Урок на тему
«Повторение и обобщение»
Учитель химии МОУ СОШ «Горки-Х»
Егорова Татьяна Григорьевна
Цели урока.
Образовательная.
Совершенствовать знания по темам: «Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева», «Неметаллы VIа группы», «Применение металлов», «Уравнения химических реакций».
Развивающая.
Развивать мышление учащихся, умение обосновывать выводы.
Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности и здоровой конкуренции.
Программа.
Химия – О.С.Габриелян, 2008г. (2 ч в неделю, 68 ч в год); учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009.
Педагогические технологии.
- Педагогика сотрудничества;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Компьютерные технологии.
- Игровые технологии.
Продолжительность урока - 45 минут.
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок повторения и обобщения ранее пройденных тем. Урок делится на четыре этапа, по количеству повторяемых тем. Максимальное количество набранных баллов,- 20, по 5 баллов за каждую тему.
1. Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева.
Учащимся предлагаются тесты на карточках. Время выполнения 5 минут.
Вариант 1.
1. Атом элементов 4-го периода имеют одинаковое число
1) электронов на внешнем уровне
2) нейтронов
3) энергетических уровней
4) протонов
2. Атомы элементов IIА группы сходны по
1) числу электронов в атоме
2) числу электронов на внешнем электронном слое
3) числу энергетических уровней в электронной оболочке
4) радиусу атомов
3. Какая из характеристик атомов одинакова для всех элементов 3-го периода периодической системы?
1) число энергетических уровней
2) радиусы атомов
3) число электронов на внешнем энергетическом уровне
4) число протонов в ядре атома
4. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют элементы хлор и
1) марганец
2) сера
3) аргон
4) бром
5. Число электронов на 3p-орбиталях атома фосфора в основном состоянии равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Вариант 2.
1. Номер периода в периодической системе соответствует
1) числу энергетических уровней в атоме
2) числу валентных электронов в атоме
3) числу неспаренных электронов
4) общему числу электронов в атоме
2. Число электронов в электронной оболочке атома определяется
1) числом протонов
2) числом нейтронов
3) числом энергетических уровней
4) величиной относительной атомной массы
3. В ряду химических элементов кремний – фосфор – сера увеличивается
1) способность атома отдавать электроны
2) высшая степень окисления
3) восстановительные свойства
4) радиус атома
4. В порядке ослабления неметаллических свойств расположены элементы в ряду
1) B, C, O, F
2) Si, P, S, Cl
3) Sn, Si, Ge, C
4) O, N, C, B
5. В ряду Al – Si – P – S
1) увеличивается число электронных слоев в атомах
2) усиливаются неметаллические свойства
3) уменьшается число протонов в ядрах атомов
4) радиус атомов не изменяется
Ключи к тесту.
Вариант 1 1 - 3) 2 – 2) 3 – 1) 4 – 4) 5 – 3)
Вариант 2 1 – 1) 2 – 1) 3 – 2) 4 – 4) 5 – 2)
2. Неметаллы VIа группы.
Учитель: Проведем цифровой диктант «Узнай меня». Диктант посвящен трем веществам – кислороду, озону и сере.
( 1 вариант – четные вопросы, 2 вариант – нечетные вопросы;
На листах у учащихся написаны формулы веществ
О2 - …,
О3 - … ,
S - …,
Напротив которых они указывают номера подходящих предложений).
Диктант «Узнай меня».
1) Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза
2) Светло-желтый порошок
3) Лучинка в этом веществе горит лучше
4) Порошок, не смачивающийся водой
5) Газ, обесцвечивающий краски
6) Газ с запахом свежести
7) Вещество, которое в расплавленном состоянии растягивается как резина
8) Газ, необходимый для жизни
9) Элемент, открытый К.Шееле, в природе встречается в виде оксидов и как простое вещество
10) Используется для очистки воды
11) Проявляет только окислительные свойства
12) Проявляет окислительные и восстановительные свойства
13) Встречается в природе в виде гипса
14) Легко плавится
15) Образуется при фотосинтезе
16) Бесцветный газ без запаха
17) Проявляет степени окисления -2, +4, +6
18) Вещество, задерживающее ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях атмосферы
19) Хороший диэлектрик
20) Получают путем разложения воды электрическим током.
21)
Ключи к диктанту.
Вариант 1 О2 – 8,6,20 О3 – 6,10,18 S – 2,4,12,14
Вариант 2 О2 – 3,9,11,15 О3 – 1,3,5,11 S – 7,13,17,19
3. Применение металлов.
Повторение этой темы проводится в виде игры – загадки.
1 вопрос. «Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, т.к. характер у меня очень мягкий; но многие меня ругают, называя кровожадным. Без меня нельзя обойтись, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?
(Золото).
2 вопрос. «Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?
(Медь).
3 вопрос. «В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я?
(Железо).
Критерии оценки.
5 баллов – за правильный ответ
0 баллов за неправильный ответ.
4. Физкультминутка.
(Гимнастика для глаз).
5. Уравнения химических реакций.
(Полоса препятствий).
Учитель. Вам нужно написать как можно больше уравнений возможных реакций между предложенными веществами.
Вариант 1. S, O2, CH4, NaOH, H2O, HCl, C6H5OH, Na
Вариант 2. P, H3PO4, O2, S, H2O, Na, C2H5Cl, P2O5, C4H10
Ключи к заданию.
Вариант 1.
1. HCl + NaОН → NaCl + H2O
2. S + O2 → SO2
3. 2Na + S → Na2S
4. C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2O
5. 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑
6. 2Na + O2 → Na2O2
7. CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O
8. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑
Вариант 2.
1. 4P + 5O2 → 2P2O5
2. P2O5 + 3H2O → 2H3PO4
3. 2P + 5S → P2S5
4. 2C2H5Cl + 2Na → C4H10 + 2NaCl
5. 2Na + O2 → Na2O2
6. C4H10 + 6,5O2 → 4CO2 + 5H2O
7. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑
8. H3PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3H2O
Критерии оценки.
5 баллов – написаны 8 реакций
4балла – 6-7 реакций
3 балла – 5-6 реакций
2 балла – 3-4 реакции
1 балл – 1-2 реакции
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Раздаются тесты ЕГЭ по обобщенным темам.
Список литературы.
1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. 11 класс. М., «Дрофа», 2007г.
2. Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии. Издательский дом «Первое сентября», № 11, 2011г.
3. Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии. Издательский дом «Первое сентября», № 9, 2006г
4. Габриелян О.С. Готовимся к ЕГЭ. М., «Дрофа», 2011г.