РАЗРАБОТКИ
|
Урок чтения в 3 классе по системе Л. В. Занкова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новолядинская средняя общеобразовательная школа Тамбовского района Тамбовской области 392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22 тел. 8(4752) 65-31-53 E-mail:rcschool@yandex.ru Разработка урока литературного чтения по теме «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств» 3 класс (Система Л.В.Занкова) Автор разработки: Курочкина Л.И., учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2010 Тема: «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств» Сергей Козлов «Лисичка» Михаил Лермонтов «На севере диком…» Михаил Лермонтов «Парус» Цели: 1. Расширить представление о мире чувств. 2. Воспитывать умение видеть красоту вокруг. 3. Воспитывать лучшие черты характера: сочувствие, умение дружить. 4. Работать над формированием правильного беглого, выразительного чтения. I. Организационный момент - Улыбнитесь! Порадуйтесь встрече! Пусть нам сегодня сопутствует удача и успех. Пусть каждый день И каждый час Вам новое добудет. Пусть будет добрым ум у вас, А сердце умным будет! С.Я. Маршак II. Проверка домашнего задания - Что читали дома?(Рассказ И.Тургенева «Воробей») - О чем рассказ Ивана Тургенева? (о самопожертвовании, любви) - Прочитайте эпизод, который производит самое сильное впечатление? - Как ты понимаешь слово «благоговение»? (Благоговение – чувство глубокого восхищения) - Перед чем благоговел автор? -Что такое любовь? Любовь- это такое чувство, которое прячется в сердце и распускается, как прекрасный цветок, когда чувствуешь привязанность, красоту, когда тебя тянет к чему-либо, к кому-либо, когда тебе очень-очень хочется заниматься каким-нибудь делом. - Оправданно ли помещение рассказа Ивана Тургенева в эту главу? - А как называется эта глава? III. Введение в тему урока Сегодня мы продолжим путешествовать по миру чувств такому хрупкому и такому прочному. - Как вы думаете, о чем может рассказывать текст с названием «Лисичка»? Сергей Козлов - известный детский писатель и поэт. С его произведениями мы уже встречались. - Что вы читали? IV. Работа с текстом 1. Чтение сказки «Лисичка» учителям - Почему эта сказка так странно называется «Лисичка»? Разве он о лисичке? - Можешь придумать более подходящее название? 2. Чтение учащимися по частям - Почему плакал Медвежонок? - Чего бы ему хотелось (хотя он и понимал, что это невозможно)? - Давайте проследим, что происходит с медвежонком • плакать хочется (растерянность, грусть, тоска) • заплакал • разрыдался • разревелся еще пуще • горько плакал и вздрагивал • отвлекся - Найди и зачитай описание пути Ежика и Медвежонка на гору - Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности? - Что за прием: после такой картины показать прекрасный золотой гриб? ( контраст) - О чем же Ежик пытается сказать Медвежонку, показывая ему лисичку? - Это обязательно должна быть лисичка? 3.Работа по иллюстрации - Рассмотрите иллюстрацию с.120 - Какой Медвежонок? • впечатлительный • мечтательный • грустный • печальный • добрый - Какой Ежик? • чуткий - Как назвать одним словом черту характера? • внимательный • душевный • доброжелательный сострадание • отзывчивый • энергичный 4. Работа по толковому словарю - Найдите значение слова СОСТРАДАНИЕ (Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чем-нибудь несчастием, горем.) - Как назвать душевное состояние Медвежонка? (одиночество) - Обратимся к толковому словарю, найдите значение слова ОДИНОЧЕСТВО (Одиночество - состояние одинокого человека. Одиночество – щемящее чувство радости, смешанное с тоской, это и печаль, и такое чувство, которое трудно объяснить). 5. Чтение текста по ролям. (При чтении передать душевное состояние героев) - Почему же сказка называется «Лисичка»? -Какой вывод можно сделать? (Нельзя поддаваться унынию, надо уметь видеть прекрасное вокруг, уметь радоваться, и одиночество отступит) V. Физкультминутка - Как живешь? - А плывешь? - Как бежишь? - Вдаль глядишь? - Ждешь обед? - Машешь вслед? - Утром спишь? - А шалишь? - И на уроке как сидишь? VI. Чтение хокку - Прочитайте трехстишие про себя? - Что это? - Какие чувства испытывает герой этого хокку? – Если судить по первой строчке? (Обрати внимание на каждое слово). - А как ты понимаешь две последние строчки: чем озабочен герой? - Чего бы ему очень хотелось? - Прочитайте хокку, передав чувства автора. VII. Картинная галерея Отправимся в галерею. Учитель: (стих. Татьяны Курбатовой – тамбовской поэтессы) Словами красок на своем холсте Художник говорил о красоте Движенья кисти, как смычок в руке. Он пел о радости, о вере и надежде, О том, что есть и том, что было прежде, О тех, кто с ними и тех, кто вдалеке. Отдав холсту души своей тепло, Творил художник тихо и светло. - Найдите в галерее картину Марка Шагала «Часы» Мы уже встречались с картинами этого художника; в 35 лет он покинул Россию. Он постоянно ощущал связь с Родиной, считал себя русским художником, хотя его относят к разряду французских мастеров. Марк Шагал говорил, что нет ни одного сантиметра в его картинах, в котором бы не было ностальгии по Родине. - О чем картина и почему так называется? На картине на переднем плане в центре большие часы, символизирующие неумолимый бег времени. Слева, в углу картины – у темного окна маленький человек. Использование контраста (часы огромные и маленький человек) Неяркие краски (грязно-желтый – преобладает) Темные краски (черный, синий) говорят о душевном состоянии художника. Сочетание цветов, композиция соответствует чувствам, мыслям автора, ярко, точно передают одиночество. VIII. Работа с текстом с. 122 1.Прочитать -Чем проникнуто одиночество? На доске: тоска печаль грусть одиночество мечта ожидание IX. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “На севере диком” (Портрет) - А теперь давайте прочитаем стих М.Ю.Лермонтова “На севере диком” (М.Лермонтов прожил неполных 27 лет, его творческая жизнь продолжалась 13 лет, за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе.) 1. Чтение про себя (Отметить непонятные слова.) 2. Обратитесь к подсказке Ученого кота. (Сыпучий – представляющий собой совокупность мелких частиц, не сцепленных между собой (словарь рус. яз.) 3. Чтение вслух. - Какие слова подбирает поэт, что бы подчеркнуть обособленность и сосны и пальмы, чувство одиночества? (север дикий, одиноко, голая вершина) - Что значит “горючий утес”? X. Работа по картине Ивана Ивановича Шишкина Картина русского живописца Ивана Ивановича Шишкина передает те же чувства поэта, но только другими средствами – средствами живописи. На картине Шишкина – в центре, на переднем плане, на вершине скалы, на фоне устрашающе темно-грозовых безбрежных далей вырисовывается могучая одинокая сосна-мечтательница, грезя о другом светлом и радостном мире. Композиция картины, темный мрачный колорит, контрастность черного, темно-зеленого и белого цветов соответствуют чувствам, мыслям автора. - Какое впечатление оставляют картины природы? - Что объединяет стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” и картина Ивана Ивановича Шишкина? - Это стихотворение о природе? (В стихотворении М.Ю.Лермонтова чувство одиночества, мотив мечтательной тоски, о друге который где-то далеко испытывает то же настроение.) - Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов? (олицетворение, одухотворение) - Какое настроение несет в себе стихотворение: мрачное, грустное, печальное, торжественное, тревожное, безысходное, мечтательное, светлое? А картина? - Можно ли охарактеризовать его одним словом. Вывод: Чувство одиночества – сложное чувство. XI. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Парус”. 1.Чтение про себя (подсказка Кота Ученого) 2.Чтение вслух. 3.Словарь (Мятежный Мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти.) -«Парус» был положен на музыку. Не приходилось слышать? -Какая по характеру должна быть музыка? XII. Слушанье романса Романс «Белеет парус одинокий» написан композитором Александром Егоровичем Варламовым на стихи М.Ю.Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения – стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Романс написан в энергичном ритме. - Какая музыка? - О каком в данном случае одиночестве говорит поэт? - Прочитайте те строчки, из которых видна приподнятость чувств и радость жизни. - Добавим к схеме «одиночество». - Одиночество проникнуто какими новыми чувствами? (Приподнятость чувств, радость жизни) Итак, что мы можем сказать об одиночестве? Что это? Одиночество – сложное чувство и его по-разному могут описать писатель, поэт, художник, композитор, используя различные средства: слово, краски, музыку. -Какому герою из рассмотренных произведений легче перенести одиночество? -Почему? (Рядом с ним был друг) -О приключениях Ежика и Медвежонка можно прочитать в книге «Я на солнышке лежу» С.Козлова. (Показ книги и иллюстраций) -А если бы вы были на месте Ежика, как бы вы поступили? XIII. Итог - Вернемся к названию темы. - Почему же мир чувств – хрупкий и прочный? Литература 1. 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 3класс – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2009 2. Блинова И.В. Литературное чтение 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой – Волгоград: Учитель, 2006 3. Курбатова Т. Разноцветные стихи.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены