РАЗРАБОТКИ
|
Конспект внеклассного занятия по ИЗО "Жизнь и творчество И.И. Левитана"ГОУ «Тверская школа-интернат №1» Внеклассное занятие Музыкально-литературная гостиная: «Жизнь и творчество Исаака Ильича Левитана» Составила: Колесникова С.Н., Учитель ИЗО Тверь, 2011 Цели: • Познакомить учащихся с творчеством художника Исаака Ильича Левитана. • Воспитывать любовь к России и национальному искусству. • Развивать память, творческую активность и мышление, а так же навыки публичных выступлений. Оборудование и материалы: 1. Репродукции картин И.И. Левитана 2. Портрет художника 3. Мультимедийное сопровождение (презентация) 4. Музыкальный ряд – произведения П.И. Чайковского «Времена года» 5. Литературный ряд – стихотворения И.А.Бунина, Ф.И. Тютчева Внеклассное занятие проходит в специально оборудованном помещении – музыкально-литературной гостиной, где горят свечи, пылает камин, звучит красивая музыка на фортепиано, дети читают стихи. Занятия проводятся для параллели 5-6 классов. Ход занятия: Звучит музыка, все рассаживаются в гостиной Входит ведущий. Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы продолжаем цикл музыкально-литературных гостиных, посвященных жизни и творчеству великого художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900г.г.). На экране высвечивается портрет художника С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную живопись пришло понятие пейзажного построения. Художник не просто изображал пейзаж на холсте, он всё увиденное и нарисованное пропускал через себя. Картины художника затрагивают в душе самые сокровенные струны, заставляя их откликаться на то, что взволновало и самого автора – будь то первое робкое пробуждение весны или печальное увядание осени. Звучит музыка. Родился художник на западных окраинах России в еврейской семье. Отец, знавший несколько иностранных языков, давал уроки в частных домах. Чтобы дать детям достойное образование семья в конце 1860-х годов переехала в Москву. Относительное материальное благополучие, существовавшее в доме, вскоре рухнуло. В 1873 году Левитан поступает тринадцатилетним подростком в Московское училище живописи, а в 1875 году у Исаака умирает мать, а два года спустя – отец. Настало трудное время в жизни молодого художника. Вот как описывает жизнь Исаака Надежда Сергеевна Шер (фотографии). В Москве на Мясницкой улице в училище живописи закончились вечерние занятия – разошлись учащиеся, погасли последние огни. В одном из классов верхнего этажа в углу за мольбертом сидел мальчик. Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда сторож, отставной солдат, по прозвищу «Нечистая сила» завершит свой обход. Вот где-то хлопнула одна дверь, другая, раздались тяжёлые шаги по лестнице. Вот шаги ближе, открылась дверь, в глаза мигнул огонёк жестяного фонарика. Дверь захлопнулась, человек ушёл и мальчик в углу остался один. Оставаться в училище после классов строго воспрещалось, но уже не первый раз Исаак Левитан прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти. Каждое утро не выспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбудить ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. Учился он блестяще, но как часто во время классов он вдруг со страхом вспоминал, что нечем платить за учёбу, что прохудились башмаки, не на что купить хлеба. Однажды в класс вошел инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан исключается из училища за невзнос платы за учение. Исаак знал, что когда-нибудь это должно случиться. Весь съежился, судорожно собрал папку, кисти, краски и, ни на кого не глядя, ушел из класса « Тут, - вспоминал позднее один из товарищей Левитана – весь класс, вся сотня загудела, как один человек. Моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию. Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища.» Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве» освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию, потому что Исаак был в школе одним из талантливейших учеников. Он обратил на себя внимание современников уже самой ранней своей картиной, которая появилась на ученической выставке Московского училища. Это картина – ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ. (1879г.) (Высвечивается картина.) (Звучит музыка П. И. Чайковского альбом «Времена года») Печаль осеннего дня и грустного увядания природы естественно соединяются в картине с чувством глубокого одиночества. Все в картине подчинено общей мелодии. Она слышится в гулко раздающихся шагах одинокой женской фигурки, идущей по пустынной аллее, и в шуме порывистого ветра, что срывает листву с молодых кленов, клонит вершины высоких сосен и подгоняет низко бегущие над землей серые тучи. В общую музыкальную ноту картины включаются и приглушенные краски осени, и влажная дымка воздуха, окутывающая все пространство картины. Угарова Настя читает стихотворение Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья, Скоро осень проснется И заплачет спросонья. Так описывал осень Иван Бунин. Не случайно этот пейзаж приобретет с выставки маститый московский коллекционер П.М. Третьяков. И с этого времени будет внимательно следить за каждой работой художника. К теме Осени великий художник обращался неоднократно. В 1895 году он пишет картину «Золотая осень». И картина Исаака Ильича Левитана точно золотая. Но это – золото осени. Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания. Стихотворение читает Суханова Зина Лес точно терем расписной: Зеленый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной стоит над солнечной поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют. То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Стремясь к правде видения природы и не только верности создания ее на холсте, но и к душевному созвучию ее с настроением человека, Левитан внимательно изучал окрестности. Он склонял голову к самой земле, чтобы увидеть таяние снега, пробуждение весны. В 1895 году он пишет одну из лучших картин того времени «Март». Высвечивается картина. В этой картины не только соединение белого, голубого, золотистого создает образ ликующей природы, но мы видим открытый, темпераментный, густой мазок, почти скульптурно лепящий пронизанный синевой мартовский снег. Снег рыхлый, пропитанный влагой, по нему яркие синие тени. Снежная шапка над крыльцом подтаяла – того и гляди заскользит и с шумом упадет на землю. На дорожках рыжеют подталины. Кругом сугробы – но весна уже пришла. Голубое небо, густая зеленая хвоя, светлые стволы, желтая стена дома, деревянные столбы крыльца – все на холсте залита светом. Все будто набралось солнца и теперь светится и дышит теплом. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят. Они гласят во все концы: Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы! Она нас выслала вперед! Весна идет! Весна идет! И тихих теплых майских дней Веселый, светлый хоровод Толпится весело за ней! (Звучит произведение П.И. Чайковского «Апрель» в исполнении педагогов) За окнами зима, а музыка напоминает нам как пахнет подснежник, тает снег, бегут ручьи. Одним из преподавателей у Левитана был Алексей Кондратьевич Саврасов. Преподаватели и ученики видели, как страстно любит он природу. Видели, что когда начинается весна – овладевает им беспокойство. И все-равно не удержать его в училище. И почти все занятия переносились из мастерской на природу. Саврасов всех заражал своей вдохновенной, неутомимой любовью. Как-то поднял к небу свою лохматую голову, прислушался и сказал: «Слушай, жаворонок! Вот и писать надо так, чтобы на картине было не видно жаворонка, а слышно было как поют птицы, дуют ветры, звенят ручьи». И когда Саврасов так говорил, Левитану казалось, что: С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье и говор Древесных листов понимал И чувствовал трав прозябанье. Была ему звездная книга ясна И с ним говорила морская волна. Стихотворений Левитан знал множество и особенно любил стихи о природе. Иногда бросит кисть и читает стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова. Читает хорошо, очень просто. Подойдут товарищи, те, что сидят поближе, слушают… А потом снова за работу. Саврасова радовало, что Левитан чувствовал природу глубоко, по своему. Пойдут все на этюды: бродят, бродят и не находят ничего интересного, а Левитан всегда принесет прекрасный этюд – то поймает на холст последний луч солнца, то напишет покосившиеся домики деревушки, то березовую рощицу. (Высвечивается картина «Березовая роща» 1885-1889г.) Левитан начал писать «Березовую рощу» в подмосковной деревушке в 1885 году. И никак не мог найти подходящую натуру. Однажды утром забрел Исаак далеко, на другой конец городка в Пустынку и остановился зачарованный. Перед ним была березовая роща, насквозь пронизанная солнечным светом. Его роща, та самая, этюд которой он сделал еще в Бабкине и каждое лето возил с собой. Это была неожиданная и радостная находка. Картину «Березовая роща» он написал быстро, как бы одним дыханием. Стихотворение читает Угарова Катя. Заглянуло солнышко И в мое окошко, Постучалась веточкой Тонкая березка. Золотое солнышко В озере умылось. Белая березка Вся росой покрылась, На зеленых листиках Капельки сверкают Ах, какой красивою Родина бывает! У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Первые мартовские проталины не могут похвастаться сочными, яркими красками. Зато как стремительно своими невидимыми смычками начинает весна удивительную мелодию цветения! Каждый день доносит до нас новые светлые звуки. И повинуясь дирижерской палочке весны музыка природы становится радостной, солнечной, разноцветной! (Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года») Левитан недолго прожил свою жизнь, но оставил после себя богатое наследие. В его картинах запечатлена природа - самое характерное, дорогое, понятное для всех. И в то же время это пейзажи настроения, в которых остро выражены личные чувства. Его живопись прозрачных чистых цветов мелодична. Она сродни народной песни. В ней звучит и печаль, и нежность. В ней как бы воплотилось то народное, глубинное, что составляет саму основу общей души.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены