РАЗРАБОТКИ
|
Конспект урока для 5 класса (VIII вид) специальной коррекционной школы "Рисование деревьев"Открытый урок Тема: «Рисование деревьев» Разработала: Колесникова С.Н. Учитель ИЗО Тверь, 2011 Цели и задачи: - формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий, форму, пространственного положения изображаемых деревьев, выделяя при этом особенности конструкций с помощью пятна, линии, штриха, силуэта - развивать воображение и фантазию воспитанников; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, умения выражать свои чувства - воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми Оборудование: - репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Березовая роща», «Большая вода» - репродукция картин И.И. Шишкина «Березовая роща», «Рожь» - таблица «рисование деревьев» - образец педагогического рисунка «рисование деревьев» - мольберт, краски, кисти Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие воспитанников. Здравствуйте ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами будем волшебниками. Перед вами лежит волшебный пластилин. Выберите цвет пластилина, соответствующий цвету вашего настроения. Опишите свое настроение. Слепите свое настроение. (Воспитанники описывают цвет своего настроения и вылепленные фигурки) 2. Введение в тему А теперь внимательно послушайте загадки и попытайтесь понять, что же мы сегодня будем рисовать на уроке. 1-я загадка: ствол белеет, шапка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки (береза). 2-я загадка: зимой и летом одним цветом (елка). 3-я загадка: весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево). (Воспитанники отгадывают загадки). Правильно. Сегодня мы будем рисовать деревья. 3. Повторение и объяснение нового материала Что общего во всех деревьях? Из каких частей состоит дерево? (ствол, крона, ветви, корни). Но все деревья различны между собой по своему силуэту, своей форме. Достаньте пожалуйста свои листы, что вы рисовали на прошлом уроке. Вы учились рисовать небо, землю, узнали что такое линия горизонта (линия, где небо сливается с землей), узнали некоторые особенности перспективы. Предметы, находящиеся от нас вдалеке увеличиваются или уменьшаются в размерах? (Ответы детей.) - Правильно. Удаляясь от нас, предметы не только уменьшаются в размерах, но и становятся как бы более плоскими. В конце концов, превращаются на горизонте в однотонную дымку с едва различимым силуэтом. Одновременно происходит изменение цветовой окраски. Это называется воздушной перспективой. Воздушная перспектива позволяет художнику передать на плоскости полотна впечатления необъятной глубины, уходящих далей, заполненного воздуха. Передача этого «воздуха» одна из главных задач пейзажиста. Знаменитый русский художник Александр Кондратьевич Саврасов говорил: «Без воздуха нет пейзажа, сколько березок или елей не сажай, что не придумывай, если воздух не напишешь, – значит, пейзаж дрянь.» Посмотрите на пейзажи знаменитых художников: Шишкина, Левитана, Саврасова, как они писали воздух и деревья.(Мультимедийная установка показывает репродукции картин. Звучит музыка без слов). - Какое сейчас время года? - Правильно, осень. Что же осень делает с деревьями? Оно как художник раскрашивает их яркими красками. О том, как прекрасна и разнообразна наша природа написаны стихи, повести, рассказы, музыкальные произведения, и, конечно же, художественные картины. Посмотрите на картину Левитана «Золотая Осень». К теме Осени великий художник обращался неоднократно. В 1895 году он пишет картину «Золотая осень». И картина Исаака Ильича Левитана точно золотая. Но это – золото осени. Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания. Давайте вспомним линейную перспективу. Березки, которые находятся ближе к нам, на переднем плане, более высокие. Высокая степень контрастности света и тени, объемность предмета, четкость их очертания. Березки на заднем плане более маленькие, не такие контрастные и пространственные. Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёза зелёные косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Гроза ли над ней пронесётся, Прильнёт ли болотная мгла, - Дождинки стряхнув, улыбнётся Берёза - и вновь весела. Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И много задумчивых песен Поётся в народе о ней. Он делит с ней радость и слёзы, И так её дни хороши, Что кажется - в шуме берёзы Есть что-то от русской души. В.А. Рождественский Посмотрите пожалуйста еще на одну картину Левитана «Березовая роща». Что мы видим на этой картине? Это одна из самых солнечных созданий Исаака Ильича (1885-1889г). Здесь все пронизано светом: и сверкающие белизною стволы берез и перебегающие по траве солнечные блики и зеленое кружево листвы, то прозрачно святящееся и словно теряющее цвет от яркого солнца, то густеющей темной зеленью. Давайте и мы попробуем нарисовать березу, которая находится прямо перед нами. Что мы тогда увидим? Белоснежный ствол, немного веточек с листвой. Перед началом рисования необходимо выявить особенности строения березы: прорисовать ствол, передать фактуру ствола и кроны, моделируя их объемную форму штрихами, тоном, пятном. Посмотрите, одинаковый ли ствол у березы? Ответы детей. Правильно, внизу он более черный. Ветки березы тоже неодинаковы, у основания они так же более темного цвета (учитель рисует на мольберте на большом ватмане, воспитанники в своих листах). Я предлагаю вам закрыть глаза и представить как будто вы дотронулись до ствола березы. Что вы ощутили, какую поверхность? Ответы детей. Затем учитель демонстрирует кору березы. Попробуем передать эту кору. Добавляем на стволе дерева белые, серые, черные пятна, прорисовываем ветки. Набрасываем пятнами на них листву: желтую, зеленую, коричневую, охру; смешиваем краски на палитре. А сейчас мы нарисуем березку, которая находится далеко от нас, поэтому мы видим ее в полный рост. У нее не такой толстый ствол, тоненькие веточки, нежная листва. Учитель показывает на мольберте, воспитанники самостоятельно рисуют ее на своих листах. Физкульт-минутка. 1. Массируем активные точки уха 2. Делаем упражнения для мышц глаз (повторяем 8-10 раз): - Не поворачивая головы, переводим взгляд сначала направо, потом налево - Переводим глаза вниз-вверх - Делаем движение глазами по кругу - Часто моргаем - Нагреваем руки, прикладываем к глазам Учитель: Перед нами картина И.И. Шишкина «Рожь», «Ели в Шуваловском парке», «Еловый лес». Обратите внимание на краски полотна. Какие деревья Вы видите? Давайте попробуем нарисовать небольшую ель, которая радует нас в Новый год. Посмотрите на картину А.К. Саврасова «Зима этюд». Елка летом просто елка: Тронешь ветку- пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придет, Елка будто оживет: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. Пахнет не росой, не медом, Елка пахнет Новым годом! Педагог показывает основные приемы рисования ели, дети выполняют работу самостоятельно. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. Итог урока: Педагог выставляет все работы воспитанников, характеризуя и отмечая каждую работу. Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция без слов. А сейчас я предлагаю вам увидеть себя в образе дерева. (Воспитанники закрывают глаза и стараются увидеть лес, представить себя в образе дерева. Выбирают себе место среди деревьев, где дереву удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать.) Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его обжигает солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Хорошо, когда рядом есть надежные, добрые друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками-листочками. Представьте себя в виде дерева, запомните свои чувства и попробуйте нарисовать это дерево. Воспитанники рисуют каждый свое дерево на отдельном небольшом листке. Учащиеся выстраивают свои деревья на общую поляну радости, где каждый получает положительный эмоциональный заряд. Заключительное слово учителя: « Я желаю вам, чтобы в вашем классе была всегда атмосфера товарищества, дружбы, поддержки и взаимопомощи. Чтобы вы росли всегда дружной рощицей. Все вы хорошо выполнили свои рисунки, научились рисовать деревья».
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены