Конспект урока по теме: «Весёлые узоры»
Выполнила
Кляпицкая Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
Смоленск
2012
Цели урока:
Обучающие (образовательные): познакомить с произведениями и историей развития полхов-майданской росписи; учить рисовать симметричные элементы в узоре (путем сгибания бумаги относительно оси симметрии).
Развивающие: развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров, пространственное воображение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, любовь к математике.
Оборудование:
1) изобразительные: лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; работы по теме «Симметричные фигуры», таблички с понятиями «симметричные фигуры», «ось симметрии», «декоративно-прикладное искусство», «узор», «ритм»; картинки с изображением изделий полхов-майданской росписи;
2) натуральные: образцы декоративно-прикладного искусства (расписная деревянная доска, вязаные варежки с вышивкой, керамическая ваза), образцы произведений полхов-майданской росписи (грибок-копилка, шкатулка, матрешка).
План урока:
1) Организационное начало.
2) Объяснение нового материала. Беседа.
3) Инструктаж к практической работе.
4) Практическая работа.
5) Подведение итогов.
Ход урока
- Этапы урока
- Деятельность учителя и учащихся
- Примечания
I. Организационное начало.
Задачи: организовать и настроить ребят на работу.
- Ребята, выйдите из-за парт, станьте ровно. (Ровно стоят около парт, приветствуя учителя). Сейчас урок изобразительного искусства.
II. Объяснение основного материала. Беседа.
Задачи: познакомить ребят с изделиями мастеров Полхов-Майдана, учить выделять особенности росписи.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу – рисовать узор. Эти узоры вам будут служить для выполнения другого задания. На уроках технологии вы будете делать бумажные салфетки, а сегодняшние узоры служить их украшением.
Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира.
Все эти предметы относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой. А если задумаю украсить кухню, то для этого распишу деревянную доску.
Декоративно-прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Посмотрите вокруг – все стенды и репродукции картин, красочная роспись на стенах нашего кабинета и в коридорах школы – это тоже относится к декоративно-прикладному искусству. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами, наиболее ярко передавали национальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов.
В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как Хохлома, Дымково, Городец, Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла – Полхов-Майдана. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи создают мастера Полхов-Майдана. Но эти вещи не только радуют глаз, они еще служат нам в жизни.
Как служат? Это – грибок-копилка, а это - шкатулка для мелких предметов. Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, используемые мастерами.
С помощью чего они добиваются этого? Художники каждый элемент росписи обводят черным контуром, и за счет этого каждый цвет кажется намного более ярким.
А какие элементы чаще всего используют мастера полхов-майданской росписи? Характерными элементами этой росписи являются цветы с пятью лепестками, ягоды смородины и яблоки. При этом у мастеров у мастеров Полхов-Майдана есть свой секрет. Чтобы цвета были еще более «звучными», художники сначала все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зеленым цветом. И все-таки небольшой краешек у яблока и у цветка серединки остаются нетронутыми – желтого цвета. Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев из Полхов-Майдана. В этих праздничных и жизнерадостных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю.
Сейчас мы говорили об узоре. Что это? (Узор-сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета).
- А кто помнит, что такое ритм? (Ритм создается, когда есть чередование элементов).
На столе стоит доска, варежки, ваза.
Прикрепляю табличку с понятием.
- демонстрация картинок
- ставлю вперед копилку, шкатулку, матрешку
- наблюдение, вопросная форма
- Прикрепляю таблички с понятиями
III. Инструктаж к практической работе.
Задачи: подготовить детей к практической работе.
- Сегодня мы выполним очень веселый узор, и приемы для его исполнения будут необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья - приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Помните, что вы сегодня выполняете узоры, которые будут служить украшением бумажных салфеток, которые вы изготовите на уроках технологии. Поэтому надо работу выполнить очень аккуратно. В этом вам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту или иную фигуру на две равные и похожие части. В декоративных работах эта линия имеет большое значение.
- Ребята, помните песика, который гулял по лужайке, а потом посмотрел на себя в зеркало, и мы рисовали его отражение? Еще мы наносили каплю краски на одну половину листа и получали совершенно одинаковые фигуры (отпечатки) по разные стороны от прямой линии (линии сгиба); прокалывали обе части сложенного листа булавкой и получали 3 точки (вершины треугольника), расположенные на одинаковом расстоянии от линии сгиба; так же при наложении получали совершенно одинаковые половинки – целую елочку, обе части которой одинаковы. Все это, как вы помните, симмеричные отображения. Мы уже знаем, что такое «симметричные фигуры», научились определять оси симметрии. Сегодня мы применим свои знания на практике. Чтобы приступить к рисованию элементов полхов-майданского растительного узора, нам понадобятся: лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, клеенка; работы, сделанные вами по теме «Симметричные фигуры», палитра, тряпочка и подставка для кистей. Посмотрите, как я буду использовать линию симметрии.
Сопровождаю показом работ.
Прикрепляю таблички с понятиями
IV. Практическая работа.
Задачи: упражнять в рисовании симметриичных фигур на примере характерных элементов полхов-майданской росписи.
- Расположите лист горизонтально. Разделите его на две равные части по вертикали (сложите).
- Теперь в правой части нарисуйте схематично яблоки (кружки) и листья (треугольники) простым карандашом.
- Желтым цветом закрасьте сначала кружки справа и сложите обе части листа; затем желтым цветом прокрасьте треугольники (будущие листья) справа, тоже сложите обе половинки листа. Что наблюдаем? (В левой части фигуры (отпечатки) находятся на том же расстоянии от линии сгиба, что и фигуры, нарисованные изначально в правой части. Это симметричные фигуры, а линия сгиба – ось симметрии).
- Проработайте каждый из элементов росписи. Яблоки дорисуйте красным цветом, оставляя желтый низ, с помощью приема тычка; листья – с помощью прикладывания кисти. У листочков также не все закрашивайте зеленым. Будьте внимательны: желтые части надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии.
- Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным цветом. Возьмите тонкие кисточки. У кого кисть недостаточно тонкая, можно обвести черным фломастером (маркером). Для красоты сделаем несколько завитушек, которые тоже должны быть симметричными.
Если виден карандаш, аккуратно сотрите его. Рисунок закончен.
Закрепляю лист с помощью магнитов на доске. Показываю и объясняю, как рисовать элементы. Прохожу между рядами, показываю, контролирую, объясняю.
V. Подведение итогов.
- Какой промысел вы сегодня копировали? (Полхов-майданская роспись)
- Что интересного вы узнали об этом промысле?
- Как называется линия, с помощью которой вы выполнили узоры? А сами фигуры? (Ось симметрии, симметричные фигуры)
- Что такое узор?
- Кто помнит, что такое ритм?
- Положите свои работы на край парты. Я пройду и оценю их.
- Полюбуйтесь «Веселыми узорами», выполненными вами сегодня на уроке. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
- Спасибо. Урок закончен.
Показываю работы классу, отмечаю лучшие.
Список литературы
1) Житомирский В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. В. Шеврин. – М.: Педагогика, 1994. – 176 с.
2) Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир / Л. В. Тарасов. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
Электронные ресурсы
1) http://russia.rin.ru/guides/6762.html, 9.04.2012 г.
2) http://www.ooo-darina.ru/polhov_maidan.htm, 9.04.2012 г.