РАЗРАБОТКИ
|
Развитие орфографической грамотности
Развитие орфографической грамотности.
Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема. стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний, один из этих вариантов выбирает пишущий. Орфограмма "работает" в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным обследований, более чем у 30% учащихся орфографическая зоркость (умение видеть орфограмму) формируется стихийно. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем, обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Одна из таких проблем – научить детей грамотно писать. Из опыта своей работы мы убеждаемся, что проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфограммы, разрозненности изучаемых правил, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению и другие. В ходе реализации программы развития школы, в связи с модернизацией системы образования одним из главных направлений является формирование у школьников прочных орфографических навыков. Так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Оценка достижений учащихся даётся в участии детей в очных и заочных олимпиадах "Русский медвежонок". Орфографическую и речевую грамотность показывают на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Поэтому учитель начальных классов должен вести систематическую, целенаправленную работу по этой проблеме. Последнее время учителя – практики задумываются над эффективностью обучения, модернизируют методы, формы проведения уроков. В начальной школе интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно – методических комплектов. Цель данного труда показать систему работы в обучении учащихся начальных классов по развитию орфографической зоркости. Для достижения этой цели ставила такое условие: знание теоретических основ интеграции методов, средств развивающей традиционные системы обучения для выработки орфографической зоркости. В соответствии с целью и условием определены и задачи: 1. Провести анализ психолого – педагогической и учебно – методической литературы для определения основных положений дореволюционной и современной методики обучения орфографии. 2. Формировать орфографические навыки на основе понятий. 3. Систематизировать упражнения по степени сложности и самостоятельности для учащихся начальной школы по русскому языку. В работе применила такие методы: изучение и анализ методической и психолого–педагогической литературы, педагогические наблюдения, беседы с коллегами о проблеме формирования орфографической грамотности. Этой проблемой занимались Д.Н.Богоявленский, Н.С.Рождественский, Н.Н.Алгазина, Р.М.Львов и многие другие. Работы этих авторов свидетельствуют о том, что на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко – буквенным анализом формируется у детей орфографическая зоркость. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Этому я стараюсь уделять самое серьёзное внимание на всех этапах учебного процесса. Уже в 1 классе на уроках обучения грамматике начинаю знакомить детей с "ошибкоопасными" листами. В русском языке много слов, в которых могут "вырасти" ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Всё как будто знаешь, а ошибки…"растут" как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то ещё. А что же? Ответ на этот вопрос мы с детьми ищем вместе. Вспомните, кому нужна зоркость."Моряку, скажете вы. – Ему нужно избежать столкновения с другим кораблём или, например, с айсбергом". Вы правы. "Ястребу, - скажете вы. – Ему необходимо издали видеть добычу" И вы опять окажетесь правы. "Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику". Тоже верно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели много "инструментов": очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, телескопы.Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. "А что ещё?" – спросите вы. Зоркими бывает ещё и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чём – то эти люди похожи… на настоящих грибников. "Грибная удачливость" у всех разная. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И оно находят их легко и быстро. Грибное счастье им улыбается. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать "грибные места" для ошибок. Сейчас придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар. называют "огнеопасным", о месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно "взрывоопасное". Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка. Правильно: это "ошибкоопасное" место. Чтобы видеть "ошибкоопасные" места, надо понимать, почему они возникают. Для этого нужно узнать у фонемы её тайну". Так, уже в период обучения грамоте требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по слогам. С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы. В дальнейшем перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. Вот почему чтение занимает большое место в учебном процессе, и контроль за этим разделом обучения русскому языку требует неослабного внимания. В начале каждого урока 5 минут отвожу дополнительному глазному и жужжащему чтению, на уроках русского языка использую методику орфографического проговаривания по системе П.С.Тоцкого. Слежу за тем, чтобы дети систематически читали книги, заставляю пересказывать содержание прочитанного на уроках. Со 2 полугодия первоклассники ведут читательские дневники. Приобретению детьми прочных навыков и умений чтения и письма уделяю особое внимание. По этому поводу В.А.Сухомлинский писал: "Чтобы без особых трудностей овладеть программой, ученик с естественными умственными данными должен читать в 3-4 раза больше по сравнению с обязательными программными сведениями…Ученикам же, которые встречают непосильные трудности, необходимо читать в шесть-семь раз больше". В практике обучения мы, учителя, часто встречаемся с такими случаями, когда учащиеся повторяют прежние ошибки. Просто проверить тетради и раздать их детям – значит, на мой взгляд, ничего не сделать для предупреждения ошибок в работах детей. Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительные результаты, применяю индивидуальные задания. После нескольких работ накапливается определённое количество слов с ошибками. На полях против неправильно написанного слова, а иногда в конце работы пишу задание из одного-двух пунктов. Получив тетрадь, ученик видит, что ему нужно сделать, чтобы в дальнейшем по возможности не повторять допущенных ошибок. В русском языке есть много слов, написание которых нужно запомнить. Для этого дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Вверху крупными буквами я пишу: "Запомнить". Сюда учащиеся записывают слова, которые я выделяю для запоминания. Перед тем как выписать слово на первую страницу, ученик должен составить с ним предложение и записать в тетрадь. Приступая к выполнению домашнего задания, ученик должен повторить слова на первой странице тетради. Когда тетрадь кончается, я указываю, какие слова перенести на первую страницу новой тетради. Некоторым более сильным учащимся разрешаю самим выбрать, какие слова перенести в новую тетрадь. Постоянно повторяя эти слова, учащиеся твёрдо запоминают их написание. Кроме этого вида работы, давала и другие задания. Вот некоторые из них: 1. 1. Напиши названия шести предметов, которые ты видишь вокруг. Поставь в словах знак ударения. 2.Разбери по составу слова: прогулка, посадка 2. 1. Повтори правило о правописании приставок. 2.Придумай и запиши в тетрадь слова с такими приставками: о-, у-, со-, за-. 3.Придумай и запиши в тетрадь слова с предлогами: о, у, в, за. 3. 1. Запомни: солома, вагон. 2. Проверь написание: ост. новка, ок.залось. 3.Придумай слова, употребив приставки: с-, до-, по-. 4. 1. Проверь по словарю стар. к, стар. й человек, остр. ть, остр. й, остр.е 2.Запомни: счастье 3.Объясни: безжалостный. Напиши четыре слова на это правило. С любым из этих слов составь предложение. 5. 1. Напиши восемь слов с шипящей на конце, четыре слова с ь, четыре без ь. Задания стараюсь разнообразить. Сильным ученикам чаще предлагаю объяснить свои ошибки, слабым указываю, какое правило надо прочитать. При составлении задания для работы над ошибками учитываю объём и трудность домашнего задания по русскому языку и другим предметам. Некоторым учащимся иногда разрешаю не выполнять заданных на дом упражнений, а только сделать работу над ошибками. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Чтобы заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей после нескольких просмотренных работ ставлю не только оценку. А после работ, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что нужно выполнять работу над ошибками по памятке, которая есть у каждого ученика в специальной тетради "Учись учиться". (Приложение) Иногда записываю задания: 1. 1. Повтори правильно правописания разделительных знаков. 2.Выпиши из орфографического словаря в один столбик три слова с разделительным ъ , в другой – три слова с разделительным ъ. 3.В словах с разделительным ъ подчеркни приставки и буквы, с которых начинается корень. 2. 1. Повтори правило правописания проверяемых безударных гласных в корне. 2.Из словаря выпиши в столбик сначала три слова с проверяемой безударной гласной в корне, затем три слова с непроверяемой безударной гласной в корне. 3.Во всех словах поставь знак ударения и подчеркни корень. 4.Ко всем выписанным словам подбери по два однокоренных слова. Подобные задания я даю тем учащимся, ошибки которых носят устойчивый характер. Если же ученик допустил ошибку (или ошибки) не потому, что не знает правила, а по небрежности, то от такого ученика добиваюсь прежде всего серьёзного и внимательного отношения к выполнению любого задания. Все задания по работе над ошибками я строго контролирую и тщательно проверяю. После проведения контрольных работ выделяю специальный урок для разбора ошибок. При этом стараюсь дифференцировать задания. С этой целью готовлю дидактический материал - карточки с упражнениями на те грамматические и орфографические темы, которые слабо усвоены отдельными учащимися и на которые они допустили ошибки. Те же ученики, которые успешно справились с контрольной работой, получают задания, способствующие углублению и расширению знаний по теме. Осуществлять контроль за работой учащихся вообще и за работой над ошибками в частности помогают мне и родители. Их я знакомлю с требованиями к оформлению в тетради письменных работ, с правилами выполнения заданий и упражнений. У каждого учащегося, как я уже говорила, есть тетрадь памяток "Учись учиться", которая постепенно заполняется, помогая ему правильно выполнять задания. Родители, руководствуясь памятками, могут верно проконтролировать работу ребёнка дома. И в 3 классе при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а в конце работы вместо оценки ставлю точку. Ученик, получив работу без оценки, сразу же принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Если он не может найти ошибку сам, то спрашивает у рядом сидящего, если они оба не находят слова с ошибочным написанием, то ищут правило в учебнике и исправляют ошибку. Затем это слово ученик выписывает внизу под работой, подчёркивает ошибочно написанную букву и приписывает проверочное слово. Например, если ошибка допущена в правописании падежного окончания имени существительного, то, найдя ошибку, не только выписывает внизу слово, но и делает полный морфологический его разбор: на площади – сущ., ж.р., ед.ч., 3-е скл., П.п., окончание –и. Как правило, ученики не любят исправлять свои ошибки, тем более вникать в причину, находить правило. Но я заставляю их это делать: не выставляю оценку за работу до тех пор, пока не будет проведена работа над ошибками. Зная моё требование, ученик другую работу выполняет более вдумчиво и сосредоточенно. Такой подход к работе над ошибками повышает грамотность учащихся. Каждый раз, работая с "Памяткой", ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Всё это способствует лучшему запоминанию орфограмм. Со второго полугодия 3 класса веду работу над ошибками по схеме, пользуясь этой же "Памяткой": Пишу правильно: Объясняю: Закрепляю был (Где? в чём?) в деревне сущ., 1-го скл., в предл. падеже (-е) был на реке, в поле с неба (какого?) голубого; прил., сред.род, род.п.(-ого, -его); с неба ясного, чистого вьюга разд.ь знак соловьи, вьют Приёмы, позволяющие не допускать ошибок 1. Над строчкой положить закладку (полоску бумаги, линейку), лучше однотонную, но не белую! 2. По строчке вести пальцем левой руки, одновременно проговаривая по слогам так, как оно написано. 3. Между словами выдерживать паузы, а знаки препинания проговаривать. От этого условия будет в значительной мере зависеть правильность письма. Дети, которые привыкли писать молча, делают много ошибок. Думаю, что правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, недочётов является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей. "Может быть, это звучит несколько парадоксально, - пишет В. Сухомлинский, - но это истина: ученик станет грамотным, когда он на уроках не будет делать ни одной ошибки". Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности. В работе я использую следующие упражнения. Письмо с проговариванием ( в основе этого письма – проговаривание по слогам) Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: "За – пишу з с гласной а, и т.д. Результатом этого письма является грамотное письмо, исключаются столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Сначала образец проговаривания я давала сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа "Как птичка зёрнышки клюёт?" Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз. А на вопрос "А как мы будем зёрнышки – слоги клевать?" хором отвечают: "В книжку – в тетрадь, в книжку – тетрадь". Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто всё задание выполнит быстро, красиво, грамотно. Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух. Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру "Эхо". Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шёпотом. Но так, чтобы я слышала. Ошибки исправляются и записывают слово по слогам. Ошибок типа "на деревьев" вместо "на деревьях" нет. Распределительные диктанты. В моей методической копилке много заданий, которые используются при проведении такого типа диктантов. Карточки сгруппированы по темам, разделам, классам. Обычно я начинаю проводить эти диктанты со 2 – 3 четверти 1 класса, с заданий, связанных с изучением букв, звуков, слогов. На мой взгляд, он хорошо может помочь понять и усвоить новый материал, закрепить его. Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Творческие работы Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений, и на логику изложения. Самые лёгкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Обязательна проверка работы. Предлагаю детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ: 1. Составь рассказ 2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении. 3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова. 4. Проверь по слогам каждое слово. 5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал. В работе, использую и такие виды творческих работ. Мне они очень помогают в работе. Главное – при выполнении каждого упражнения закрепляется навык орфографической зоркости. Задание: Напишите текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом. Живой уголок. Школьники устрлоии живой кологу. Там жвтиу кролик и блкеа. Ребята ухаживают за животными. Крлкоиу дтаю морковку и капусту. Блкее приносят оеирх и грбиы. Рифмованные упражнения, орфографические сказки привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Например: * Имена, фамилии, клички, города, * Мыши, ёжики, чижи – - все с заглавной буквы пишутся всегда только с и всегда пиши. Психологами доказано, что знания , усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок русского языка. Произношу слово, одновременно на доске изображаю его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и почему. Если с большой буквы, приписываю к прямоугольнику вертикальную чёрточку. "Какие ещё правила спрятались в этом слове" – спрашиваю у детей. Приведу некоторые варианты грамматических зарядок. Какие буквы "спорят"? Какие побеждают? №1 сугро…, сне…, заво…, шка…. рука… №2 в в к б Кузнецо ф, Петро ф, кру г, стол п №3 д г б з ря т, ма к, су п, гла с №4 о о е о к а за, д а ма, р и ка, тр а ва №5 о о о о п а ёт, з а вёт, ст а ит, х а тел Упражнения с выборочным ответом Использую с 1 класса по мере прохождения тем. К заданиям предлагаются 3 – 4 ответа, из которых правильным является только один. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы. Требуется: 1. Вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме), 2. Объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву. 3. выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор. Ответы лучше читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Слова ответы 1 2 3 4 зад…ржаться к…лючий щ…ка е а е е о е и о е е о и Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его следует "выбрать" и выписать: задержаться, колючий, щека. Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно. Карточки также позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка. Они помогают за короткое время закрепить материал, проверить, выявить пробелы в знаниях Грамматическое домино Пользоваться (играть) им можно на любом уроке по любой теме (как повторение). Польза от этого очень большая. В течение 3-5 минут дети повторяют все правила правописания. В чём суть домино? К заданному вопросу требуется найти правильный ответ. Все карточки печатаются на полосках- карточках одинакового формата, перемешиваются и раздаются учащимся. Для увеличения скорости письма, повышения грамотности, совершенствование орфографического навыка в системе использую на уроках тренировочные упражнения, которые рекомендует Зайцев В.Н. Дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. Поэтому ежедневно ведётся работа со словарными словами на уроках русского языка. Предлагаю своё решение проблемы грамотного написания словарных слов. Это метод ярких ассоциаций. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Например: гАзета – бумАга кАпуста – зАяц бЕрёза – бЕлая кОрабль – вОлны Для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами на уроках использую и кроссворды. При работе с кроссвордами за ребёнком всегда остаётся право заглянуть в словарь и повторить написания слов Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительные результаты, применяю индивидуальные задания. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. В третьем классе я использую таблицы – плакаты, схемы – опоры. Разбор слова по составу делай так: погрузк а груз грузить Парные звонкие и глухие согласные б в д г ж з п ф т к ш с в корне слова проверяй так: морозы – мороз гряда - грядка Безударные гласные а, о, е, и, я в корне слова проверяй так: травка – трава воды – вода, водичка Схема – опора – это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опоры – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. В четвёртой четверти при повторении изученного материала учащимся были предложены три серии карточек. В каждой карточке представлены три задания по основным вопросам программы по русскому языку для 3 класса. Это разбор по составу, правописание орфограмм в корне слова, разбор предложений, определение частей речи. Слова стараюсь брать такие, с которыми дети или хуже работали на уроках, или те, с которыми они встречались в учебнике "Русский язык" Серия №1 включает в себя такие задания: 1. Разобрать слова по составу; 2. Доказать правописание орфограмм в корне слова; 3. Разобрать предложение. На выполнение этих карточек ученикам требовалось от 20 до 25 минут. Когда такие карточки учащиеся научились точно и быстро выполнять, то им была предложена вторая серия карточек, которые включали в себя уже другие задания и требовали от детей большей самостоятельности. Серия №2 включает в себя такие задания: 1. Выписать слова к заданным схемам; 2. Выписать слова с заданной орфограммой; 3. Разобрать предложение. Если хорошо отработать карточки первой серии, то с карточками второй серии дети справляются сравнительно быстро ( от 10 до 20 минут). Серия № 3 предлагает задания, которые предусматривают: 1. Подбор слова к заданным схемам; 2. Подбор слова на заданные орфограммы; 3. Составление предложений по вопросам. Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий помогает ученикам осознанно овладеть орфографическими навыками грамотного письма. С целью развития оперативной (кратковременной) памяти использую упражнение распространение предложений. Детям предлагается предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает предложение, которое у него получилось. Упражнения по восстановлению деформированного текста Например: Белый, живёт, севере, медведь, на. "Работа с книгой" очень понравилась детям. На партах у детей лежат художественные книги. Задание: Найдите в книге слова, в которых есть орфограмма №3 (Может быть предложена любая другая орфограмма) Запишите эти слова на листочке. Для развития орфографической зоркости использую следующие карточки (индивидуальные) Записано предложение: Аркадий Гайдар – известный детский писатель. Дети записывают номер карточки в тетрадь, записывают предложение и самостоятельно работают. Нумерация орфограмм помогает фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться на проверке, решать орфографические задачи, пользуясь алгоритмом. Например: 2 17 1 17 1 1 На полянке, у тропинки пробиваются травинки. Алгоритм выводим на уроках изучения нового правила вместе с учениками. На уроках используем алгоритмы, предложеные М.Р.Львовым, М.А.Христенко. Например: Составим алгоритм к орфографической задаче – правописание безударных личных окончаний глаголов. 1. Найти орфограмму. 2. Определи тип орфограммы 3. Определи, гласный или согласный 4. Определи, ударный или безударный 5. Определи часть слова 6. Определи часть речи 7. Определи время 8. По неопределённой форме определи спряжение 9. Вспомни правило, запиши правильно. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначений даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые не изучаются в начальных классах, т.е. видят варианты написаний. Вся работа с учениками по формированию навыков грамотного письма была разбита на несколько этапов: 1. Выяснительно –организованный. Выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работах, наметить пути устранения наиболее типичных ошибок. 2. Методико – отборочный. С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для грамотного письма? 3. Тренировочно – технический. Закрепление умения находить орфограммы в словах, предложениях; доказывать и обосновывать свой выбор. 4. Итогово – диагностический Проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой – либо письменной работе. Быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются: чёткое планирование всей работы; тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, речедвигательные, слухо-артикуляционные восприятия; систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками; постоянный контроль за усвоением орфограмм. Анализ психолого – педагогической и методической литературы показал, что целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт хорошие результаты. Здесь мы решали такие задачи: 1. Провести анализ психолого – педагогической и учебно – методической литературы для определения основных положений дореволюционной и современной методики обучения орфографии 2. Формировать орфографические навыки на основе понятий. 3. Систематизировать упражнения по степени сложности и самостоятельности для учащихся начальной школы по русскому языку. Проблема формирования орфографической грамотности существует в силу разных причин, в том числе и низкий уровень лингвометодической компетенции учителей начальных классов, недооценка возможностей периода обучения грамотности для проведения орфографической работы, неумение организовать учебную деятельность при изучении правописания. В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Среди многих существующих на земле заблуждений есть и то, что орфография –трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно. А.И.Герцен говорил: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые".
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены