РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Е.Роджерс также отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Поэтому, перед каждым педагогом встают очень серьёзные задачи на современном этапе. В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные. Именно эти технологии предлагаются в качестве ведущих и основных, способствующих развитию познавательного интереса учащихся, так как позволяют дополнить существующие учебники новым, живым, интересным для учащихся материалом. Современной российской школе необходимы яркие новаторские идеи и педагоги, которые должны соответствовать избранному Россией инновационному пути развития, что нашло отражение в рамках проекта инициируемого

Президентом России Д.А. Медведевым «Наша новая школа». «Интернет пришел в школы России, а вот школа и не все педагоги «не пришли» к Интернету», не все учителя готовы использовать в работе новые программно-технические комплексы, ЦОРы, УМК, не все готовы к использованию Интернет-технологий в учебном процессе. А ведь именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном времени и жизни.

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. На уроках английского языка с помощью ресурсов сети Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети и адаптируя их к конкретному материалу урока; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас. Именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса учащихся. Для создания организационно-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании можно провести диагностические измерения, предложить учащимся в начале каждого учебного года ответить на традиционный вопрос «Интересны тебе уроки с применением ПК?»

 Результаты опроса всегда будут положительными, так как они включают следующие моменты:
- содержание уроков становится интересным, наглядным, понятным;
- имеется возможность заниматься в любое удобное время вне зависимости от
дней недели, времени суток; возможность использования тренажеров для отработки того или иного учебного навыка;
- можно проводить независимое оценивание – тестовые задания оценивает
компьютер, а не конкретный учитель;
- провести быстрое оценивание тестов;
- дать возможность исправить оценку;
- активно использовать индивидуальный темп работы - возможность выбора ритма
и темпа занятий;
- обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду;
- повысить мотивацию, познавательную активность ученика и общекультурное развитие учащихся за счёт разнообразия форм и методов работы. Поэтому, учителю необходимо систематически использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках и внеурочное время.

Великий мыслитель Али Апшерони, живший много лет тому назад, когда-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не научатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Чем больше учитель работает над собой, тем выше результат у детей. «Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический» (М.М.Поташник). Каковы же реальные практические достоинства использования ИКТ в работе учителя английского языка? Я попробую перечислить, возможно, уже известные вам истины, но они важны.
Компьютер намного расширяет наборы применяемых учебных задач. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке позволяет изменить отношение учащихся к предмету, заинтересовать их, постепенно «приохотить» к его изучению. Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

Многие из моих детей и я сама имеют друзей по переписке по электронной почте во многих странах мира. Ученица 10 класса переписывается с ровесницей из Австралии и Америки, с энтузиазмом рассказывая о своей переписке, сообщает, что ей уже не страшно писать письма на английском языке. В течение четырех лет мои ученики поддерживали связи с классом из Америки, из штата Мэйн, ребята писали электронные письма, участвовали в чатах, рассказывали о себе и школе. А материалы писем и блога американской школы мы использовали как дополнительный материал на уроках. На основе такого материала был спланирован и проведён открытый урок «Не хотите ли поехать на Рождество в Америку?», который успешно прошёл и получил высокую оценку. Интерактивное общение – это бесценная практика языка, которое помогает формировать навыки общения и толерантного отношения к людям, развитию межкультурной компетенции. Именно это сотрудничество натолкнуло и помогло ребятам познакомиться впервые с международными проектами и поучаствовать в них вместе с нашими друзьями из американской школы. Пусть такая работа началась с малого - с поддержки акции в поддержку животных, но она не прошла бесследно для учеников, например, как эта, которая представлена на моем блоге «Учение с увлечением».
Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями, которых много на образовательных сайтах и которые можно создать самим для работы. Достоинствами электронных пособий, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Такая работа всегда интересна учащимся, когда можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности носителей языка или совершить виртуальное путешествие в его страну, а можно просто проверить свои знания, даёт возможность регулировать предъявление учебных заданий по степени трудности. Например, электронное пособие «Профессор Хиггинс». Мультимедийная обучающая программа по английскому языку профессора Хиггинса, включает интерактивные упражнения и состоит из теоретического раздела (правила, схемы, поясняющие примеры) и практического (упражнения). Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Мои учащиеся работают по этой программе постоянно. При работе с электронной программой каждый ученик изучает вопрос, обдумывает ответ, затрачивая необходимое ему время. При этом снимается проблема субъективности в оценке. Этот электронный учебник оказывает большую помощь и при проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися и на слух, и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, имитировать). Другой пример – это грамматический практикум "Grammar Class”. Данное пособие предназначено учителям (при введении грамматического материала) и учащимся (при совершенствовании грамматических навыков). Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. Главная цель, которую мы также ставим перед собой, применяя информационные технологии в обучении иностранным языкам - это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку школьников. Например, работа с материалами сайта http://english4kids.russianblogger.ru/ или http://www.esl-lab.com помогает совершенствовать навыки аудирования и речевые навыки, включать тренировку в подготовке к тестам по такому виду речевой деятельности, как аудирование. Этот сайт систематически можно использовать на уроках, так как на нём содержится богатый аутентичный материал носителей языка. Материалы этого сайта можно выбирать в соответствии с темой, уровнем сложности и такую работу можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время – самостоятельно.
Компьютер стал важным элементом предметной среды. Современное обучение – процесс, который происходит в неопределенной, постоянно меняющейся среде. Учение поддерживается извне и предполагает активное использование информационных источников. В моей методической копилке содержится богатый материал презентаций, обучающих программ, электронных тестов, который я использую на уроке, рекомендую учащимся для индивидуальной работы и своим коллегам дидактический материал с использованием материалов Интернет-ресурсов, обучающих программ, презентаций. Использование компьютерных технологий меняет и роль педагога, основной задачей которого становится - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:
  • увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;
  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;
  • увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера;
  • создание комфортных условий для проведения процесса обучения;
  • повышение информационной культуры сельских учащихся;
  • расширение языковой и социокультурной компетенции;
  • изменение в положительную сторону мотивов изучения английского языка.
Известно, что почти каждый учитель использует на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Например, в моей педагогической практике имеются разные презентации, но в последнее время я отдаю предпочтение интерактивным презентациям. В арсенале моих дидактических материалов есть и другие интерактивные презентации, которые я использую в своей работе, например, "Schools Around the World”, в которых я применяю разные приемы для проверки лексики, грамматики, письма. Эти презентации содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов. Ещё одна возможность сделать урок необычно-познавательным – это использовать, например, в предъявлении материала виртуальные экскурсии. В своей практике такой вид работы я использую при введении темы "Reading. Why not?”, 9 класс, УМК В.П.Кузовлев. При введении темы "Scouts in the World”, УМК В.П.Кузовлева, 10 класс, Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она может органично вписаться в любой урок по данной теме, она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Наглядность, подготовленная на электронных носителях (таблицы, схемы, видео-ролики), помогает сделать урок более насыщенным и интересным. Презентации – это иллюстративный ряд к уроку, поэтому, они повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и быстрее запоминает, когда видит на экране. Еще одна из форм работы на уроке – это работа с веб квестами, электронными образовательными ресурсами, которые объединяют в себе множество учебных и воспитательных задач. Ученик может работать самостоятельно и в группе, участвовать в форуме, узнать много нового и встать на ступеньку выше в познании мира, задания моего веб квеста дополняют тему учебника "Travelling Guide to the English-Speaking Country”. Эпиграфом к квесту я взяла слова - "The world is a book and those who do not travel read only a page" (St. Augustine). Кроме того, такая работа позволяет осуществлять субъект-субъектный подход к процессу обучения, который начинается с постановки цели познавательной деятельности, присвоения этой цели учащимся в качестве субъективной цели в соответствии с Концепцией развивающего обучения И.С. Якиманской:
• учащийся не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта;
• ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития;
• «вектор развития» строится от учащегося к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию;
• субъект обучения ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Хочется остановиться также на использовании интерактивной доски, которая в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках английского языка.
Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты – это необходимый компонент любого современного урока. Эту возможность можно использовать как при введении, так и закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

Как и в любой работе - работа с компьютером имеет свои «риски», поэтому, необходимо взять за правило девизом в работе слова «Не навреди!» Нельзя использовать компьютер на уроке постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно, лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Просто необходимо знать нормы СанПина и проводить зарядку для глаз на уроках, а также научить учащихся делать её и дома.
Максимальная длительность работы во время учебных занятий в соответствии с СанПиН составляет:
в 5 кл. - 15 минут;
в 6 - 7 кл. - 20 минут;
в 8 - 9 кл. - 25 минут;
в 10 - 11 кл. - 30 минут (на первом уроке), 20 минут (на втором).
Факультативные и кружковые занятия с использованием ЭВМ должны проводиться через 1 час после окончания учебных занятий в школе не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2 - 5 кл. не более 60 минут, для учащихся 6 - 11 кл. - до 90 минут
А существующие риски для педагогов тоже решаемы. Просто необходимо начать работу.
Риски
Неприятие идеи педагогами
Недостаточная информированность
Пути преодоления
- проведение мероприятий по устранению отрицательной мотивации;
-убеждение, приведение убедительных аргументов в защиту технологии, проведение производственной учёбы,
- посещение уроков учителей, использующих в работе информационно-коммуникационные технологии
-создание копилки и представление материалов педагогам;
-организация работы через компьютерные программы;
-проведение консультаций для педагогов в удобное для них время;
-знакомство с нормами СанПина;
-включение зарядки для глаз во время работы;
-поощрение педагогов.

Следующим направлением работы любого учителя может стать участие в сетевых конкурсах совместно с учащимися. В 2011 году мы с ребятами 11 класса участвовали во Всероссийском сетевом конкурсе "My School Page” на сайте сообщества учителей английского языка www.tea4er.ru и стали лауреатами. В 2010 году участвовали с коллегами в сетевом проекте Центра творческих инициатив «СНЕЙЛ» http://nic-snail.ru и также стали лауреатами. Необходимо активизировать учащихся по привлечению к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах и дистанционных проектах. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве. С 2011 года началась работа с учащимися, которые планируют сдачу ЕГЭ по английскому языку, в сетевом сообществе http://www.openclass.ru.
Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы. "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Библиографические ссылки:
1. http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=28
2. http://kremlin.ru/news/6683
3. http://snail-festival.blogspot.com/2011_06_01_archive.html
4. http://www.care2.com/causes/animal-welfare
5. www.tea4er.ru
6. Иноязычное Образование В Современной Общеобразовательной Школе. http://www.rusarticles.com/inostrannye-yazyki-statya/inoyazychnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-obshheobrazovatelnoj-shkole-5383764.html
7. Интернет на уроках английского языка http://festival.1september.ru/articles/605880/
8. Использование интерактивной доски на уроках английского языка http://www.rusnauka.com/1_NIO_2012/Pedagogica/5_97115.doc.htm
9. Компетентностный подход к построению педагогического процесса http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=492867
10. Львова О.В. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков (Информационное письмо о II Международной научно-практической конференции)/ Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования" №1(2), 2006.
11. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
12. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации http://k-obr.spb.ru/page/203/
13. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_24.html
14. «Творческий потенциал воспитателя для реализации личности воспитанника» http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/tvorcheskii-potentsial-vospitatelya-dlya-realizatsii-lichnosti-v
15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены