РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок чтения в 3 классе по системе Л. В. Занкова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новолядинская средняя
общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области

392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22
тел. 8(4752) 65-31-53
E-mail:rcschool@yandex.ru

Разработка урока литературного чтения
по теме «Такой хрупкий и такой
прочный мир чувств»

3 класс
(Система Л.В.Занкова)

Автор разработки: Курочкина Л.И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

2010
Тема:
«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств»
Сергей Козлов «Лисичка»
Михаил Лермонтов «На севере диком…»
Михаил Лермонтов «Парус»

Цели:
1. Расширить представление о мире чувств.
2. Воспитывать умение видеть красоту вокруг.
3. Воспитывать лучшие черты характера: сочувствие, умение дружить.
4. Работать над формированием правильного беглого, выразительного чтения.

I. Организационный момент

- Улыбнитесь! Порадуйтесь встрече!
Пусть нам сегодня сопутствует удача и успех.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет!
С.Я. Маршак
II. Проверка домашнего задания
- Что читали дома?(Рассказ И.Тургенева «Воробей»)
- О чем рассказ Ивана Тургенева?
(о самопожертвовании, любви)
- Прочитайте эпизод, который производит самое сильное впечатление?
- Как ты понимаешь слово «благоговение»?
(Благоговение – чувство глубокого восхищения)
- Перед чем благоговел автор?
-Что такое любовь?
Любовь- это такое чувство, которое прячется в сердце и распускается, как прекрасный цветок, когда чувствуешь привязанность, красоту, когда тебя тянет к чему-либо, к кому-либо, когда тебе очень-очень хочется заниматься каким-нибудь делом.

- Оправданно ли помещение рассказа Ивана Тургенева в эту главу?
- А как называется эта глава?
III. Введение в тему урока
Сегодня мы продолжим путешествовать по миру чувств такому хрупкому и такому прочному.

- Как вы думаете, о чем может рассказывать текст с названием «Лисичка»?

Сергей Козлов - известный детский писатель и поэт. С его произведениями мы уже встречались.

- Что вы читали?
IV. Работа с текстом
1. Чтение сказки «Лисичка» учителям
- Почему эта сказка так странно называется «Лисичка»? Разве он о лисичке?
- Можешь придумать более подходящее название?
2. Чтение учащимися по частям
- Почему плакал Медвежонок?
- Чего бы ему хотелось (хотя он и понимал, что это невозможно)?
- Давайте проследим, что происходит с медвежонком
• плакать хочется (растерянность, грусть, тоска)
• заплакал
• разрыдался
• разревелся еще пуще
• горько плакал и вздрагивал
• отвлекся

- Найди и зачитай описание пути Ежика и Медвежонка на гору
- Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?
- Что за прием: после такой картины показать прекрасный золотой гриб?
( контраст)
- О чем же Ежик пытается сказать Медвежонку, показывая ему лисичку?
- Это обязательно должна быть лисичка?
3.Работа по иллюстрации
- Рассмотрите иллюстрацию с.120
- Какой Медвежонок?

• впечатлительный
• мечтательный
• грустный
• печальный
• добрый
- Какой Ежик?

• чуткий - Как назвать одним словом черту характера?
• внимательный
• душевный
• доброжелательный сострадание
• отзывчивый
• энергичный

4. Работа по толковому словарю
- Найдите значение слова СОСТРАДАНИЕ
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чем-нибудь несчастием, горем.)

- Как назвать душевное состояние Медвежонка?
(одиночество)
- Обратимся к толковому словарю, найдите значение слова ОДИНОЧЕСТВО
(Одиночество - состояние одинокого человека.
Одиночество – щемящее чувство радости, смешанное с тоской, это и печаль, и такое чувство, которое трудно объяснить).

5. Чтение текста по ролям.
(При чтении передать душевное состояние героев)
- Почему же сказка называется «Лисичка»?
-Какой вывод можно сделать?
(Нельзя поддаваться унынию, надо уметь видеть прекрасное вокруг, уметь радоваться, и одиночество отступит)

V. Физкультминутка

- Как живешь?
- А плывешь?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Ждешь обед?
- Машешь вслед?
- Утром спишь?
- А шалишь?
- И на уроке как сидишь?
VI. Чтение хокку
- Прочитайте трехстишие про себя?
- Что это?
- Какие чувства испытывает герой этого хокку? – Если судить по первой строчке? (Обрати внимание на каждое слово).

- А как ты понимаешь две последние строчки: чем озабочен герой?
- Чего бы ему очень хотелось?

- Прочитайте хокку, передав чувства автора.
VII. Картинная галерея
Отправимся в галерею.
Учитель: (стих. Татьяны Курбатовой – тамбовской поэтессы)
Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте
Движенья кисти, как смычок в руке.
Он пел о радости, о вере и надежде,
О том, что есть и том, что было прежде,
О тех, кто с ними и тех, кто вдалеке.
Отдав холсту души своей тепло,
Творил художник тихо и светло.

- Найдите в галерее картину Марка Шагала «Часы»
Мы уже встречались с картинами этого художника; в 35 лет он покинул Россию. Он постоянно ощущал связь с Родиной, считал себя русским художником, хотя его относят к разряду французских мастеров.
Марк Шагал говорил, что нет ни одного сантиметра в его картинах, в котором бы не было ностальгии по Родине.
- О чем картина и почему так называется?

На картине на переднем плане в центре большие часы, символизирующие неумолимый бег времени. Слева, в углу картины – у темного окна маленький человек.
Использование контраста (часы огромные и маленький человек)
Неяркие краски (грязно-желтый – преобладает)
Темные краски (черный, синий) говорят о душевном состоянии художника.

Сочетание цветов, композиция соответствует чувствам, мыслям автора, ярко, точно передают одиночество.
VIII. Работа с текстом с. 122
1.Прочитать
-Чем проникнуто одиночество?
На доске:
тоска
печаль
грусть


одиночество

мечта
ожидание

IX. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “На севере диком” (Портрет)
- А теперь давайте прочитаем стих М.Ю.Лермонтова “На севере диком”
(М.Лермонтов прожил неполных 27 лет, его творческая жизнь продолжалась 13 лет, за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе.)
1. Чтение про себя (Отметить непонятные слова.)
2. Обратитесь к подсказке Ученого кота.
(Сыпучий – представляющий собой совокупность мелких частиц, не сцепленных между собой (словарь рус. яз.)
3. Чтение вслух.
- Какие слова подбирает поэт, что бы подчеркнуть обособленность и сосны и пальмы, чувство одиночества?
(север дикий, одиноко, голая вершина)
- Что значит “горючий утес”?
X. Работа по картине Ивана Ивановича Шишкина
Картина русского живописца Ивана Ивановича Шишкина передает те же чувства поэта, но только другими средствами – средствами живописи.
На картине Шишкина – в центре, на переднем плане, на вершине скалы, на фоне устрашающе темно-грозовых безбрежных далей вырисовывается могучая одинокая сосна-мечтательница, грезя о другом светлом и радостном мире. Композиция картины, темный мрачный колорит, контрастность черного, темно-зеленого и белого цветов соответствуют чувствам, мыслям автора.

- Какое впечатление оставляют картины природы?
- Что объединяет стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” и картина Ивана Ивановича Шишкина?
- Это стихотворение о природе?
(В стихотворении М.Ю.Лермонтова чувство одиночества, мотив мечтательной тоски, о друге который где-то далеко испытывает то же настроение.)
- Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов?
(олицетворение, одухотворение)
- Какое настроение несет в себе стихотворение: мрачное, грустное, печальное, торжественное, тревожное, безысходное, мечтательное, светлое?
А картина?
- Можно ли охарактеризовать его одним словом.
Вывод:
Чувство одиночества – сложное чувство.
XI. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Парус”.
1.Чтение про себя (подсказка Кота Ученого)
2.Чтение вслух.
3.Словарь
(Мятежный
Мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти.)
-«Парус» был положен на музыку. Не приходилось слышать?
-Какая по характеру должна быть музыка?
XII. Слушанье романса
Романс «Белеет парус одинокий» написан композитором Александром Егоровичем Варламовым на стихи М.Ю.Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения – стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Романс написан в энергичном ритме.

- Какая музыка?
- О каком в данном случае одиночестве говорит поэт?
- Прочитайте те строчки, из которых видна приподнятость чувств и радость жизни.

- Добавим к схеме «одиночество».
- Одиночество проникнуто какими новыми чувствами?
(Приподнятость чувств, радость жизни)

Итак, что мы можем сказать об одиночестве? Что это?

Одиночество – сложное чувство и его по-разному могут описать писатель, поэт, художник, композитор, используя различные средства: слово, краски, музыку.

-Какому герою из рассмотренных произведений легче перенести одиночество?
-Почему? (Рядом с ним был друг)
-О приключениях Ежика и Медвежонка можно прочитать в книге «Я на солнышке лежу» С.Козлова. (Показ книги и иллюстраций)

-А если бы вы были на месте Ежика, как бы вы поступили?

XIII. Итог
- Вернемся к названию темы.
- Почему же мир чувств – хрупкий и прочный?

Литература
1. 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 3класс – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2009
2. Блинова И.В. Литературное чтение 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой – Волгоград: Учитель, 2006
3. Курбатова Т. Разноцветные стихи.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены