РАЗРАБОТКИ
|
Урок одного стихотворения
Урок одного стихотворения
Тема: Части речи. Обобщение. Цель: 1..Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог). 2.Развивать речь учащихся. 3.Учить обобщать, доказывать, обосновывать свои ответы 4.Воспитывать любовь к русскому языку. Оборудование: -плакаты, схемы-опоры о частях речи. -картины: И.И.Левитан « Весна. Большая вода », А.К.Саврасов « Грачи прилетели », -музыка из цикла «Времена года - Апрель» П.И.Чайковского. Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Повторение. Введение в тему урока. -Тему сегодняшнего урока вы узнаете из моих подсказок: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное) Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное) Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Все в действие придет: Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. (Глагол) И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит по? Что значит за? И за и по -…(предлоги)». -Сегодня мы с этими частями речи совершим путешествие. А куда, догадайтесь сами: Пришла, улыбнулась- Утихли метели. Позванивать стал Колокольчик капели. Река пробудилась, Растаяли льды. Наряд белоснежный Надели сады. Взревев, за работу Взялись трактора. А птицы пропели: «Вить гнезда пора!» -Итак, это…весна. 3.Минутка чистописания. -Откройте тетради. Запишите число. -Какое слово написано на доске? Охарактеризуйте буквы в этом слове. Какие звуки они обозначают? В е с н а 4.Словарная работа. -Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов кусочки откусили, Из книжки в норку утащили. -В продолжении урока нам встретятся слова. (слова выставлены на доске) в . сна , р . ка , со . нце , выш . на , жав . ронок 5.Графический диктант. -Запишите в тетради только пропущенные буквы. -Проверим. Докажите проверочным словом. ( е , е , л , и , о ) 6.Работа над текстом. (звучит музыка П.И.Чайковского). -Послушайте стихотворение Е.А.Баратынского(1800-1844) «Весна» Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон, Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне… -О каком времени года говорится в стихотворении? -Подробнее познакомимся с признаками весны. - Прочитайте первое четверостишие. ( у каждого на парте лежит листочек с первым четверостишием). Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон. Своей лазурию живой Слепит мне очи он. -Какую картину вы представили? (небо - чистое, лазурное, ясное; солнце - яркое, ослепительное) а) Работа по картине. -Посмотрите на картину и скажите, подходят ли названные признаки к ней? -Вслушайтесь в красоту звучания слов. Какие образные слова и выражения привлекли ваше внимание? б) Игра « Узнай и найди по описанию». ( на доске выставлены слова и их значения) 1. небосклон - светло-синий цвет, синева. 2. лазурь - мешает видеть, смотреть. 3. слепит - глаза. 4. очи - часть неба над горизонтом. -Найдите в этом отрывке имена существительные. Что вы знаете об этой части речи? ( Памятка-опора дана в виде солнышка с лучиками). в) Задания по группам: 1- Определите род, число имен существительных. 2-Среди данных слов найдите лишнее. Весна, воздух, очи, он (он - местоимение 3 лица). 3-Сделайте звуко-буквенный разбор слова весна. Дополнительное задание: Подберите синоним к слову очи. Физминутка « Цветок» -Прочитайте 2 четверостишие. На торжествующем хр . бте Шумят ручьи! Бл . стят ручьи! Поднятый ею ле . . Взревев, р . ка н . сет. а) - Что вы заметили? Восстановите порядок строчек. -Как называется это явление? (ледоход). -Что происходит со льдом? ( трескается, ломается, разрушается, набегают, погружаются). -К какой части речи относятся эти слова? (глаголы). -Что вы знаете об этой части речи? (памятка-опора о глаголе) б) - Прочитайте выразительно стихотворение. (Работа с сигнальными карточками). -Покажите пропущенные буквы. Назовите проверочные слова. -Какие встретились непонятные слова? Хребет-позвоночник, спина; горная цепь. Торжествующий – чувство радости, удовлетворения. -Какие глаголы встретились в четверостишии? Шумят, блестят, несет Индивидуальные задания по группам: 1-Образуйте от этих глаголов другие части речи. Подумайте, как можно их назвать? (однокоренные)- 2-Измените глаголы в ед.ч. по временам. Н. ВР. ПР. ВР. БУД. ВР. 3- Образуйте глаголы неопределенной формы. -Прочитайте 3 четверостишие. а)- Замените рисунки словами, вместо линий добавьте пропущенные слова. Под самое взвился И в … выш . не … жаворонок поет … гимн в . сне. (слова-помощники: солнце, яркой, незримый, жаворонок, заздравный) Физминутка. -Весной просыпается природа. Мы с вами оказались на проталинке. Подслушаем разговор бабочки с мухой. Инсценирование «Крапивница и муха». б)- Еще раз внимательно прочитайте четверостишие. -К какой части речи относятся пропущенные слова? (имена прилагательные). -С какими словами они дружат и как называются эти пары? (словосочетания). в)- В словосочетаниях выделите окончания, определите падеж, поставьте вопросы. Задания по группам: 1- в яркой вышине 2- незримый жаворонок 3- заздравный гимн Как определить падеж имени прилагательного? ( по существительному, к которому оно относится). -Что означают эти слова? незримый - недоступный зрению, скрытый, тайный. заздравный – провозглашается за здоровье. Гимн – торжественная песня ( символ), хвалебная песня. -Запишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Определите части речи. -Сколько сказуемых? Как они называются в предложении? (однородные). в) - Какие маленькие и незаметные слова встречались в стихотворении? (предлоги) -Выпишите из текста слова с предлогами. Сделайте морфологический разбор имен существительных: 1-под солнце 2- на хребте 3- в вышине 7. Обобщение. -С какими частями речи мы сегодня работали? На какие две группы можно разделить эти части речи? -Выразительно прочитаем все стихотворение. 8. Домашнее задание. -Выучите стихотворение наизусть, сделайте к нему рисунки. Приложение. Физминутка « Цветок» Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. «Крапивница и муха» ( инсценирование ) Крапивница: -Пусти муха, пусти негодная! Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться! Муха: -Кто ты такая, чтоб тебя пустить? Крапивница: Бабочка я, крапивница. Не тебе, муха, чета! Муха: -Ну и лети к себе в крапиву! Крапивница: -Где крапива, когда еще снег кругом? Муха: -А мне какое дело? Это мой дом, моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке под окошком. Крапивница: -И я спала в щелочке под окошком! Ты с какой стороны? Муха: -С левой. Крапивница: -А я справой! Я тоже здешняя. Муха: -Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены