РАЗРАБОТКИ
|
Влияние системы электронных физминуток на психологическое здоровье детей.Юдина Ольга Геннадьевна Влияние системы электронных физминуток на психологическое здоровье детей. Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». По мнению известного психолога О.В.Хухлаевой, под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности. Условия становления психологического здоровья являются: • наличие трудных ситуаций, встречающихся в жизни детей; • наличие положительного фона настроения; • обучение умению быть счастливыми. [2, с.170] Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнаружила: судя по статистике, лишь малая часть поступивших детей в 1 класс школы относятся к числу здоровых.[1, с.70] На протяжении последних 5 лет в школе увеличилось число детей, поступивших в 1 класс с различными болезнями: в 2006 г – 40 % больных, в 2007 г – 43 %, в 2008 г – 43 %, в 2009 г – 45 %, в 2010 г – уже 50 %. Самыми распространёнными болезнями стали хронические заболевания внутренних органов, органов дыхания, нарушение осанки, нарушение зрения и т.д. Таким образом, проанализировав причины болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения в своём классе. Цель моей работы – выяснение влияния системы электронных физминуток на психологическое здоровье детей. Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Вот тут и приходят на помощь физминутки. Поставлены задачи: 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2. Подобрать материал к физминуткам (анимации, фон, музыкальное оформление). 3. Создание системы электронных физминуток для 1 класса. 4. Апробация в 1 «б» классе на всех уроках. Форма использования: проецирование на экран. ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, колонки. Выполнив работу, использую следующие методические рекомендации. Методические рекомендации Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Время проведения физминуток составляет не боле 3-4 минут/ Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и интереснее. Физкультминутки я провожу в хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи (монологическая речь, развитие звуковой стороны речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Группы физминуток: • гимнастика для глаз – укрепляет цилиарные мышцы глаз, способствует созданию комфортных условий на уроке; • пальчиковая гимнастика – включает в себя развитие мелкой мускулатуры рук, развитие памяти, внимания, воображении, развивает коммуникативные навыки учащихся; • физические упражнения для тела - помогает ребёнку отдохнуть, снять напряжение, снимает психоэмоциональную нагрузку, содержит сюрпризный момент, повышает активность на уроке. Как же влияют физминутки на психологическое здоровье? Результаты исследования: Сравнительные анализы исследования: Воскресная школа и 1 класс (предыдущий выпуск 2005 - 2006 год) не регулярное проведение физминуток Воскресная школа и 1 класс (в данный момент 2009 - 2010 год) регулярное проведение физминуток Средняя работоспособность на уроке и на занятиях Высокая работоспособность на уроке и на занятиях Проблемы с дисциплиной Почти нет проблем с дисциплиной Быстро переутомлялись Высиживают 3 урока без усилий Наблюдались неврозоподобные, психосоматические расстройства Не наблюдались Средняя мотивация к обучению Высокая мотивация к обучению Улучшение психологического климата в классе Выше изложенное показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии, в частности системы физминуток, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает школьников к работе по укреплению их здоровья, а также благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки, а также организовывает активный отдых учащихся для повышения внимания и активности для следующего этапа урока. Перспектива развития данной работы: 1. Провести с психологом повторный мониторинг в начале 2 года обучения и сравнить результат с данными, которые получены в конце первого учебного года. 2. Дополнить банк физминуток новыми вариантами. Литература: 1. Исследование психического состояния у школьников в разных системах обучения // Наука образования: Сборн. научи, ст. Вып. 17. -Омск: Изд-во Ом ГНУ, 1999. - С.69-74. 2. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:»ВАКО», 2004, 296 с.- (Педагогика. Психология. Управление). 3. Кузоватова Е. В. Физминутки на уроках английского языка на начальном этапе обучения, издательство 1 сентября, 2008 г. 4. http://adalin.mospsy.ru/l_04_05.shtml психологический центр АДАЛИН
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены