РАЗРАБОТКИ
|
Рекомендации для педагогов по проектированию учебных и внеклассных мероприятий с использованием межпредметных связейОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок г.Смоленска» Вопрос о межпредметных связях возник давно, с введением в школе раздельного преподавания учебных предметов. Впервые его выявил Я. А. Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в этой же связи». Великий педагог справедливо считал, что установление связи между учебными предметами важно для формирования системы знаний. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Проблему межпредметных связей следует выводить из дидактического принципа систематичности, который отражает более философское понятие о связи явлений и согласуется с физиологическим и психологическим понятиями о системности в работе мозга. Применение принципа систематичности нельзя ограничивать рамками одного предмета. Он предполагает установление межпредметных связей, преемственность и перспективность развития знаний. Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях человека. Осуществление межпредметных связей содействует: а) формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество; Для этого возникает необходимость выделить признаки, по которым можно определять межпредметные связи:
Роль учителя в организации межпредметных связей Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности. Группой ученых проводилось исследование, и при анализе программ, учебно-методической литературы и практики работы учителей, выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем:
Для более успешного применения межпредметных связей особые требования применяются и к преподавателю. Для реализации межпредметных связей учитель должен:
Педагог должен обладать:
Принципиально методику обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней. На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя - приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах. Вторая ступень - обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний. Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей. Основные методические принципы межпредметного урока:
Межпредметные знания, умения, навыки, полученные в процессе взаимодействия различных учебных дисциплин, так или иначе, должны найти свое применение во внеурочной деятельности. В процессе «добывания» этих знаний, формирования умений и развития навыков происходит воспитательный процесс. Его направленность на эстетическое, нравственное или другой вид воспитания зависит от взаимосвязи элементов учебных дисциплин. Таким образом, межпредметные связи во внеурочной деятельности являются средством, которое усиливает процесс воспитания путем создания дополнительных возможностей для практического применения межпредметных знаний, умений и навыков, полученных в учебной деятельности, для их дальнейшего развития и совершенствования на более высоком качественном уровне. Межпредметные связи также могут значительно повысить эффективность обучения и воспитания, если они включаются в различные формы и содержание внеклассной работы. В межпредметных связях заложены огромные воспитательные возможности. Они сводятся к тому, что создаются более глубокие предпосылки для формирования мировоззрения учащихся, для развития нравственных качеств, эстетических чувств и т. д. Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей в учебной и внеучебной деятельности с целью эстетического воспитания. Главное — это желание и умение творчески организовывать учебно-воспитательный процесс. Он должен сочетаться с разнообразной внеучебной деятельностью младших школьников и обязательно с высоким уровнем ее организации. Для этого необходимо: во-первых, систематическое воздействие на сознание ребенка разнообразными средствами обучения и воспитания с целью формирования у него эстетических представлений, понятий и чувств; во-вторых, такое воздействие должно сочетаться с разнообразной эстетической деятельностью и приданием эстетического характера всем видам деятельности; в-третьих, обеспечение целесообразных связей учебной и внеучебной деятельности в эстетическом воспитании школьников и межпредметных связей в каждой из сфер этой деятельности. Мы определили несколько способов, которые могут обеспечить межпредметные связи в младших школьников во внеучебной деятельности.
Возможны несколько видов межпредметных связей:
Используя данные рекомендации, мы надеемся, что учителя смогут осуществлять эстетическое воспитание младших школьников с использованием межпредметных связей во внеучебной деятельности так же, как и в учебной.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены