целом перечисленные новации существенно повышают активность учащихся на уроке, вызывают у них интерес к изучаемому и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя. Ученик – хозяин на уроке и активная его движущая сила. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии. В результате учащиеся пишут грамотно (89% - на «4» и «5»), правильно, логично выражать свои мысли, постоянно применяют в речи сложные конструкции. По – другому чувствует себя учитель на таком уроке и при его подготовке. Его речь приобретает чёткость и отточенность. Ведь вопрос и задание, адресованные детям, должны быть точно сформулированы и произносятся по возможности лишь один раз. Каждый вопрос или задание должны быть так продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это в свою очередь даёт возможность учителю экономить драгоценные минуты урока, а детям – иметь постоянный пример правильной речи. Именно поэтому учителей-словесников, побывавших на таких уроках, поражает объём материала, который успевают проработать ученики. Интереснее стала и подготовка учителя к таким урокам. Отметается всё лишнее, ненужное, так как урок чётко делится на составляющие его этапы и становится логически стройным. Обогащается содержание дидактического материала: к уроку подбираем такие упражнения, тексты, которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами из всех областей науки и искусства. Пример одного урока, проведённого в 6 классе по этой методике. Тема урока: «Словосочетание». Мобилизующий этап. На доске написаны слова: пос..деть, чу..ствовать, пор..жаться, (в)теплице, сер..це, вс..да. -прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары слов запишите.(Даётся время на выполнение задания). -назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили? -первая пара слов – посадить в теплице. Я объединил эти слова, потому что в них есть одинаковая орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова. (Орфограммы в словах объясняются , приводятся проверочные слова, выделяется корень). - какие ещё слова можно объединить? - Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. (Объясняется написание данных слов). - Назовите третью пару слов? - Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова) (Объясняется написание слов) Формулирование учащимися темы и цели урока. -назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. -посадить в теплице, чувствовать сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, теме сегодняшнего урока – «Словосочетание». Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетради. -отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока. Запись на доске: Цель: повторить всё, что… о … Развивать умения… отличать от … и … -цель сегодняшнего урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании, развивать умения отличать словосочетание от слова и предложения. Повторение теории. Беседа: -Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание. -Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? -Как связывается зависимое слово с главным? -С помощью чего устанавливается смысловая связь? -С помощью чего выражается грамматическая связь? -Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание? -Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? -Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается в них грамматическая связь? Выполнение тренировочных упражнений. Запись на доске:Запись на доске. Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше. Итог урока. -Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке? Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е.В. МБОУ «СОШ № 2», г.Тарко-Сале, Пуровский район
Всего комментариев: 1
1
плп • 23:12, 26.01.2014
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Формирование навыков мелкой моторики у детей с проблемами в развитии ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие? Памятка для родителей по преодолению и профилактике интернет-зависимого поведения. Консультация для родителей «Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены