РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок по рассказу А.И. Куприна «Река жизни» в 11 классе.

«БУРНАЯ РЕКА ВЯЛОТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ» В ИЗОБРАЖЕНИИ ПИСАТЕЛЯ-РЕАЛИСТА.


Эпиграф к уроку:
Безусловно, самое жалкое существо
среди тех, кто дышит и движется на земле, -
это человек.
Гомер.

1.Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы сделаем с вами некоторый виток назад – мы уже посмотрели творчество раннего Куприна (повесть «Олеся», 1898г.) и посмотрели творчество зрелого Куприна («Гранатовый браслет», 1910г.), мы увидели, с каким благоговением, романтическим и даже мистическим чувством Куприн пишет о любви, воспевая любовь как самое прекрасное и невозможное на земле. Но наше представление о Куприне-писателе было бы неполным, если бы мы считали Куприна только певцом любви. Ведь это был прежде всего писатель-реалист, да, в его творчество врывались ноты романтизма, трагичности, но без этого писать о любви невозможно. Сегодня мы узнаем другого Куприна – ироничного, реалистически жесткого, правдивого репортера жизни. Нет, мы не можем разделять Куприна, который пишет о любви, нежного, мягкого, печального, и Куприна-реалиста. Это один и тот же человек, болеющий действительностью, который не хочет писать о том, как люди «опошлели и обнищали духом». И поэтому даже в той атмосфере, реальной атмосфере «духовного обнищания», Куприн находит героя – человека, который жалок, но жалок не тем, что он неотъемлемая часть этой атмосферы, а тем, что не может приспособиться, не может стать «человекообразным» - и в этой жалкости его торжество над порочным, ценою же за силу духа становится смерть.

2. Краткие сведения по истории создания рассказа:
Рассказ «Река жизни» написан в 1906 году. Куприн знаменит. Уже написаны «Молох», «Олеся», в 1905 г. – «Поединок». А теперь этот рассказ, впервые был напечатан в журнале «Мир божий». Первоначальным наброском к рассказу можно считать очерк «Квартирная хозяйка» (1895) из цикла «Киевские типы». Образ этой женщины, которую Куприн знал в Киеве, переносится практически без изменений в «Реку жизни». Можно сказать, что это социальный шарж, пародия.

3. Интерпретация заглавия рассказа.
-Обратите внимание на тему урока. «Бурная река вялотекущей жизни» - это фраза одного из критиков. Какая стилистическая фигура использована здесь? (Оксюморон – бурная и вялотекущая).
-Можно ли говорить, что название рассказа символично? Дайте интерпретацию: что значит «река жизни», почему она «бурная и вялотекущая»? (Наша жизнь – река – движение и развитие; вялотекущая – размеренная, плавная, день за днем, после дня ночь, потом опять день; бурная – на реке бывают пороги, омуты и водовороты, в размеренность врываются обстоятельства, которые переворачивают все, мутят устоявшуюся воду).

4. Обсуждение сюжетной линии:
Взят конкретный случай из жизни, сюжетная линия проста: действие происходит в третьеразрядной гостинице, где клопы, тараканы, грязь, вонь, где дают номера на ночь. Столь же физически и душевно нечистоплотны постояльцы. Кто они? (Проститутки, те, кто пользуется их услугами, заезжие торговцы и всякий сброд). Как называется это заведение? («Сербия»). Какой прием использует автор, давая столь гордое наименование этой дешевой забегаловке? (Ирония, но ирония горькая). Нечистоплотны и вульгарны хозяйка гостиницы Анна Фридриховна и её сожитель поручик Чижевич, который, впрочем, не без претензии на благородство, и тем еще смешнее и уродливее. Можно ли назвать это той самой «вялотекущей жизнью»? (Да, это устоявшееся болото, спокойствие изредка нарушается свежими струйками жизни: уходят и приходят постояльцы, хозяйка и поручик ссорятся-мирятся уже даже не потому, что в них кипят какие-то страсти, а скорее по устоявшейся привычке).
И вдруг случается нечто неожиданное: в одном из номеров покончил с собой неизвестный молодой человек – студент. Можно ли говорить, что это событие – то самое «бурное течение жизни»? (Да, это событие качнуло устоявшееся болото, но, что страшно, для обитателей «Сербии» трагедия стала лишь неудобным обстоятельством, нарушившим их комфортное существование).
Как видим, сюжет прост и, в общем, непримечателен, но у Куприна он чудесно оживает, наполняется философским смыслом. Хотя Куприн не философ (как Бунин), его философия стихийна, она как бы вытекает из всего изображаемого, потому что реалии жизни не могут не наталкивать на размышления.

5. Аналитическая работа с текстом:

Мастерство реалиста Куприна отразилось в изображении бытовых зарисовок, той самой атмосферы «опошления и обнищания», о которой не хочется писать, но не писать невозможно.
Глава 1,2,3. Гостиница «Сербия» и её обитатели. Комментированное чтение этих глав и характеристика действующих лиц.
-Что можно сказать о хозяйке гостиницы и ее сожителе?
-Назовите художественные детали (предметные, портретные, детали интерьера), дайте им интерпретацию. Это только детали или нечто большее? (Это участники действия, сама атмосфера).
-Данные бытовые зарисовки – конкретный единичный случай, или их можно трактовать шире? (Это типичная картина социального бытия).
Глава 4. Прощальное письмо студента.
-Что послужило поводом, толчком к самоубийству?
-Что было причиной?
-Скажите, этот человек жалок? Почему?
-Обратите внимание на эпиграф к уроку. К кому из героев рассказа можно приложить слова Гомера? Почему?
-С какой надеждой уходит из жизни студент?
-Размеренный быт гостиницы и самоубийство студента изображены рядом. Какой прием применяет здесь автор (сравните мысли и чувства студента и мысли и чувства обитателей гостиницы)? – здесь присутствует антитеза, контраст.
-Для чего Куприн использует этот контраст? ( Возвращает нас к главной философской мысли о «бурной и вялотекущей реке жизни», она не становится живительной влагой, в ней барахтаются, захлебываются, тонут или стараются выплыть).

6. Аналитическая работа со смысловым подтекстом и проблематикой:

Зачитываем финал главы 4 .
-Река жизни вернулась в прежнее русло?
-Как вы думаете, что волнует здесь Куприна?
-Какой тип проблематики (социальная, нравственная, философская) представлен в рассказе? Сформулируйте и прокомментируйте 1-2 проблемы (проблема нравственного выбора, социальное неравенство, проблема духовного обнищания человека, поиск смысла жизни, проблема вечных и сиюминутных ценностей и т.д.).
-Этот рассказ написан в начале 20 века, более 100 лет назад. Актуален ли он сегодня?
-Вспомните строки из письма студента: «…вулканическое извержение потопило все: боязнь завтрашнего дня, почтение к предкам, любовь к жизни…». Можно ли отнести эти строки к современной жизни? Река современной жизни – «бурная или вялотекущая»?
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены