РАЗРАБОТКИ
|
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка. ВКО г.Семей, КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» Учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 Акашева А.О. Система образования любого государства является условием его национальной безопасности. Именно от системы образования берут начало экономическое процветание, технологические прорывы и научные достижения. Для создания единой национальной системы образования в нашей Республике приняты законодательные акты, улучшилось финансирование образования, усовершенствована структура системы образования, появился выбор организаций образования (типов и видов школ). За последние годы значительно возрос уровень преподавания учебных предметов в школе, происходит внедрение современных образовательных технологий. Творчески работающие учителя добиваются прочного освоения учащимися программного материала по своему предмету. И все же грамотность детей оставляет желать много лучшего. Проблема повышения грамотности учащихся всегда волновала, и будет волновать учителей словесников. Сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Основной целью представленной работы является теоретическое обоснование и практическое использование различных видов работ по формированию орфографической зоркости учащихся. Данные методические рекомендации предназначены для учителей русского языка общеобразовательных школ. В них в соответствии с новой Программой представлены теоретический материал и письменные работы различных видов , которые смогут обеспечить высокую эффективность в обучении грамоте. Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету в работе предлагаются занимательные, игровые формы обучения. Понятие «орфограмма» Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Орфограмма- написание, для обоснования выбора которого требуется применение Орфографического правила. Орфограммы в зависимости от их графического типа находятся либо в морфемах (буквы) . либо между морфемами и частично между словами( дефисы, пробелы, контакты), либо между слогами( черточка при переносе).Выбор правильных написаний зависит от совокупности фонетика- графических, структурных, морфологических, синтаксических и смысловых условий, которые заложены в самом языке. Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм (т.е. над « точками применения» орфографических правил). Овладение орфографическими умениями и навыками опирается на все виды орфографической памяти( звуковую, зрительную, двигательную и кинестизическую), поэтому в учебном процессе им должно быть уделено одинаковое внимание. Умения как организующая основа обучения орфографии Умений, обеспечивающих успешное формирование навыков грамотного письма, две группы собственно орфографические и лексико-грамматические. Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и квалифицировать их (определять, что это за орфограммы). Зачем нужно формировать эти формирования? Нельзя ли обойтись без них? Практика обучения показывает, что нельзя. Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографические правила, редко прибегают к их помощи ( в лучшем случае в 30-35% случаев). Причина заключается в том, что у ученика не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку, он не видит орфограммы (фактов письма, когда без ущерба для произношения возможно как верное, так и неверное написание). Не замечая орфограмм, ученик часто пишет с ошибками, не подозревая этого , не испытывая ни сомнений, ни потребности в орфографическом правиле. Именно способность реагировать на орфограммы отличает грамотного от неграмотного: первый всегда знает, когда он не уверен, как пишется слово, и с помощью словаря или иным путем разрешает свои сомнения; малограмотный же человек пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма. Таким образом, умение замечать при письме орфограммы ( написания, определяемые правилами орфографии) является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Опытные учителя, методисты всегда боролись за то, чтобы развивать у учащихся «орфографическую зоркость», привить способность замечать слова, в написании которых человек не уверен и требуется навести необходимые справки. Предполагается, что это умение должно формироваться сразу, с первых лет обучения. Но опыт работы школы показывает, что у детей, пришедшие в средние классы, она не развита. Поэтому сразу же как на первоочередную задачу, от успешного решения которой зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму, программа указывает на необходимость выработать умение видеть при письме орфограммы. Сформировать это умение можно разными способами: на основе представления о сильной и слабой позиции фонем в речевом потоке ,путем развития интуиции замечать те случаи письма, когда можно допустить ошибку ,и др. Каждый способ дает известные результаты и может быть использован при обучении. Некоторые виды работ, методы и приемы формирования орфографической зоркости Методы, приемы выработки грамотного письма разнообразны. Они обусловлены принципами, на которых основывается употребление той или иной орфограммы, состоянием общей грамотности учащихся данного класса, степенью владения языком и другими факторами. На первых этапах работы в новом классе рекомендую заполнить на каждого ученика следующую карту: Фамилия, имя ученика Дата (месяц, год) Параметры оценки Количественные показатели Чтение Скорость Сознательного изучающего чтения вслух текста: -художественного; -учебного; ознакомительного чтения; чтения про себя Количество знаков(букв, печатных строк) в минуту Письмо и правописание Скорость письма: -в диктанте; -в подробном изложении; -в сочинении; -при списывании; Незамеченные (неисправленные): -в чужом тексте (объемом в столько-то слов); -в своем тексте( после проверки упражнения в классе) Речь (письменная) Объем: -изложения -сочинения -тематического словарного ряда Кол-во знаков( букв, слов, строк) за определенный промежуток времени Кол-во орфографических, пунктуационных ошибок и описок Кол-во ошибок Количество слов и предложений Знания (лингвистические) Разбор слова по составу Распознавание: -частей речи; -главных членов предложения Количество ошибок Выявив наиболее слабых учащихся необходимо. Не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учета успеваемости на отдельной странице записываю фамилии слабых учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть их причину допущения в одном и том же случае. Списывание как прием обучения орфографии В начальных классах учащимся по русскому языку рекомендую вдумчивое чтение вслух, а также переписывание по нескольку абзацев с последующей взаимопроверкой или контрольной проверкой учителя. Текст для переписывания представляет пять-шесть печатных строк, так как длительное впечатление утомляет ученика, и свежесть восприятия теряется. Размер букв должен быть крупным Содержание текста интересным. Переписывание должно быть медленным, выполняться каллиграфическим почерком. Такое переписывание может сопровождаться дополнительным заданием. Например, подчеркнуть слог или букву, которая соответствует какому-либо правилу. При проведении взаимопроверки ученики, сидящие рядом, обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполненные задания, исправляя карандашом замеченные ошибки и отмечая их на полях. Под работой ставится подпись: «Проверял Тимур П.».Затем ученики выносят на обсуждение спорные вопросы( например, надо ли в таком –то слове на конце написать мягкий знак; букву о или а в корне слова ит.д.) При известной подготовке ученики записывают ( тоже карандашом) количество ошибок (например,2/0) и даже – в определенных случаях –ставят оценку. Диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию Для формирования навыка графического обозначения орфограмм помогают различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование перфокарт, сигнальных карточек, дидактических игр. Диктант- одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся. Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. Так, Л.П.Федоренко в работе «Принципы обучения русскому языку» отмечает, что в классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность оказалась почти в трое выше, чем в контрольном, где преобладали самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи . Эффективность диктанта ,по мнению Л.П.Федоренко , достигается тем, ученик молча произносит звук, учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы , школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила. При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания , которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию. Письмо в зависимости от вида диктанта может сопровождаться различными дополнительными грамматическими, орфографическими, пунктуационными заданиями. В современной методике проведения письменных работ по русскому языку диктанты принято разделять на две группы- контрольные и обучающие. Контрольные диктанты проводятся после изучения темы или раздела в конце учебной четверти или полугодия. Для контрольных диктантов берутся связные тексты, понятные и доступные по содержанию, с минимумом незнакомых слов. В тексте контрольных диктантов предусматриваются необходимые орфограммы, пунктуограммы, а также Грамматические нормы русского языка( системы склонения или спряжения , связь слов в предложении и т.д.) Контрольный диктант проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны хорошо понять содержание текста, правильно записать каждое слово и его грамматическую форму, каждое предложение, понимая его строение и структуру , определяя начало и конец. В казахской школе при написании контрольного диктанта не следует давать к нему дополнительные задания, чтобы учащиеся могли сосредочиться только на правильном воспроизведении текста. Время проведения контрольного диктанта рассчитано на 35-40 мин. урока, 5-10 мин. следует оставить ученикам на проверку работы. Обучающие диктанты проводятся в течение всего учебного года и, проводимые в системе, они способствуют постепенному приобретению навыков правильного письма. Закреплению грамматических , орфографических, пунктуационных норм. Обучающие диктанты подготавливают учеников к написанию контрольных диктантов. В методике проведения письменных работ установились следующие виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный , графический. Словарный, творческий, свободный. Предупредительный- один из видов слухового диктанта. Перед его записыванием предупреждаются возможные ошибки в отдельных словах и предложениях, для чего предварительно объясняются правила их написания. Слова с трудными орфограммами после объяснения правописания можно написать на доске. Во время диктанта учащиеся списывают их, выполняя еще один вид письменной работы- неосложненное списывание. Объяснительный – вид слухового диктанта. Он проводится после изучения определенной грамматической темы. Слова, предложения, текст записываются под диктовку, после чего следует дать объяснение трудных орфограмм и пунктограмм. Можно соединить два вида диктантов: сначала провести работу по предупреждению ошибок ( предупредительный диктант), затем- работу по объяснению правописанию трудных слов и предложений ( объяснительный диктант). Зрительный- один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя. Вариантом зрительного диктанта является самодиктант.Ученики читают текст по книге , Выборочный – вид слухового или зрительного диктанта. Ученики записывают под диктовку( или списывают из книги) не весь текст, а лишь те слова или словосочетания, в которых есть трудные орфограммы или грамматические формы по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Существительное» учащиеся выписывают только слова, отвечающие на вопросы кто? что? Выборочный диктант развивает внимание , умение сосредоточиться на необходимом материале. Графически й- вид слухового диктанта. Под диктовку учителя ученики составляют общепринятые схемы читаемых предложений или отдельных его составных частей( например, однородные члены предложения, подлежащее сказуемое ит.д.) Словарный- вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса. Словарный диктант может быть частью лексической работы в системе усвоения учащимися новых и выражений. Т.е. при записи слов объясняется не только их значение, но и правописание. Словарный диктант занимает только часть урока, он не может входить в любой его компонент: при проверке домашнего задания, при объяснении, закреплении новой темы. Творческий диктант- вид упражнения для развития самостоятельной связной речи учащихся. По своему характеру близок к изложению по опорным словам или к свободному диктанту. Вариантами творческого диктанта могут служить следующие упражнения: 1)По изучаемой грамматической теме класс подбирает и тематически разбирает близкие по значению опорные слова, составляет с ними словосочетания, предложения, связный текст;2)дети прочитывают текст, самостоятельно выделяют слова, обязательные для использования, затем записывают текст с употреблением указанных слов. Свободный- вид диктанта, близкий к изложению. Следует подобрать интересный для восприятия и доступный для понимания текст, а после его прочтения провести беседу по содержанию. Затем текст читается по абзацам, учащиеся записывают тех их них, которые запомнили. Свободный диктант ценен тем, что при его выполнении могут проявиться самостоятельность и творческие возможности учеников. Виды словарных работ Предлагаю рассмотреть некоторые виды словарных диктантов, с помощью которых учитель может организовать индивидуальную работу со слабыми учащимися. Словарный диктант «с подсказкой».Школьная практика показывает, что нередко учащиеся . в целом зная правило, бывают не в состоянн применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правильно действовало, необходимо направлять работу учащихся . такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте. При проведении такого словарного диктанта учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот так проводится такой диктант. Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию- вставляют в слово орфограмму. Например: Мячом «Орфограмма»- говорит учитель,- находится в окончании существительных после шипящей. Мы должны решить, что писать- о или е . написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму» Негромкий ( голос) « Вам надо решить, слитно или раздельно написать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написании , вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а». И.т.д. Естественно, что рассматриваемая форма работы используется только с наименее подготовленными детьми и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся. Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимися предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Пример: 1)Ветошь, пейзаж( определить род и склонение сущ.)2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье ( определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).3)Колышет, дышит( выделить приставку и корень, определить с глухого или звонкого начинается корень). Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта- формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила- неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильные написания. Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы. К которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей. можно номера параграфа записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант. Обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно. Словарный диктант с продолжением. Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например: Станция- квитнация Шепот-щека Крыжовник- шорох Подъем- съел ит.д. Словарный диктант с элементами игры. Словарный диктант можно оживить с помощью игры «зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм? Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует знания в новых ситуациях. Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные Птица орел-(город Орел). Цветок роза-(девочка Роза).Воздушный шарик-(собака Шарик).Плодородная земля- (планета Земля). Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами( содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуне, прийти, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей). Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например, тема «Правописание гласных в корне после щипящих и ц». Костяная спинка, Жесткая щетинка. С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. ( Зубная щетка) По пригоркам , по равнинам Я веду свою машину. Я люблю дорог простор, А зовут меня… (Шофер) Словарный диктант с усложнением дидактического материала. Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает. Что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходить процессе практической работы, в процессе активной деятельности. Так активной, действенной формой работы является диктант с усложнением дидактического материала. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся- изменить слово или подобрать слово однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость варианта. Например: Честен- честный, клубы-клуб, шуба-шубка и т.д. Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки. Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний. Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по- разному. 1.В процесс написания словарного диктанта составляется таблица, на основании, которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика. Правописание безударных гласных в корне слова Гласные, проверяемые ударением Написание гласных проверяется правилом Непроверяемые гласные Наращение , морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, большой, росток. После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова. 2.После написания словарного диктанта: пол-окна, по- русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по –видимому, спортвно-авиационный, орлиный, пол-ложки, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо- учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта. 3.После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению орфограмм. По каким-то отличительным признакам и др. В заключение следует сказать. Что разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки , но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит элементы новизны. Занимательные , игровые формы при изучении орфографии Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету, повышения грамотности учащихся на уроках много внимания уделяю игровым . занимательным формам работы. Игра- спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, содействует развитию воли , памяти, мышления. Ребята любят игру, но проведение ее требует от учителя предварительной подготовки, организационной четкости. Каковы условия игры? Кто соревнуется: отдельные ученики, или, команда, или те и другие? Сколько очков получает игрок на основе одного шага? За правильный, не совсем правильный и неправильный ответ? Кто его оценивает? Как фиксируются баллы? Кого выбрать в жюри? Эти и другие вопросы желательно решать вместе с ребятами, потому что они чаще играют и наверняка подскажут Вам интересные решения. Предварительная подготовка- это определенный эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных1) вопросов в данном случае особенно неуместны. Прежде всего нужно ввести ребят в игровую ситуацию. Описать ее так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание). Естественно, что для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивленный, интригующий тон, как бы приглашающий к игре. Доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа. Увлекательные путешествия по «Орфографии» 1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать». «Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм. Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографичскую зоркость , тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии. 2.»В стране невыученных уроков» (Правописание гласных. Согласных в корне слова) - Есть такая повесть- «В стране невыученных уроков». Г.Гераскиной . Герой этой повести- ученик Виктор Перестукин. Волшебный мяч приводит этого героя вместе с его котом Кузей в Страну невыученных уроков, где Виктор встречает сказочных героев и где его ждут разные испытания. Вот Виктор попадает в замок, где живет старик Глагол, коварная Запятая, чувствительный Восклицательный, беспокойный Вопросительный знаки и многие другие герои. Послушайте отрывки из этой повести. Скажите , о чем спрашивали в замке Витю. Какие правила правописания вы вспомнили? 1. Я подошел к Глаголу и спросил его, нельзя ли мне уйти. Старик не успел и рта открыть , как запятая запрещала на весь зал: - Ни за сто! Пусть сначала докажет , что знает правописание безударных гласных! На мое счастье , в зал вбежала огромная собака. Кузя . конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака и не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке. -Ах, ты любишь собак! Очень хорошо –ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом : «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилась «Сабака». Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугал ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Кузя отчаянно шипел, вцепившись когтями в мою курточку. Я догадался, что неправильно вставил букву Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мою руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о». -Может быть, только эта собака пишется через «о»?-спросил Кузя, -а все другие через «а»? -Кот такой же невежда, как его хозяин, -хихикнула Запятая, но Кузя ей возразил, что собак он знает лучше, чем она. 2.Пока шел этот разговор, в высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело. -Ах! Солнце! Чудесно! Прекрасно!- радостно выкрикивал Восклицательный. -Ваше Величество, солнце,- шепнула Запятая Глаголу,- спросите невежду… -Хорошо, согласился Глагол и махнул рукой. На черной доске исчезло слово «Собака» и появилось слово «Со…нце». -Какая буква пропущена?- спросил-спросил Вопросительный. Я прочел еще раз: «Со…нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как сумасшедшая. Восклицательный плакал и ломал ручки. Глагол хмурился все больше и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно. В самом деле, как пишется слово «солнце»? Зоя Филиповна всегда советовала нам изменять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы вылезали наружу. Быть может ,попробовать? И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!! Ага! Вылезла буква «л». Я схватил мел и быстро вписал ее. В эту же минуту солнце снова заглянуло в зал. Стало светло. Тепло и очень весело. В первый раз я понял, как сильно люблю солнце. -Да здравствует солнце через букву «Л»!-весело запел я. 3.Знаки объяснили мне: получу все, что пожелаю, если правильно напишу свое пожелание. Конечно, тут же выскочила доска и повисла передо мной . Чтобы не ошибиться, мы с Кузей обсудили этот вопрос еще раз. Кот не мог придумать ничего более вкусного, чем любительская колбаса. Я больше люблю полтавскую. Но в словах «любительская» и «полтавская» можно наделать пропасть ошибок. Поэтому я решил написать просто «колбаса». Но есть колбасу без хлеба не очень-то вкусно. И поэтому для начала я написал на доске «Хлеп!». Но никакого хлеба мы с Кузей не увидели. Нас обманули. -Где же ваш хлеб? -написано неправильно!- хором ответили знаки. -не знать, как пишется такое важное слово! –проворчал кот. Я взял мел и крепко вывел : «калбаса». -Неправильно!- завопили знаки. Я опять стер и написал: «Калбаса!. -Неправильно!- заорали знаки. Я разозлился и швырнул мел. Они просто издевались надо мной. -Поели и хлеба. И колбасы, -вздохнул Кузя .-Непонятно, зачем мальчики ходят в школу. Неужели тебя там не научили правильно написать хоть одно съедобное слово? Одно съедобное слово. Я пожалуй. Мог бы написать правильно. Я стер «Колбасу» и написал «лук». Тотчас же явились точки и внесли на блюдце очищенный лук. Кот обиделся и зафыркал. Он не ел лука. Я его тоже не любил. А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать лук. Дети без труда называют правила, которые они вспомнили. О правописании: 1) безударной непроверяемой гласной;2) согласных в корне слова ;3) непроизносимых согласных в корне слова. Затем естественно поставить задачу: записать примеры слов на указанные правила и правописания безударной проверяемой гласной в корне слова , но не любые слова, а те, которые есть в прочитанных отрывках или отражают их содержание. Возникает такая, например, запись: Собака Хлеб(хлеба) Солнце Спросил (спрос) Колбаса Лук (лука) Радостно плечо (плечи) Хозяин Из глаз (глаза) Несчастный Махала (машет) Просьба (просить) Интересно Доска( доски) Опасно Вкусно В итоге повторения предлагаются сложные задания, требующие сообразительности и отражающие глубину осознания материала: 1.Какая неточность допущена Витей Перестукиным в его рассуждениях? (Эти части выделены курсивом в приведенном выше тексте). Пятиминутные разминки Правописание безударных гласных в корне слов На наши уроки часто будут приходить два спорщика- Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано с-деть. Речевичок настаивает на букве и, а Слушок говорит. Что надо писать е. А как вы думаете , ребята? (Аналогичные примеры: отв-рить, зап-вать ит.д.) Буквы и, у. а после шипящих Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев. Чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а(Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине) Аналогичная игра: кто больше вспомнит названия животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка, чибис, чижик, ежик, журавль, медвежата). Игры-соревнования 1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?»При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске ( представителями команд) ит.д. 2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)» Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель. 3.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило( например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто :1) быстрее вручит учителю листочки 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах. Компьютерная игра «Восхождение на пик орфографии» Для подведения итога полезна игровая компьютерная программа: дети с удовольствием играют, а мы получим дополнительную информацию о том, насколько сформирован навык. На экране монитора изображение горы с девятью уступами, у подножия- фигурка «альпиниста». На первом уступе появляется слово с пропущенной буквой . Ученик вводит ее в компьютер (нажимает клавишу). Если ответ правильный, «альпинист» поднимается на первую ступеньку, а на второй возникает новое слово( тоже с пропущенной буквой). Правильный ответ- перемещаемся на верхнюю ступеньку, ошибка- вынужденный спуск. Когда добираемся до шестой ступеньки, попадаем в зону тумана. «ограниченной видимости»: верхние уступы закрывают облака, слово появляется целиком, без пропусков, но лишь на короткое время. Задача усложняется: надо набрать ( без ошибок!) исчезнувшее слово, правильно напечатать его. В случае ошибки слово «выплывает из тумана», какое-то время снова светится на экране, потом опять исчезает. При повторной ошибке «альпинист» скатывается сразу на две ступеньки вниз. И все-таки постепенно добирается до вершины пика, получает поздравления компьютера и сообщение о том, сколько же времени длился его подъем. Если это время меньше того, которое предусмотрено составителем, компьютер поздравляет победителя с мировым рекордом. Так что игра по правилам! Какой же языковой материал ( по данной теме) можно предложить для этой игры? Слова ( с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением), тематически связанные с путешествием, с воображаемым маршрутом ( с тем. Что может встретиться на пути, что может потребоваться для описания путешествия), например: Г…ра, р…ка, тр…па, гр…за, ск…ла,оз…ро, п…ляна, д…лина, цв…ты, д…ревья, ,в…допад, д…жди,сн…га,ж…ра,зв…рек, л…сной, с…сновый, в…здушный, л…дяной, подт…нуться,в…схождение,сп…ртсмен ,х…лодный, ст…рожка, гр…ница ,ост…новка, осл..беть, уд…ржаться,в…ршина, т…мнеть, св…тлеть, в…черний, осм…треть, тр…нироваться, сок…льзнуть и др. Дополните этот перечень, отберите из него то, что считаете удачным. Причем для зоны « ограниченной видимости» возьмите самые сложные слова( содержащие две-три орфограммы), например: восхождение, подтянуться, спортсмен, тренироваться, соскользнуть и др. После игры желательно, чтобы дети вспомнили и записали слова, которые были на экране монитора( тренируем зрительную память!). манипуляции с клавишами не вырабатывают моторных навыков, которые, в свою очередь, облегчают формирование навыков орфографических. Запись слов восполняет этот недостаток при работе с компьютером. Кто вспомнит быстрее и больше слов? Кто сделает при этом ни одной ошибки? Кто предложит новые слова (стой же, а может быть. И с другой орфограммой) для этого путешествия? Полезное игровое задание; его можно использовать и без компьютера: нарисовать на доске фигурку и лесенку, записывать на ступеньках слова, совершать коллективное восхождение. Заключение Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека. Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения. Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. В данной работе была сделана попытка познакомить только с некоторыми методами. Приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка. Главное- работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку. Список использованной литературы 1.Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков» М.1987.7 с 2.Баранов М.Т. «Обучение русскому языку в 6 классе» М.1988.87 с. 3.Бекмухамедова Х.А.,Сиымова А.С. «Русский язык. Дидактический материал.5» А., «Атамура» 2001 4.Бельская «Практический материал по русскому языку.4класс» М.с134 5.ГаллингерИ.В.,Львова С.И. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах» М.1988. 81 с. 6.Еркебекова «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка» Журнал «Преподавание русского языка в школах Казахстана» март-апрель 2005 7.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. «Уроки обучения грамоте» М., П., 1988 8.Ерохина Е.А. «Сборник диктантов по русскому языку для 4-8 классов казахской школы» А-А «Мектеп» 1985 9. Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т. «Русская речь» Учебник для 5 класса общеобразовательной школыс казахским языком обучения А., 2005 10. Иванова В.Ф. «Трудные вопросы орфографии» М.5 с. 11.Ивченков П.Ф. «Контрольно- тренировочные работы на уроках русского языка. 4-8 классы» М.Пр. 1987 12.Кобызев А.И., Заморзаева Е.М. «развитие орфографической зоркости» в кн.«Обучение орфографии в восьмилетней школе»(Ред.-сост М.М.Разумовская) М.1974. 13. Кондрашов Н.А.»Основные вопросы русского языка» М.,П., 1985 14.Косолапкова А.А. «Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов». Журнал «Русский язык в школе» 1990 №1 25с. 15.К.У.Кунакова,Искакова З.Ж.,Кыдырбаева. Р.А. «Русскаяречь» Учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения А,2003 16.Ладыженская Т.А.,Зельманова Л.М. «Практическая методика русского языка. 5класс» М.1992. 17.Пастухова Л.А. «Обучающие диктанты в 6 классе» Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» 2005 №2 18.Просвиркина И.И. «Наши учителя» Т.П.Дегтярова».Журнал «Русский язык в школе» 1990.№4. 48с. 19.Селезнева Л.Б. «Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе» М.1980 20.Тростенцква Л.А. «Современный урок русского языка» М.,Пр., 1984 21.Ульченко З.Ф. «Диктанты с изменением текста» М.3с. 23. Шманова Н.Н. ,Байбурина К.А., Байбурина Н.А. «Русская речь. Сборник диктантов. 9 класс». А.,»Мектеп». 2005. 24.Яковлева Л.Д. «Пути повышения грамотности учащихся». Журнал «Русский язык в школе». 1990. №1 25с.
Всего комментариев: 1
1
плп • 00:56, 27.01.2014
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены