РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над подробным изложением

«Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над подробным изложением»


Учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 18
города Краснодара
Палагина Галина Гавриловна

Одной из актуальных проблем современной школы остаётся проблема развития речи младших школьников.
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и становится основным механизмом мышления человека. Развитием речи учащихся учитель должен заниматься систематически, на каждом уроке. Так на уроках русского языка одним из важнейших средств формирования умений связной речи является работа над подробным изложением.
Необходимо совершенствование форм методов работы над текстом, поиск новых , более эффективных методических подходов к обучению младших школьников написания подробного изложения.
Развивая речь детей , учитель учит их умению воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать информацию в устной и письменной форме.
Главное внимание на уроках русского языка учитель уделяет тексту. Все случаи встречи на уроке с текстом должны использоваться для обращения к нему внимания детей. Задания для анализа текста должны соответствовать его особенностям. Наиболее общие из них можно свести в единую памятку.

Памятка для анализа любого типа речи.

1. Определите, что перед вами : слова, предложения или текст?
2. Озаглавьте текст.
3. Составьте план.
4. Выделите начало текста, укажите его особенности.
5. Укажите окончание текста. Есть ли смысловая связь между началом и окончанием текста?
6. Придумайте своё начало ( окончание) текста.
Дополнения к этой памятке будут сделаны на уроках знакомства с повествованием, описанием, рассуждением.

В дальнейшем мною была разработана система занятий по развитию речи учащихся, основанная на обучении детей умению создавать тексты различных типов речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Учитывая неодинаковую трудность создания текстов различных типов речи, принят такой порядок обучения в 3 классе: работа над повествованием(1 четверть), работа над описанием ( 2 четверть), работа над рассуждением (3 четверть), повторение и работа над текстами , совмещающими элементы различных типов речи (4 четверть).

Предлагаю рассмотреть методику работы над подробным изложением.


Предварительно – подготовительный этап .
Подготовка к уроку осуществляется в течении всей недели ( учитывая, что урок развития речи планируется один раз в неделю). На этом этапе целесообразно использовать на уроках русского языка дополнительную к учебнику лексику по теме будущего урока развития речи. С этой целью используются для предварительного ознакомления аудиовизуальные материалы , заучиваются текстовые фрагменты, организуются экскурсии.
Подготовительный этап.
Этот этап предполагает :
1. Вводную беседу или вводное слово учителя об особенностях письменного пересказа, об авторе текста, создание необходимой учебной мотивации, мобилизацию и активацию уже имеющихся у учеников знаний из их общего жизненного опыта .
2. Задания и вопросы , помогающие до чтения текста обсудить лексические, грамматические и семантические трудности в понимании текста. Здесь используются разные способы осмысления новых слов и словосочетаний : замена синонимами и антонимами ( пурпурные ягоды- красные ягоды) , толкование нового слова при помощи других слов ( горят снегири – у снегирей (самцов) на груди красное оперение, похожее по цвету на огонь), использование наглядности , опора на знакомый контекст , сравнение разных значений многозначного слова.
На этом этапе , как и на всех последующих , предполагается широкое применение таких интеллектуальных действий как сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Знакомство с текстом и его общее обсуждение.

Этот этап предполагает :
1. Первичное выразительное чтение связного художественного текста учителем ( желательно на фоне подходящего по смыслу музыкального сопровождения). Это помогает правильно эмоционально настроить на восприятие текста.
2. Вопросы и задания , помогающие проверить восприятие учениками общего смысла текста , нарисовать в воображении описанную автором картину , определить отношение учеников к содержанию. Следует отметить , что развитие воображения помогает развивать перспективное образное мышление.

Всесторонний анализ текста.

Письменному пересказу должен предшествовать целенаправленный всесторонний анализ , так как он учит детей вслушиваться в текст, сознательно воспринимать высказывания и сознательно использовать выразительные средства. Но вместе с тем , проведённый анализ – это база для того, чтобы путём сознательного воспроизведения чужих текстов научиться создавать собственные.
Анализ текста изложения обычно складывается из 4 – х компонентов:
1. Содержательный анализ.
Это беседа по содержанию, цель которой проверить, понятен ли текст в целом, его тема, основная мысль, идея автора.
2. Структурный анализ.
Эта работа основана на выявлении микротем , частей текста, выявлении особенностей каждой из них, после чего составляется план.
3. Языковой анализ текста.
Эта работа представляет собой настоящее лингвистическое исследование, так как ставит своей целью объяснить языковые трудности, с которыми встретятся учащиеся при написании изложения.
4. Орфографический анализ текста.
Основная цель этого анализа – предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. Необходимо обращать внимание на орфограммы , которые могут встретиться при написании изложения.

Предлагаю разработку урока написания подробного изложения «Рябина» ( по И. Соколову – Микитову).

Цель: развивать умения воспринимать текст и правильно, подробно и стилистически точно передавать его содержание.

Предварительный подготовительный этап.
– Закройте глаза и представьте такие картины:
а) проснулось солнышко, открыло глаза, улыбнулось и послало свои лучи- стрелы на землю;
б) лучи упали на сугробы и окрасили их в розовый цвет;
в) рядом с розовыми сугробами стоят рябинки с ярко-красными ягодами;
г) на веточках рябин сидят красногрудые снегири и клюют ягодки.

Для усиления эмоционального воздействия на учащихся эта работа сопровождается музыкой , передающей пробуждение утренней зари ( «Утро» Э. Грига).
- Прочитайте четверостишие:
Розовые сугробы
Под лучами зари.
Полыхают рябины,
И горят снегири.
( Я. Хелемский).
- С помощью каких слов можно определить время года?
- В стихотворении говорится об утренней или вечерней заре?( Об утренней, так как вечером птицы прячутся на ночлег и их не видно.)
- Какими словами автор передаёт красный цвет? Почему говорят: «рябины полыхают», « снегири горят»?
- Полыхать здесь используется в переносном значении: ярко краснеть. Снегири – небольшая певчая птичка , серая с красной грудкой ( у самцов).

Подготовительный этап .
– Мы с вами уже наблюдали за украшением зимы – рябиной. Сегодня будем знакомиться с текстом, описывающим это необычное деревце.

Знакомство с текстом.
( Учитель читает вслух, текст есть у каждого ученика ).
Рябина.
Есть что-то весёлое и радостное в этом деревце, которое всегда улыбается. Ствол рябины чистый и гладкий. Он покрыт тонкой блестящей корой.
Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса. В это время заливаются звонкоголосые соловьи. Летом медленно созревают под лучами солнца небольшие круглые ягоды. Они жёсткие и невкусные. Их не клюют птицы и не трогают люди.
Поздней осенью длинные резные листочки рябины желтеют, потом становятся пурпурными и опадают. А красные ягоды остаются на деревьях на зиму. После заморозков они приобретают приятный вкус. Из них варят варенье, начинки для конфет. Ягоды рябины – лакомство для птиц зимой.
– Понравился вам текст?

Всесторонний анализ.

1.Содержательный анализ.
(Дети читают текст про себя).
- Почему рябинка всегда улыбается?
- Какой ствол у этого дерева?
- В какое время года цветёт рябина?
-Почему летом ягоды не клюют птицы и не трогают люди?
- Какие листья у рябины осенью?
- Когда ягоды приобретают приятный вкус?
- Почему они полезны и людям и птицам?

2. Структурный анализ.
- Сколько абзацев в тексте? А сколько частей можно выделить?(Абзацев три, а частей четыре, потому что автор показывает рябину в каждое из четырёх времён года: весной, летом, осень., зимой.)
Составление плана.
1. Рябина цветёт.
2. Рябина под лучами жаркого солнца.
3. Разноцветная рябина.
4. Зимнее лакомство.

3. Языковой анализ.
- Прочитайте текст шёпотом. Найдите слова, которыми автор передаёт своё отношение к рябине.
- Прочитайте описание рябины.
- Какими словами автора можно сказать, что рябина цветёт поздней весной?( …когда оденутся в зелёную одежду леса.)
- Какими словами автор передаёт красный цвет?(Пурпурные.)
- Составьте с ними сочетания слов и запишите в тетради.
- К данным словам допишите другие слова, чтобы получились словосочетания:
чистый и гладкий ………………;
зелёные одежды ………………...;
небольшие круглые……………..;
длинные резные…………………;
тонкая блестящая………………..;
жёсткие и невкусные……………;
пурпурные……………………….;
звонкоголосые……………………

4. Орфографический анализ.
Учащиеся выписывают из текста слова, подбирают проверочные, объясняют орфограммы: весёлое, радостное, деревце, гладкий, блестящий, корой, поздней, зелёную, заливаются, звонкоголосые, созревают, солнце, жёсткие, резные, листочки, остаются, варенье.
Также предлагается учащимся выписать и запомнить слова. написание которых не проверяется: рябина, одежда, соловьи, медленно, невкусные, длинные, заморозки, приобретают, приятный, конфеты, лакомства.
На данном уроке проводится лишь подготовка к письменному изложению текста, а само изложение дети пишут дома. Так как творческие работы в начальных классах в большинстве случаев носят обучающий характер, то, учитывая возрастные особенности детей, избегая переживаний и нервозности из-за лимита времени на уроке во время написания изложения, целесообразнее предлагать детям в спокойной домашней обстановке излагать свои мысли, используя материал урока и иллюстрируя их рисунками.

В заключении мне хочется посоветовать учителям в работе над подробным изложением следующее:

1. Проводить организованную подготовку к написанию изложения в течении всей недели ( учитывая, что урок развития речи планируется один раз в неделю).
2. Для возникновения потребности изложить текст использовать различные аудиовизуальные материалы.
3. Применять всесторонний анализ текста:
- содержательный;
- структурный;
- языковой;
- орфографический.
Лишь такой подход к методике обучения подробному изложению будет способствовать плодотворной и интересной работе над связным текстом.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены