РАЗРАБОТКИ
|
Статья «Не навреди»«Не навреди» Детская душа, с ее чистыми помыслами и невинными ощущениями, драгоценнее всего мира, со всеми его природными ископаемыми. Вот почему педагог, выходящий на встречу детям должен помнить о той ответственности которую возлагает на него общество. Средствами своего предмета я пытаюсь найти в ребенке «роднички» самых светлых источников добра, веры, любви к жизни и к людям. Доброй почвой, на основе которой я «взращиваю» детские души, являются основы православной культуры. Это совершенно не означает, что мои уроки – это экскурсы в историю или теорию православия, назидания либо нравоучения. Просто когда-то я пришла к выводу, что основные духовные ценности православной культуры - человеколюбие, семейственность, доброта, почитание старших, сыновья любовь к Отечеству – это та основа, которая помогает ребенку выжить в современном обществе, стоящем перед острой проблемой- кризисом духовной культуры В последнее время высказывается мнение о «затухании» творческих способностей детей по мере их взросления. В условиях реформирования системы образования пересматриваются устаревшие методы обучения, идет поиск новых решений. И, мне кажется, учителям стоит принять в этой работе самое активное участие. Мы не должны оставаться молчаливыми свидетелями происходящего, а потом быть недовольными теми или иными решениями. Гуманизация школы — это хорошо. Но что скрывается за этими красивыми фразами и громкими словами? Разве мы не любим детей? Или те, кто идет работать в школу, не делают это из лучших побуждений? Но, видимо, что-то у нас все же не так, если ребенок идет мимо школы в соседний подъезд. Ведь не сразу он начинает прогуливать уроки, он обычно сначала пропускает «нелюбимые» предметы. Значит, нам предстоит многое переосмыслить в своем отношении и к предмету, и к детям. Хочу остановиться на начальном звене школы, потому что считаю, что многое зависит от первого учителя... Как важно, чтобы именно в этом возрасте ребенка понимали и шли ему навстречу. Как хочется, чтобы по-настоящему добрых, понимающих учителей было больше именно в начальной школе. Жаль, что доброте нельзя научиться. Можно притворяться, заигрывать с детьми, но дети чувствуют гораздо тоньше, чем мы, взрослые, и чем младше ребенок, тем труднее его обмануть. С детьми нужно быть искренним. Заглядывали ли вы когда-нибудь в глаза ребенку, отдающему вам в руки свое «произведение»? Какой незабываемый, полный восторга взгляд, как светятся надеждой глаза: «Оцените!» Ведь он трудился, творил и теперь несет на ваш «высший суд» свое творение. Он ждет от вас похвалы, оценки своего труда… и вдруг слышит равнодушные слова родителей: «Не так! Где ты видел розовое небо?!» или выговор учителя: «Грязно, ошибка, неправильно, нужно вот так…» ВОТ ТАК мы отбиваем охоту учиться и убиваем творческую личность. И никто не похвалит, не восхитится, не оценит, как старался ребенок, какие прилагал усилия. Одним махом перечеркивается талант, стремление к учебе, а потом сами же удивляемся: почему дети не хотят учиться? На меня произвел впечатление разговор с одним уже далеко не молодым человеком. Узнав о том, что я учитель, он заговорил о школе. И я была поражена тем, с какой обидой в голосе, с каким сожалением рассказывал он о том, как ему еще в начальной школе учитель незаслуженно поставил двойку: «Я так старался, писал полдня одно предложение, выписывая каждую буковку, все делал сам, никого не просил помочь, и, когда нес тетрадку к учителю, рассчитывал только на пятерку — не меньше… И вдруг как гром среди с ясного неба: «Два за грязь!» Я просто дара речи лишился. С того момента я возненавидел школу и никогда больше не хотел учиться, хотя учеба не доставляла мне особых хлопот, память прекрасная, да и в дальнейшем попадались неплохие учителя, но желания учиться уже не было». Вот так одним росчерком пера человека лишили радости знаний. У меня же, напротив, в начальной школе была замечательная учительница. Она находила время, чтобы читать нам сказки (теперь я понимаю, что они не входили в программу начальной школы) и часто пела на уроке, а мы, маленькие, с восхищением смотрели на нее… Может быть, это в большой степени повлияло на то, что я стала учителем. Да и рисовать я начала не случайно. Как сейчас помню: кто-то из взрослых с восхищением рассматривает мои неумелые рисунки. Потом художественная школа. На перемене заметила, что возле моего рисунка стоят преподаватели, услышала чьи-то слова: «Портретистом будет». Я почувствовала что-то необыкновенное — уверенность и ответственность, желание не подвести тех, кто в меня верит. Конечно, в жизни всякое было, но ту уверенность в своих способностях, которую оставили в детской душе значимые для меня люди, не могли сломать ни невзгоды, ни огорчения. Пятнадцать лет назад, имея за плечами небольшой опыт работы в изостудии, я пришла работать в общеобразовательную школу учителем рисования. И тут столкнулась с равнодушным, если не сказать наплевательским отношением не только школьников, но и родителей к моим урокам. Объясняли они это тем, что, мол, рисование — не основной предмет. Я сразу предупредила, что требования по подготовке к моему уроку такие же, как и к другим предметам, — наличие инструментов, альбома и т.д. (многие дети были к уроку просто не готовы). Приходилось убеждать классных руководителей, чтобы они обращали внимание на подготовку учащихся к уроку рисования. Вести занятия вначале было непросто, тем более что мне достался сразу старший класс. Я постоянно находилась в сильном эмоциональном напряжении. Стоял вопрос: как заинтересовать детей? Особенно сложно это было еще и потому, что у предыдущего преподавателя в журнале стояли ряды сплошных «двоек». Сейчас за свои работы дети получают в основном четверки и пятерки и с нетерпением ждут ИЗО. Часто на уроках возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается. Не секрет, что каждый ученик сталкивается в школе с неуспехом, а ощущать себя неуспешным — очень тяжело. Вернее так: существует очень большой разрыв между теми, кто умеет рисовать, и теми, у кого ничего не выходит. Они-то и начинают срывать урок. Такие дети уверены, что научиться рисовать просто невозможно. Для них приходится «разбирать рисунок» на простые геометрические фигуры. После этого возникает обычно такая реакция ребят: «И я так смогу!» Я всегда говорю учащимся, что рисовать могут все, было бы желание. Они приходят в восторг от того, что все так просто, и хотят еще рисовать. Постепенно я перехожу к более сложным деталям, но дети этого не замечают. Страх у большинства пропадает. При знакомстве с новым видом деятельности на уроке ИЗО я стараюсь идти от простого к сложному. И требую на уроке от ребенка не «картину», а рисунок, то есть изображение по теме (в любом видении ребенка), закрашенную полностью рабочую поверхность листа. Вот приносит очередной ученик свое «произведение» и, конечно, хочет, чтобы я показала его классу. Но не секрет, что некоторые дети бывают жестокими, а если видят, что работа недостаточно удачна, начинают смеяться. Вот и приходится, прежде чем показать «шедевр» классу, находить в нем положительные моменты (хорошее расположение, красивые линии, интересное цветовое решение), и тогда те, кто только что смеялся, замолкают, изменяют к работе свое отношение, а «мастер», окрыленный первым успехом, бежит творить дальше... На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя ставить детям оценки за то, что они рисуют «неправильно». Главное — мыслить, создавать, творить. Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убедилась в том, что некоторые темы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют равнодушными. Поэтому моя цель — прежде всего заинтересовать детей, а потом их научить. К тому же детей необходимо стимулировать: в школе проходит множество конкурсов рисунков, мы размещаем их на специальном стенде, дети тянут в школу родителей и друзей: «Это Я рисовал!» Лучшие работы отправляем на районные, городские, областные и международные конкурсы, наши «художники» получают грамоты. Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе для одаренных и талантливых «Звезда подростка». Победители открывают персональные выставки. Я считаю, что, работая с младшими школьниками, мы не должны мешать им изображать что-то по-своему. Нельзя подавлять ребенка, навязывать «правильность». Нужно разрешать делать рисунки на свободную тему, поощрять поиск новых образов и другие творческие проявления в ходе занятий, не сравнивать рисунок ребенка с работами других детей, а только с его же прежними, ни в коем случае не критиковать и не смеяться, а сделать так, чтобы дети чувствовали доброжелательное к ним отношение. Нужно пытаться поддержать ребенка, в то же время не навязывая ему свою программу действий. Мы должны помочь детям сохранить уверенность в своей значимости, в оригинальности своих идей, дать понять, что самостоятельные пробы и поиски - это очень важно и полезно для саморазвития. И если у нас, педагогов, будет стремление совершенствоваться, учиться, то и отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены