Каждый учитель желает , чтобы его учащиеся хорошо учились ,с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Актуальность ее рассмотрения обусловлена:
Переход на новые стандарты обучения.
Обучение школьников приемам самостоятельного обучения.
Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.
Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говоря о том , что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам , ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось , что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта , а по силе мотивации учебной деятельности.
Таким образом каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.
Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.
Подростковый возраст.
Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
Мотив избегания неудачи .
Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
Познавательный интерес.
Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа.
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности , связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:
Познавательные мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Стремление получать знания на основе долга , ответственности, полезности .
Заслужить авторитет.
Стремление взаимодействовать с другими людьми , анализировать способы и формы сотрудничества.
Источники мотивации применяемые мной на уроках физики.
1. Интерес к информации: А знаете ли вы …
Пример тем
7 класс.
Глубину погружения человека.(Тема урока: давление жидкости и газа)
Подшипники можно делать из дерева и даже из материи.
Тема урока:( Сила трения)
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.( Тема урока: Воздухоплавание)
Что является самым мощным механической энергии
(Тема урока: Механическая мощность)
8 класс.
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус. ( Тема урока :Внутренняя энергия)
Кипятим охлаждая ( Тема урока: Кипение)
9 класс
Приливы в море
Сколько было Ньютону когда он открыл закон всемирного тяготения (Тема урока: Всемирное тяготение)
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.(Тема урока: Радиоактивность)
2. Интерес к способу действия
Понять как это делается и сделать это лучше .
Я использую конструктор лего в преподавании физики.
Домашние эксперименты
Приведу примеры
ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО
Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь).
Посмотрите в него .
Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз.
Почему?
Постройте изображение.
МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ
Из капли воды можно сделать маленький микроскоп.
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку
и на нее аккуратно посадить каплю воды.
Микроскоп готов!
Поднесите эту капельку к книге – буквы увеличились.
Чем меньше капля, тем больше увеличение.
В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так,
только капелька была стеклянная.
СМОТРИ, НЕ УРОНИ !
Положи на указательный палец левой руки квадратик плотной бумаги или открытку.
А сверху положи монету. Если ты резко щёлкнешь по краю квадратика, он вылетит прочь,
а монетка останется у тебя на пальце. Цифровая лаборатория «Архимед» .
Позволяет продемонстрировать учащимся современные способы измерения физических величин , а также современного школьника привлекают информационные технологии .
3. Интерес к людям , организующим процесс и участвующие в нем.
Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок КВН заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки в 7-8 классах.
За 10 дней я сообщаю тему, дату, список литературы. Формируем команды и группу учащихся которые готовят вопросы , участвует весь класс.
Пример тем
Ученые физики
Детские игрушки и физика
Как он работает
Тайна магнита
4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.
В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Примеры тем.
Планеты солнечной системы
Радиация
Влажность .
Учащимся которые плохо владеют компьютером делают раскладушку.
Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды , а физический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме.
5. Осознание значимости происходящего на уроке.
Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время .
Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.
6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.
Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.
Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл)и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.
Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:
1. Мозговой штурм
Время-5минут.
Выходят 6 учеников , дается тема ,это может быть текущая
или повторение , каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы , формулы и т. д .и делает шаг вперед , кто дальше прошел , тот и победил .
Это игру можно использовать как в начале урока , так и при закреплении пройденного материала , а также как один из видов смены деятельности.
2. Снежки
Берем мягкий мяч
Я начинаю игру , бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него , кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.