РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок литературы по рассказу Вл. Набокова "Обида" в 7 классе

Изучение произведений Владимира Набокова является одним из актуальных вопросов развития читательской культуры современных школьников. Его имя ставится в один ряд с именами великих русскими классиков начала XX века. Литературный процесс Серебряного века невозможно представить без творческого наследия Набокова, изучению которого посвящен комплекс уроков в программе литературы в старших классах. Но уже в среднем звене в 6 – 7 классах отдельные уроки литературы можно посвятить знакомству обучающихся с творчеством Вл. Набокова и изучению его поэтических и прозаических произведений.

Автор представляет методическую разработку урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием современных педагогических технологий. Урок посвящен анализу рассказа Вл. Набокова «Обида» и представляет собой раннее знакомство обучающихся с именем этого русского писателя и особенностями его писательского стиля.

Использование современных педагогических технологий: модульно – блочная технология с применением приемов работы «французских мастерских», информационно – коммуникативные технологии.

Цель урока: вызвать читательский интерес к творчеству В. Набокова через знакомство с его писательским стилем и анализ текста рассказа В. Набокова «Обида».

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством В. Набокова
  • раскрыть художественный замысел рассказа Набокова «Обида»
  • охарактеризовать систему нравственных ценностей в литературном произведении
  • проанализировать рассказ «Обида» как художественное целое.

Развивающие:

  • способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся
  • развивать умения делать выводы и обобщать материал на основе работы с источником информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного
  • развивать интеллектуально - образное и эмоциональное восприятие художественного произведения
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Воспитательные:

  • способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, воспитанию читательского вкуса.

Форма работы: групповая

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, медиапроектор, модульные карты

Введение

Интегрирующая цель: вызвать читательский интерес к творчеству В. Набокова.

Приветствие. Вступительное слово о писателе. Учитель знакомит обучающихся с планом работы на уроке. На экране проецируются темы работы групп: I. «В. Набоков - автор рассказа «Обида»; II. «Поэтика рассказа Набокова «Обида»; III. «Идейное содержание рассказа Набокова «Обида»

Инструкция по работе с модульными картами.

Первый модульный блок

Цель: выявить первые читательские впечатления о писателе, о его творчестве, о рассказе «Обида».

Задания по группам: Прочитайте задания первого блока. Заполните первый раздел модульной карты. Сделайте необходимые записи. На выполнение задания 7 мин.

I. Прочитайте статью о В. Набокове. Составьте и запишите три тезиса о его жизни и творчестве. Выберите только то, что, по вашему мнению, повлияло на формирование его писательского таланта.

II. Составьте и запишите три тезиса о художественных особенностях рассказа «Обида». Обратите внимание на то, что отличает рассказ от произведений других авторов.

III. Составьте и запишите три вопроса об идейном содержании рассказа. Что является его основной мыслью?
Обсудите ответы в группе. Сравните ваши ответы с предложенными. За каждый правильный ответ поставьте по 1баллу. Суммируйте баллы. Внесите полученное количество баллов в соответствующую строку.

Результаты усвоения:

I.

  • «Набоков долгие годы провел за границей, но навсегда оставался русским по духу»
  • «В своем творчестве Набоков продолжил традиции русской классики»
  • «Каждое из произведений Набокова - это эпизод из романа под названием «Жизнь»

II.

  • «Вырванность» рассказа из общего контекста, впечатление, будто рассказ является частью значительно большего произведения
  • Особая цветовая символика произведения
  • Отсутствие каких-то ярких в эмоциональном плане картин.

III.

  • Что больше всего страшит и угнетает Путю?
  • Что явилось главной причиной Путиной обиды?
  • Кто он: «ломака» или пойманный совенок?

Второй модульный блок
Цель: раскрыть художественный смысл рассказа Набокова «Обида» и авторский замысел.

Задание по группам: Внимательно прочитайте вопросы, обсудите в группах, ответы запишите в графы второго раздела модульной карты.

I. Какой смысл вкладывается героями рассказа в слово «ломака»?

II. Почему при попадании в мишень Васи Яков Семенович говорит: «Браво!», но никто не замечает меткости Пути?

III. Почему рассказ не завершается уходом Пути домой, а заканчивается сценой с пойманным совенком?

Внутри группы составьте рейтинговую таблицу активности участников. Внесите полученное количество баллов за вашу работу в соответствующую строку: от 1 до 4 (по количеству участников группы)

Результаты усвоения (приблизительные ответы):

I. «Набоков видит в пойманном совенке Путю. У Пути свой собственный взгляд на мир, свои интересы. Совенок близок самому Набокову»

II. «Ломака - это кривляка, человек, который хочет, чтобы на него обратили внимание. А на самом деле Путя схож с пойманным совенком»

III. «У Пути свой духовный мир, не похожий на мир окружающих его людей. Путя психологически настроен на одиночество. Путя - скорее пойманный совенок, чем «ломака»».

Третий модульный блок

Цель: проанализировать рассказ «Обида» как художественное целое и определить развитие в рассказе авторского замысла.

Задание по группам: Прочитайте задания вашей группы. Заполните третий раздел модульной карты. На выполнение задания 7 мин. Проведите взаимопроверку групп (1 – 2, 2 – 3, 3

– 1). Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

I. Разделите текст на части и составьте цитатный план рассказа.

II. Разделить рассказ на смысловые части, соответствующие нарастанию чувства обиды в Путе.

III. Разделите текст рассказа в соответствии с его цветовой палитрой.

Результаты усвоения (приблизительные ответы):

I.
«День просто гнетущий, но неизбежный»
«Игра была довольно тягучая»
«Дети в саду»,- сказала Анна Федоровна»
«Никого кругом не было»

II.
Путя остается один в ожидании неудачного дня
Никем не замеченная меткость
Путя - ломака?
Как пойманный совенок.

III.
Ослепительно - желтый, солнечный, золотой
Темно - зеленый, гнетущий глубокой зеленью
Насыщенно - синий, фиолетовый
Ярко - красный, переходящий в бордо.

Четвертый модульный блок: подведение итогов работы

Цель: обобщить полученные знания в виде развернутого ответа, оценить собственную работу.

Задания общие для групп и вопросы:

  1. Внимательно ознакомьтесь с ответами, внесенными вами в модульную карту. На их основе составьте 3 – 5 предложений о рассказе Вл. Набокова «Обида». Ответы запишите в четвертый раздел вашей модульной карты. Проведите взаимопроверку внутри группы. Подсчитайте количество набранных баллов. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.
  2. Что показалось наиболее интересным, что запомнилось? К какому выводу вы пришли? Сформулируйте свою точку зрения об особенностях писательского дара В. Набокова. Аргументируйте на примере текста рассказа «Обида».
  3. Попробуйте передать свои ощущения одним словом.

Варианты ответов: «обида», «цвет», «необычно», «новое», «эпизод», «жизнь».

Рефлексия

Вопросы:

  1. Обратите внимание на цель нашего сегодняшнего урока. Была ли она достигнута?
  2. Произошло ли для вас открытие творчества великого русского писателя?
  3. Вызвал ли наш урок интерес к творчеству этого автора? Подведите итог своей работы на уроке.

Домашнее задание: прочитайте один из рассказов В. Набокова (по списку, предложенному учителем). Заполните страницу «Читательского дневника».

Литература:

  1. Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. - СПб.: Амфора, 2003. - 399 с.
  2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с.
  3. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл./ В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян, Н.М.Свиридова и др.; Под общ. ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб.: СпецЛит,2000. – 463 с.
  4. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе: Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк.: В 2-х ч. Ч.1/ Л.А.Смирнова, А.М.Турков, А.М.Марченко и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. Ф.Ф.Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1994. – 383 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены