РАЗРАБОТКИ
|
Бинарный урок-репортаж: природоведение – русский язык
Цель урока: совершенствовать умение озаглавливать текст, составлять план и записывать собственный текст.
Задачи урока: 1. Развивать наблюдательность, творческое мышление, познавательный интерес. 2. Обогащать речь учащихся новой лексикой, привить вкус и интерес к слову. 3. Воспитывать любовь к природе, заботу о птицах. Оборудование: 1. Презентация "Птицы-наши друзья" с голосами птиц 2. Карта республики Коми. 3. Презентация "Прилузье моё" 4. Книги о птицах. Ход урока: 1. Организационный момент. Презентация "Птицы-наши друзья" с голосами птиц -Послушайте стихотворение Е. Трутневой « Пришла весна». Пришла весна! Весна – красна!! С зеленой травкой у окна. Повесила сережки березе - белоножке. Везде весна! Везде, везде- В звериной норке и в гнезде. Как много солнечных лучей! На старых липах крик грачей, Свистят веселые скворцы, На каждом дереве - певцы. И под кустом в траве пчела Фиалку синюю нашла. -Какие признаки весны вы услышали в стихотворении? 2.Подготовка к работе над сочинением. -Сегодня мы посвятим урок перелетным птицам. Представьте, что от теле-радио компании «Коми гор» мы получили задание - собрать материал о птицах, которые прилетают к нам весной. 1)-Будем готовиться к репортажу. Я буду брать у вас интервью. Репортаж – это: 1. Сообщение о местных событиях, событиях дня, информация. 2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Интервью – это, предназначенная для печати (или для передачи по радио, телевидению), беседа с каким-нибудь лицом. -К концу репортажа мы должны ответить на вопросы плана. ( план записан на доске): План: 1.Внешний вид птицы. а) Голова. б) Брюшко. в) Спинка. г) Крылья. д) Хвост. 2. Где гнездятся? 3. Чем они питаются? 4. Чем полезны людям? -Как бы вы начали свой рассказ? -Выберите из следующих предложений начало своего рассказа и запишите в тетрадь: * Мы находимся на лесной опушке. * Наш микрофон установлен на лесной опушке. * Мы ведем свой репортаж с лесной опушки. 2)-Весна с каждым днем ускоряет свой шаг. Как бы вы спросили об этом на коми языке? ( Кутшöм поводдя тулысын?) ( дети рассказывают о погоде на коми языке). Тулыс локтiс. Шондi шонтö енджыка. Пöльто лун тöв. Лым сылö. Лунъяс лоины кузьöсь. Лунвылысь воöны лэбачьяс. -Вспомним, как мы по коми называем этих птиц: ГРАЧ – сьöд рака ЛЕБЕДЬ – юсь ГУСЬ – дзодзöг ЧАЙКА – каля КУКУШКА – кöк ЖАВОРОНОК – колипкай ТРЯСОГУЗКА – сырчик СТРИЖ – джыдж ЛАСТОЧКА – чикыш СКВОРЕЦ – ябыр ЖУРАВЛЬ – тури ОРЕЛ – кутш ЯСТРЕБ – варыш СОВА - сюзь 3)- Прочитайте и найдите границы предложений, поставьте точки и запишите. Наступила весна солнце согревает землю скоро лес оденется листвой звонко запоют птицы -Сколько здесь предложений? -Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать текст? (самостоятельная работа) 4) Выступления детей. -Послушайте стихи о птицах, которые прилетают в республику Коми. (на карте республики закреплены рисунки птиц). 5)Графический диктант. - Из данных слов выпишите только безударные гласные буквы: Скв.рцы, гр.чи, ж.р.вли, стр.жи, леб.дь, с.ва, с.ницы, чайки. -Проверим написанное: о, а, у, а, и, е, о, и. -Какое слово лишнее? (сова – не перелетная птица) -Продолжим наш репортаж. О весне, о птицах сложено много примет. 6)Задания группам. -Соберите из слов предложение и прочитайте. 1- скоро, чайка, пойдет, лед, прилетела. ( Чайка прилетела – скоро лед пойдет). 2- ласточка, гром, прилетела, скоро, грянет. ( Ласточка прилетела – скоро гром грянет). 3- рано, через, грач, месяц, прилетел, сойдет, снег. ( Рано грач прилетел – через месяц снег сойдет) -Любой красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы. Об этом и говорится в этой сказке. 7)«Сказка о птицах» (читает учитель). Давным-давно, в стародавние времена, в Вековечном лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. Удивительно красивые песни распевали лесные птицы: звон, свист, трели, гомон. Жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было. Грусть-печаль поселилась в этом лесу, потому что все птицы были черно - пречерного цвета. Захаживали в вековечный лес и дети по грибы да ягоды. Слушали они разноголосый хор лесных птах, но отличить их друг от друга не могли. Наскучило так жить птицам, и обратились они однажды к самому главному правителю жизни на земле - мудрому Солнцу: « О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной". Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный лес, разобраться и навести там порядок, потому что без радости - какая жизнь?! Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: « Я помогу вам!». Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: « Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению. И стало в Вековечном лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радуга. -Радуга украсила оперения птиц. И каждую из них мы можем узнать. -Но мы должны знать и о жилье птиц. 8)Игра « Узнай, чей домик» ( рисунки гнездовий птиц) ДУПЛО (синица, дятел, поползень) ГНЕЗДА на ветках деревьев (грач, ворона, зяблик, трясогузка) ГНЕЗДА в траве, в поле (жаворонок, соловей) БЕРЕГА (утка, гусь, лебедь, чайка, ласточка, стриж). -Составьте и запишите предложение. 9.Игра « О ком я говорю?» (задания по группам) -Опишите птицу по предыдущему плану. По описанию отгадываем птицу. Физминутка «Прилетели птицы». -Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопаете в ладоши. -Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… -Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны... -Прилетели птицы: голуби, куницы… -Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи… (У страусов крылья почти исчезли, летать не могут). -Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. -Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы… -Все вы молодцы! -Все птицы делятся на певчих птиц и птиц, издающих отдельные звуки. Вот, что однажды произошло в лесу с певчей птицей зябликом и филином. 10.Сценка « Зяблик и филин». Зяблик, увидев филина, улетает. Филин: -Сиди, не бойся. Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу. Зяблик: -О чем, филин? Филин: -Обида у меня. Ну, понимаешь, когда весна приходит, всем радостно. Все птицы петь начинают. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят, и овсянок, и тебя. Зяблик: - А что? У меня песенка хорошая. Филин: - Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда. Зяблик: -А какая у тебя песня? Филин: - Замечательная. Вот, послушай: пу-гу! пу-гу! пу-гу! Стой! Куда ты? И этот удрал! И чем же песенка моя не нравится? -Птицы украшают землю своим пением. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в них бодрость и радость. 11)-Мы много прочитали рассказов и стихов о птицах. ( выставка книг) -Каждая группа должна записать на листочке характеристику птице: 1- ласточки 2- кукушки 3-грачи 4-скворцы Например: ЛАСТОЧКИ – голова и спинка черные, грудь и брюшко белые, длинные острые крылья, раздвоенный хвост, птица воздуха, гнездо из глины и слюны. Семья за 1 сутки съедает 1 млн. вредных насекомых. КУКУШКИ – труженицы, обжоры, небольшие птицы, не строят гнезд, питаются насекомыми, кукуют самцы. За 1 час поедают 100 мохнатых гусениц. ГРАЧИ – первые весенние птицы; черные, как угли, дружные, гнезда на деревьях, белоносые. За 1 день уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. СКВОРЦЫ – черные, желтоклювые, певец-попугай, гнездо в дупле или в скворечнике. Семья за 1 день съедают 350 гусениц жучков, улиток. - Как же мы закончим наш репортаж? (Птицы - наши друзья). Помните крепко, ребята! Гнезда нельзя разорять! В птиц не стрелять из рогатки! Верным друзьям помогать! - А как помогать и охранять наших друзей? - На следующем уроке мы запишем наш репортаж в виде сочинения. Каждый подумает, какая птица больше всех понравилась и напишет о ней. 12)-Что мы должны знать, чтобы правильно написать текст? Текст состоит: 1. Начало. 2. Основная (главная) часть. 3. Концовка. - Послушайте, как написал сочинение о синичке один школьник. ( текст "Синичка") Синички - это красивые птицы. Они очень ловкие и подвижные. На голове у них черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Клювик у нее тоненький. Синички живут в лесах, парках и садах. Они питаются насекомыми, семенами, ягодами, любят сало. Птички очищают леса и сады от насекомых-вредителей Хороша птица! - В конце репортажа ответим на вопросы викторины. 13) ВИКТОРИНА. 1. Какова температура тела птицы? (38 – 45˚С ) 2.Какие органы чувств лучше всего развиты у птиц? (зрение, слух) 3.Чем слышат птицы? (перьями) 4.Как птица находит дорогу домой? (по звездам) 5.Самые искусные строители гнезд? (ласточки) 6.Лучший певец? (соловей) 7.« Не знает своей мамы». (кукушка) 8.Лесной доктор? (дятел) 3. Рефлексия. - Как вы относитесь к птицам? -Что бы вы хотели пожелать друг другу? 2 УРОК. 1.Составление плана. Озаглавливание. 2.Орфографическая подготовка. 3.Самостоятельная работа учащихся. 4.Самопроверка. 5.Чтение сочинений по выбору учащихся. Список использованной литературы. 1.Иванец М.Ф. Учить быстро, интересно, успешно. Методические рекомендации для учителей начальных классов.-Сыктывкар.,1996. 2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.(Выпуск 2): Практическое пособие для учителей начальных классов.- Ростов н(Д.:ТЦ «Учитель»,2002. 3.Моторина Л.А.,Лодыгина З.А. Öмидз тусь: Роч программа серти 2 класса велöдчысьяслы велöдчан книга. 2 юкöн.-М.: Издательство ДИК,1998. 4.Обучение русской письменной речи на уроках грамматики и правописания.( Методическое пособие в помощь учителю коми школ)-Сыктывкар.:ИУУ,1988. 5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений.( Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-М.:Азбуковник,1997. 6.Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.-М.:Просвещение,2004. 7.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение,2003. 8.Поиск оптимального варианта. Из опыта работы учителей начальных классов. -Сыктывкар.: Поиск,1992. 9.Природоведение в начальной школе. Сборник материалов-Сыктывкар.:Поиск,1992.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены