РАЗРАБОТКИ
|
Открытый урок по чтению "Чему учат сказки" 2 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ:
«ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ» 2 КЛАСС. Тема урока: « Чему учат сказки». Тип урока: урок – путешествие. Вид урока: интегрированный. Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся, основанных над природосообразной технологией формирования типа правильной читательской деятельности. 2. Учить овладевать элементами самостоятельного диалога с автором: видеть в тексте прямые и скрытые вопросы; включать творческое воображение; 3. Воспитывать интерес к чтению, чувство дружбы и взаимопомощи. Оборудование: выставка книг, выставка рисунков, демонстрационный материал, CDзаписи, музыкальные инструменты, проектор, портреты писателей, иллюстрации сказок. ХОД УРОКА 1. Организационный момент на фоне музыки. - О чем мы говорили на прошлых уроках? - Какие бывают сказки? 2. Проверка домашнего задания. Выставка детских работ на тему: «Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами». 3. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы. - ЧЕМУ ЖЕ УЧАТ НАС СКАЗКИ? Учитель: Сказки с детства нам в жизни нужны. С интересом мы сказки читаем. Сказки чудом и знаньем полны Их волшебной страной называем. И поверьте, лишь в этой стране Мы сильнее становимся втрое, В этой доброй, волшебной стране Можно стать самым главным героем. Учитель: Сообщение темы и цели урока. 4. Подготовка к восприятию. Ученик 1. Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах Бродят на зорьке в туманах. Ученик 2. То принц Белоснежку полюбит, А жадность Кащея погубит. Там мудрость всегда победит, А волшебство удивит. Ученик 3. Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся В окна, как в речки глядятся. Ученик 4. Вот Золушку выручит Фея, Не станет Горыныча-Змея. Там время назад повернётся, А лень никогда не вернётся. Ученик 5. Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы Вмиг Сивка-Бурка приснится. Ученик 6. Вдруг месяц засветится ясный В глазах Василисы Прекрасной. Пусть зло в сказках очень хитро, Но всё же мы верим в добро. Ученик 7. Пришло время в сказки вернуться Как сладостен миг, нет печали. А вот наши Маша и Витя Мы в жизни реальной в начале. 5. Совместное «открытие» знаний (работа в группах). I. группа: Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени». Маша: Витя, стоило нашим родителям уехать, как ты опять за своё! Целый день сидишь за компьютером, да в игры играешь! Уроки до сих пор не сделал, посуду после обеда не вымыл, а в комнате какой беспорядок, ужас! Витя: - А ты мне не указывай! Маша: Вот и грубишь на каждом шагу! Учат тебя, учат, а ты бескультурным и ленивым растешь. Помнишь, нам еще бабушка совсем маленьким говорила про сказки, что даже в них все дается по заслугам, по делам, по поступкам. Как аукнется, так и откликнется. Витя: Ты это чего сказки вспомнила, нам уже 8 лет, а ты мне все про сказки.. Детский сад! Маша: Зря ты так, на сказках можно учиться не только малым детям! Вот посмотри и послушай! Маша: В сказках спрятана мудрость, доброта, справедливость. А этому учиться никогда не поздно! Витя: А ты докажи! Маша: -Ну что ж! Безделье любишь?- Да, Время тянешь?- Конечно! В школу опаздываешь? -Каждый день. Смотри, упустишь время! Как ребята из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца? Они тоже не очень то спешили всё сделать вовремя , и время от них убежало. Витя: - Помню, читал. Да со мной такого не случится. Пугаешь меня только. Маша: А давай попробуем в сказку попасть. Сегодня как раз такой день особый. Увидишь ты, как , оказывается, трудно вернуть время в сказке, а в жизни это сделать совсем не возможно. МУЗЫКА «Где водятся волшебники» (дети попадают в сказку.) Стоит мальчик - старичок Петя Зубов. Рассуждает П.З.- Меня превратили в старика злые волшебники. Как же я раньше этого не замечал? Да, человек, который теряет время, видимо не замечает, как стареет! Сегодня, до захода солнца, нужно успеть прийти в избушку, повернуть часовую стрелку на три круга назад, и сказать заклинание: «Чибрики, мигрики. шаранды, баранды. Что от вас ушло, то к нам пришло». Но прежде, чем это сделать, мне надо обязательно найти ещё 1 мальчика и 2 девочек. Они так же как и я теряли время и тоже стали старенькими. -Ой, кажется вон одна из девочек! (девочка - бабушка прыгает на скакалке) П.З. - Бабушка, как тебя зовут? Маруся: - Маруся Морозова. П.З. -Сколько тебе лет? М-: 10! П.З. - Ты время теряла? М. - Теряла! П.З. - Вот и дотерялась! Посмотри! (Даёт зеркало.) М. Ой, а что же теперь делать? П.З. Бежим скорей искать других превращенных ребят! М. - Смотри, Петя, вон тётенька играет в классики! П.З. -Тётенька, здравствуйте, как Вас зовут? Няня? - Надя! М. - А сколько Вам лет? Н.-10! П.З. - Мы вас спасём! Н. - От чего? М.- От старости! П.З. - Ты - превращенная, как и мы! Н. - Как? (Падает назад, её поддерживает Петя.) - Что же нам делать? П.З. - Нам надо найти ещё одного мальчика, превращенного в старичка. Надя: - Ой, ребята, смотрите, смотрите, он на подножке трамвая едет. (Выглядывает мальчик, свистит.) С бородой, а ведёт себя как мальчишка! Вот и остановка, а ну слезай. П.З. - Ты что не знаешь, тот, кто попусту теряет время , не замечает, как стареет сам. И ты, и мы из ребят в стариков превратились. Вася- Ой, и борода у меня выросла! Что же мне теперь не стать снова мальчиком? П.З.- Мы можем все исправить, вперед в избушку волшебников, заклинание снимать. И теперь будем ценить время каждую минуту. УБЕГАЮТ. Систематизация знаний по содержанию. 1 открытие. Витя: Маша, посмотри, у меня борода не выросла? А то я тоже время не берегу. Вот так сказка! Я , кажется, понял ,почему говорят : «Делу - время, потехе - час». Нельзя время тратить попусту. В жизни надо многому научиться, многое успеть. Никогда не думал, что сказка может этому научить! Маша: - Совершенно верно! Сказки нас учат доброте, честности, отзывчивости, смелости. Ведь не зря говорят: « Сказка - ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!» Еще в русских сказках об этом говорилось. Эх, русский дух, русская земля! Родные просторы и широкая русская душа! Русская народная песня «Родина моя». Русский народный танец. Маша- Чувствуешь, Вить, особое настроение. О русской земле говорим, о творчестве русского народа. Витя - Конечно, даже настроение другое! Ведь о русских сказках говорим! Многие помню! Маша: - А мы как раз в одной из них! Узнаешь: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Помнишь, нам ее еще в раннем детстве читали? Витя: - Так это давно было! Чему же эта детская сказка может научить? Маша:- А это как раз про тебя. Ты у нас часто упрямым и непослушным бываешь и не задумываешься к чему это может привести! Может герои этой сказки тебя чему-нибудь научат? II. группа: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». МУЗЫКА. ВЫХОД ГЕРОЕВ СКАЗКИ. Аленушка! - Иванушка, Иванушка, где же ты? Иванушка: - А вот и я! Аленушка: - Где же ты был? Лес большой, заблудишься, испугаешься! Иванушка: - А я в дупло заглядывал Аленушка: - Я же тебя потеряла совсем. Сколько раз тебе говорить можно: слушайся старших! Никого еще непослушание до добра не доводило! Пойдем скорее, но больше не отставай, всякое в лесу случиться может! Иванушка: - Сестрица Аленушка, я пить хочу! Аленушка: - Подожди, братец, дойдем до колодца. Иванушка: - Не могу я терпеть. Ну, пожалуйста, Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца? Аленушка: - Не пей, братец, теленочком станешь! Слушайся старшую сестру. Иванушка: - Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца? Аленушка: - Не пей братец, жеребеночком станешь! Иванушка: - Сестрица Аленушка, мочи нет. напьюсь я из копытца? Аленушка: - Не пей, братец, козленочком станешь? Слушайся старшую сестрицу, потерпи, не будь упрямым! Пойдем дальше. (Забежал за что-то, одел шапку козленка) Аленушка: Иванушка, Иванушка где ты? (выходит) Иванушка: Здесь я, сестрица! Аленушка: Ах Иванушка, не послушал ты сестрицы своей старшей, выпил водицу из козьего копытца, беду накликал! Иванушка (плача): - Что же теперь делать, Аленушка, как мне из козленочка обратно в Иванушку превратиться? Аленушка: Некому нам помочь, одни мы на этом свете! Пойдем в дом (уходят). Систематизация знаний по содержанию. 2 открытие. Витя: - Маша, я понял, что упрямство и непослушание не доводят до добра. Вот послушался бы Иванушка свою сестрицу, и ничего бы не произошло! Маша: - Казалось бы такая простая сказка, а заставляет задуматься над своим поведением. Сколько раз тебе бабушка говорит: «Слушайся старших, плохого не насоветуют!» Витя: - Да, с плохим поведением беды не избежать! Физкультминутка: танец класса «Веселые лягушата» III. группа: Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович» [Маша: - Витя, а ты я вижу не зря в сказки попадаешь. Смотрю, учишься, исправляешься. Хочу пригласить тебя еще в одну русскую сказку. Вспомни откуда эти строчки. «Пошли они в дом. Дом был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные. А по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как бриллианты. На постели вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать нечего. Принялась девочка взбивать снег, чтобы старику было мягче спать...». Витя: - Ну конечно, «Мороз Иванович» Владимира Фёдоровича Одоевского. Только вот скажи мне, чему могу научиться в этой сказке у какого-то Деда мороза? Маша: А кто у нас по утрам кровать за собой не заправляет - всё ждёшь, когда за тебя другие сделают. В доме не прибираешь. Всё бы тебе телевизор смотреть да гулять! А эта сказка как раз учит трудолюбию и ответственности за начатое дело. - Смотри. Витя, вот и Мороз Иванович! МУЗЫКА. ВЫХОД Дети: Здравствуйте, Мороз Иванович! М.Ив. - Вижу, вы меня знаете. Значит, сказку мою читали. Раз вы ко мне пришли, думаю, вы - ребята хорошие: умеете трудиться, дела добрые делать. А то знавал я тут двух девочек. Одна - умница, уж очень трудолюбивая. Всегда рано вставала, сразу за дело принималась - петуха накормит, избу подметёт, хлеб замесит. А то рукодельничать начнет, заглядишься! И звали её - Рукодельница. Обронила она ведёрко раз в мой колодец. Так я с ней и познакомился. Служила Рукодельница у меня всего 3 дня. А так я её полюбил за трудолюбие и доброту её! А вон и она, посмотрите, диковинками моими любуется! (Подходит к Рукодельнице). Рук-ца: - Вот так диво - зелёная травка под снежной периной! Ты говоришь, старик добрый. А зачем ты зелёную травку на свет божий не выпускаешь? М.Ив. - Ещё не время! Вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, глядишь, выглянет и зерно. Крестьянин зерно соберёт, да на мельницу отвезёт. Мельник зерно смелет и будет мука, а из муки ты - Рукодельница, хлеб испечёшь. Рукодельница: - А зачем ты. дедушка, зимой по улицам ходишь да в окна стучишься? М. Ив. - А затем я в окна стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что. Вот я за тем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Рукодельница: - Ты и, правда, очень добрый, дедушка. Хорошо мне у тебя, да истосковалась душа по родному дому. М.Ив: - Хорошо ты меня старика утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Люди за мастерство свое, усердие, за помощь и награду получают. Так вот тебе твоё ведёрко. А в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков. А вот тебе на память бриллиантик, - косыночку закалывать. Рук: - Спасибо тебе, дедушка! Прощайте! (Машет рукой и уходит.) Витя: Да, дедушка, даром без труда ничего не достаётся. Вот чему твоя сказка учит! М.Ив. - А вон и другая девочка - Ленивица. Сама ко мне пришла. Ведёрко специально в колодец уронила, думала богатство получить. Оставил я и её у себя на службе. Ленивица: (встаёт с лавки, потягиваясь). - Ох, что-то я совсем не выспалась. - И няньки тут нет, чтобы одеть меня. (Накидывает платок). - Дед говорил в комнате прибрать. (Берёт веник). - Буду я ещё руки пачкать! (Бросает). - Обед готовить не хочу, пусть старик сам готовит. - А вот покушать я люблю! (Берёт яблоко, жуёт). М.Ив. А вот и Ленивица проснулась! (детям). Доброе утро! (Ленивице). Ленивица: Я уже у тебя 3 дня живу! Пора меня наградить за работу и отпустить! М.Ив. - Да какая же была твоя работа? Уж коли, правда, так это ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил. Ленивица: - Да, как же! Я ведь у тебя целых 3 дня жила! М.Ив. - Знаешь, голубушка, что я тебе скажу: жить и служить - разница. Да и работа работе - рознь; заметь это, пригодится. Но впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу. Какова твоя работа, такова будет и награда! (Ленивица радуется слитку. Слиток тает). Ленивица: Вот и подарок весь растаял! Ничего у меня не осталось. (Плачет, убегает.) Витя: Не зря я, дедушка в твою сказку попал! Понял я, что лень - плохое качество, и от него надо избавляться. Трудолюбивому человеку никакая работа не страшна. Труд ему счастье и радость приносит. А ленивый человек - несчастный. Трудно такому в жизни. Маша: Спасибо тебе, Мороз Иванович, за сказку. М.Ив: - Ну что ж, прощайте! Дети: До свидания! Систематизация знаний по содержанию. 3 открытие. Витя: - Вот так сказка! Если прочитаешь не задумываясь над каждой строчкой, то упустишь самое важное! Маша: - И так не только в этой сказке! Возьми любую и увидишь, что сказка – это кладезь знаний. Вот послушай! МУЗЫКА. Песня «Аленький цветочек» IV. группа: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек» Витя: Отличная песня про сказки! Маша, я очень рад, что мы смогли побывать в разных сказках. Это так интересно, а главное - поучительно. Каждая сказка чему - то учит. Одни сказки учат быть добрыми, другие - трудолюбивыми, третьи- бережливыми, четвертые -смелыми. Можно бесконечно продолжать. Маша: Верно, Витя! А ты заметил, что в сказках мы часто встречаемся со злом, обманом, и видим, как добро и правда побеждают? Витя, а ты завидовал когда-нибудь людям? Витя: Ну, если только немножечко. А что, и о зависти сказка есть?! Маша: Да, и не только о зависти. Она - о доброте, о настоящей дружбе, о любви, об умении выполнять свои обещания. Витя: И какая же это сказка? Маша: Это сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Витя: Помню, помню как завидовали старшие сестры младшей, когда рассказала она про богатства несметные Чудища лесного. Маша: И, узнав, что если сестра не вернётся через 3 дня, то Чудище погибнет, решили сестры погубить его. Выход героев сказки. Сестра 1: Слыхала, какие богатства у этого Чудища? Сестра 2: Да уж, повезло нашей сестрице! Сестра 1: И чего она так хвалит зверя? Сестра 3: Добрый говорит очень, ласковый, совсем не жадный. Сестра 1: Вот одарит он ее жемчугами да золотом, шелками да мехами, а мы будем бедные и несчастные. Сестра 2: А вот если не вернется сестра через три дня, то погибнет друг ее сердечный, умрет чудовище от тоски и печали. Сестра 1: Подумаешь, не вернётся сестрица через 3 дня! Сестра 2: (К младшей) Слышишь, не спеши! ... Ну и что! Пообещала вернуться, эка невидаль! Сестра 1: Ты перстенёк-то, что чудовище подарило, в колодец кинь! Сестра2: Да, будто потеряла! Сестра1: Ну околеет зверь, туда ему и дорога! Младшая сестра: Если я моему другу ласковому и доброму за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить! А стоит тогда меня отдать диким зверям на растерзание. А подарок его - колечко, хранить я буду. А не в колодцы бросать. Батюшка: Умница, дочка! Добрая ты у меня и честная! Не отказываешься ты от слова своего. (Всем) «да ложитесь спать, утро вечера мудренее.» (Младшая сестра уходит, старшие остаются). Сестра1: Не отпустим сестрицу к Чудищу! Что ж ей все, а нам только частичка малая от богатств ее несметных?! Сестра2: Давай, время остановим. Часы переведём! И тогда не успеет сестрица к зверю лесному! Сестра1: Давай, скорее! Сестра2: Тише, не разбуди! (Переводят стрелки часов, убегают). Младшая сестра: Что ж вы наделали? Поверил мне господин мой добрый. Обещанье я дала воротиться через три дня и три ночи. А коли не вернусь, то не будет его на белом свете, умрет он тою же минутою. Сказал, что любит меня больше, чем самого себя. И жить без меня не может. А вы что же? Зачем обманом живете? Где же честность ваша, уважение? Всех людей учат: Обещанья свои сдерживать! Погибнет друг мой ласковый. Я ж в этом виновата буду! Прощайте, ухожу я к нему. Систематизация знаний по содержанию. 4 открытие. Витя: Маша, я больше никогда не буду завидовать и говорить неправду! Хорошо, что младшая сестра успела к Чудищу возвратиться, несмотря на козни старших сестёр. А то так и умер бы он, а младшая сестра не нашла бы счастье своё. Маша: Вить, а я смотрю, сказки тебе на пользу пошли. Ты совсем другим стал. Как будто повзрослел. Витя: Да, сказки нас многому учат. Может мы и старше стали, но перечитываем вновь любимые, детские, мудрые страницы. Мы находим там ответы на вопросы, ищем советы, учимся добру и справедливости, уважению к людям, понимаем, как лучше поступить и жить, чтобы ты назывался человеком с большой буквы. 6. Рефлексия Учитель: Сказки живут на земле, их читают не только дети, они созданы, чтобы их перечитывали, помнили и учились у героев, добрые дела которых остаются навсегда в памяти и говорят нам, как правильно поступать. Сказки учат уму и добру В сказках много героев чудесных. Добрых дел, мудрых и интересных. И поверьте, что именно там Мы становимся лучше и старше. Мы плывем по волшебным волнам По страницам любимых книг наших. МУЗЫКА «Приходи сказка» - в исполнении детей. 7. Домашнее задание: рекомендации по внеклассному чтению с использованием выставки книг. 8. Итог урока. 9. Самооценка.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены